СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 9 классе на тему: "Эмбриональный период развития организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по биологии. 9 класс

Тема: «Эмбриональный период развития организмов».

 

Цель урока – познакомить учащихся девятого класса с особенностями стадий эмбрионального развития организмов.

 

Тип урока – комбинированный.

 

Образовательные задачи урока:

  • Способствовать изучению и усвоению основной биологической терминологии;
  • Способствовать осознанию основного фактического материала;
  • Способствовать формированию представления об эмбриональном периоде развития организмов;
  • Выявить последствия нарушения нормального хода эмбрионального развития.

Развивающие задачи урока:

  • Способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части.

Воспитательные задачи урока:

  • Способствовать развитию творческого мышления;
  • Способствовать развитию экологического сознания.

 

Используемый учебник:

Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин, - М.: Дрофа.

 

Материалы и оборудование: лист А4, ножницы, круг из цветной бумаги диаметром 10 см, рабочие листы – на каждого ученика; электронная презентация «Эмбриональный период развития организмов».

 

Ход урока

Структура урока

Действия учителя

Действия учащихся

1. Оргмомент

 

 

2. Актуализация знаний

Проговаривает основные понятия, изученные ранее в главе 11 (п. 28), в главе 12. Проводит блиц-опрос (см. Приложение 1) (слайд 2)

Участвуют в блиц-опросе, пытаются определить название животного, скрытого под пронумерованными табличками.

Раскрывает понятие онтогенез, его периоды; выделяет для изучения на уроке эмбриональный период развития, дает его определение (слайды 3-5)

Сопоставляют изображение одноклеточной зиготы с изображением многоклеточного ланцетника

3. Целеполагание и мотивация

Способствует формулированию цели урока (слайд 6-7)

Формулируют цель урока – познакомиться с особенностями стадий эмбрионального развития организма, способствующих возникновению, многоклеточного организма с дифференцированными органами и тканями.

4. Первичное усвоение учебного материала

Организует работу с рабочими листами (см. Приложение 2); индивидуальная работа или работа в парах (соответственно этапам эмбрионального периода) (слайд 8)

Учащиеся находят ответы на вопросы. Формулировки определений, вставляют пропущенные слова в рабочих листах.

5. Осознание и осмысление учебного материала

Обращает внимание на возможность моделирования процессов эмбрионального развития; организует работу по конструированию этапов эмбрионального развития.

Учащийся (-еся), изучающий (-ие) стадию дробления, знакомит (-ят) с информацией в ходе работы с учебником

Изучая этап дробления, предлагает разрезать круг из цветной бумаги, выступающий в роли одноклеточной зиготы, а затем и каждую из полученных частей пополам. Во время работы учащихся учитель демонстрирует схему образования бластулы, ее строение (слайды 9-17 ее строение  учащихся учитель демонстрирует схему образования бластулыразвития тника)

Учащиеся в парах с помощью ножниц каждую половину разрезают на части, моделируя процесс митоза. Полученные части-клетки многоклеточного зародыша располагают на листе А4, моделируя строение бластулы (рисунки 1-5).

Учащиеся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах

Переходя к этапу гаструляции, предлагает смоделировать поперечный разрез через бластулу и оставить на полученных моделях лишь части-клетки расположенные по кругу. Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования гаструлы, ее строение (слайд 18-22 ее строение нстрирует схему образованиярез через бластулу и оставить на полученных моделях лишь части-клетки расположенные по )

Второй учащийся знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа гаструляции. Учащиеся знакомятся с презентацией и моделируют впячивание, свойственное гаструляции ланцетника (рисунок 6).

Учащиеся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах

Учитель демонстрирует процесс образования осевых органов, изображение поперечного среза осевых органов ланцетника (слайд 25-29)

Третий учащийся знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа органогенеза.

Учащиеся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах.

6. Систематизация знаний и умений; проверка уровня усвоения знаний

Проводит обобщение знаний по основным вопросам (слайд 30):

- Что происходит на каждом этапе в ходе эмбрионального развития?

- В чем заключается сущность каждого этапа?

- В чем заключаются результаты этапа?

Обращает внимание на важность эмбрионального периода, на влияние факторов внешней среды на развитие эмбриона и на дальнейшее развитие организма (слайд 31)

Отвечают на вопросы учителя.

7. Информация о домашнем задании

Параграф 32, вопросы к параграфу, записи в рабочем листе

 

8. Рефлексия (подведение итогов)

За каждый выполненный этап работы в ходе урока учащиеся оцениваются

Определяют степень достижения цели урока. Высказывают свое мнение о ходе урока.

 

 

Просмотр содержимого документа
«План урока по биологии»

План урока по биологии. 9 класс

Тема: «Эмбриональный период развития организмов».


Цель урока – познакомить учащихся девятого класса с особенностями стадий эмбрионального развития организмов.


Тип урока – комбинированный.


Образовательные задачи урока:

  • Способствовать изучению и усвоению основной биологической терминологии;

  • Способствовать осознанию основного фактического материала;

  • Способствовать формированию представления об эмбриональном периоде развития организмов;

  • Выявить последствия нарушения нормального хода эмбрионального развития.

Развивающие задачи урока:

  • Способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части.

Воспитательные задачи урока:

  • Способствовать развитию творческого мышления;

  • Способствовать развитию экологического сознания.


Используемый учебник:

Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин, - М.: Дрофа, 2010.


Материалы и оборудование: лист А4, ножницы, круг из цветной бумаги диаметром 10 см, рабочие листы – на каждого ученика; электронная презентация «Эмбриональный период развития организмов».


Ход урока

Структура урока

Действия учителя

Действия учащихся

1. Оргмомент



2. Актуализация знаний

Проговаривает основные понятия, изученные ранее в главе 11 (п. 28), в главе 12. Проводит блиц-опрос (см. Приложение 1) (слайд 2)

Участвуют в блиц-опросе, пытаются определить название животного, скрытого под пронумерованными табличками.

Раскрывает понятие онтогенез, его периоды; выделяет для изучения на уроке эмбриональный период развития, дает его определение (слайды 3-5)

Сопоставляют изображение одноклеточной зиготы с изображением многоклеточного ланцетника

3. Целеполагание и мотивация

Способствует формулированию цели урока (слайд 6-7)

Формулируют цель урока – познакомиться с особенностями стадий эмбрионального развития организма, способствующих возникновению, многоклеточного организма с дифференцированными органами и тканями.

4. Первичное усвоение учебного материала

Организует работу с рабочими листами (см. Приложение 2); индивидуальная работа или работа в парах (соответственно этапам эмбрионального периода) (слайд 8)

Учащиеся находят ответы на вопросы. Формулировки определений, вставляют пропущенные слова в рабочих листах.

5. Осознание и осмысление учебного материала

Обращает внимание на возможность моделирования процессов эмбрионального развития; организует работу по конструированию этапов эмбрионального развития.

Учащийся (-еся), изучающий (-ие) стадию дробления, знакомит (-ят) с информацией в ходе работы с учебником

Изучая этап дробления, предлагает разрезать круг из цветной бумаги, выступающий в роли одноклеточной зиготы, а затем и каждую из полученных частей пополам. Во время работы учащихся учитель демонстрирует схему образования бластулы, ее строение (слайды 9-17 ее строение учащихся учитель демонстрирует схему образования бластулыразвития тника000000000000000000000000000000000000000000)

Учащиеся в парах с помощью ножниц каждую половину разрезают на части, моделируя процесс митоза. Полученные части-клетки многоклеточного зародыша располагают на листе А4, моделируя строение бластулы (рисунки 1-5).

Учащиеся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах

Переходя к этапу гаструляции, предлагает смоделировать поперечный разрез через бластулу и оставить на полученных моделях лишь части-клетки расположенные по кругу. Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования гаструлы, ее строение (слайд 18-22 ее строение нстрирует схему образованиярез через бластулу и оставить на полученных моделях лишь части-клетки расположенные по )

Второй учащийся знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа гаструляции. Учащиеся знакомятся с презентацией и моделируют впячивание, свойственное гаструляции ланцетника (рисунок 6).

Учащиеся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах

Учитель демонстрирует процесс образования осевых органов, изображение поперечного среза осевых органов ланцетника (слайд 25-29)

Третий учащийся знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа органогенеза.

Учащиеся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах.

6. Систематизация знаний и умений; проверка уровня усвоения знаний

Проводит обобщение знаний по основным вопросам (слайд 30):

- Что происходит на каждом этапе в ходе эмбрионального развития?

- В чем заключается сущность каждого этапа?

- В чем заключаются результаты этапа?

Обращает внимание на важность эмбрионального периода, на влияние факторов внешней среды на развитие эмбриона и на дальнейшее развитие организма (слайд 31)

Отвечают на вопросы учителя.

7. Информация о домашнем задании

Параграф 32, вопросы к параграфу, записи в рабочем листе


8. Рефлексия (подведение итогов)

За каждый выполненный этап работы в ходе урока учащиеся оцениваются

Определяют степень достижения цели урока. Высказывают свое мнение о ходе урока.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1

Вопросы блиц-опроса


  1. Какой тип деления клеток не сопровождается уменьшением набора хромосом? (митоз)

  2. Сколько клеток образуется в результате мейоза? (4 клетки)

  3. Какой набор хромосом имеют яйцеклетки и сперматозоиды? (одинарный набор)

  4. Что такое жизненный цикл клетки? (промежуток времени от момента возникновения клетки в результате деления до ее гибели или до последующего деления)

  5. Из каких фаз состоит процесс мейоза? (Два деления: профаза, метафаза, анафаза, телофаза)

  6. Перечислите способы бесполого размножения? (вегетативное, спорообразование, почкование, деление)

  7. Что такое оплодотворение? (процесс слияния половых клеток)

  8. Что такое овогенез? (процесс образования яйцеклеток)

  9. Что такое зигота? (оплодотворенная яйцеклетка – одноклеточный зародыш)

  10. Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и с родительской особью? (участвует только один организм)

  11. В результате какого деления происходит рост организма, восстановление органов и тканей? (митоз)

  12. Какова роль центриолей в процессе митоза и мейоза? (от центриолей начинается рост веретена деления)



Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение 2

Тема урока «Эмбриональный период развития организмов»


дробление

гаструляция

органогенез

Что происходит с зиготой и клетками?

Что происходит с клетками?

Что происходит с клетками?

Многократное деление (способ деления?) ___________________________

Стр. 158, 1 абзац _________________________________________________________________________________

Стр. 159, 1 абзац __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рост и развитие клеток

Сущность процесса:

Сущность процесса:

Сущность процесса:

(стр. 156, 2 абзац)

В период дробления ______________________________________________________ для _______________________

__________________________.

Стр. 159, 1 абзац _______________________________________________________________________________________________________________________________________

Возникновение многочисленных производных зародышевых листков.

Результат этапа:

Результат этапа:

Результат этапа:

Бластула – (стр. 157) ______________________________________________________

Бластоцель (первичная полость тела) – (стр. 157) ______________________________________________________

Неспециализированные (недифференцированные) клетки – (стр. 158, 2 абзац) ____________________________________________________________________________________________________________

Зародышевые листки –

Эктодерма – (стр. 158, 3 абзац) ______________________________________________________

Энтодерма – (стр. 158, 3 абзац) ______________________________________________________

Мезодерма – (стр. 158, 3 абзац) ______________________________________________________

Дифференцировка – (стр.159, 2 абзац) _____________________

______________________________________________________

Из эктодермы образуются: _________________________________________________________________________________

Из мезодермы образуются: _________________________________________________________________________________

Из энтодермы образуются: ____________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________



Просмотр содержимого презентации
«Эмбриональный период развития организмов»

Эмбриональный период развития организмов

Эмбриональный период развития организмов

1 5 9 11 7 8 4 12 3 2 6 10

1

5

9

11

7

8

4

12

3

2

6

10

? одноклеточная зигота многоклеточный организм Как из одной клетки образуется многоклеточный организм, имеющий различные органы?

?

одноклеточная зигота

многоклеточный организм

Как из одной клетки образуется многоклеточный организм, имеющий различные органы?

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов Эмбриональное развитие – от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек Постэмбриональное  развитие – от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма

Онтогенез

индивидуальное

развитие

организмов

Эмбриональное развитие

от образования зиготы до

рождения или выхода из

яйцевых оболочек

Постэмбриональное

развитие – от выхода из

яйцевых оболочек или

рождения до смерти

организма

Эмбриональный период – период онтогенеза от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек.

Эмбриональный период – период онтогенеза от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек.

У большинства многоклеточных животных стадии эмбрионального развития едины?

У большинства многоклеточных животных стадии эмбрионального развития едины?

ЭТАПЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ПЕРИОДА ПЕРВИЧНЫЙ  ОРГАНОГЕНЕЗ ДРОБЛЕНИЕ ГАСТРУЛЯЦИЯ

ЭТАПЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ПЕРИОДА

ПЕРВИЧНЫЙ ОРГАНОГЕНЕЗ

ДРОБЛЕНИЕ

ГАСТРУЛЯЦИЯ

ДРОБЛЕНИЕ Зигота – это клетка и одновременно уже организм на самой ранней стадии его развития.

ДРОБЛЕНИЕ

Зигота – это клетка и одновременно уже организм на самой ранней стадии его развития.

В результате многократных делений одноклеточный организм превращается в многоклеточный.

В результате многократных делений одноклеточный организм превращается в многоклеточный.

Образующиеся клетки с каждым делением уменьшаются в размерах, поэтому процесс деления носит название ДРОБЛЕНИЯ .

Образующиеся клетки с каждым делением уменьшаются в размерах, поэтому процесс деления носит название ДРОБЛЕНИЯ .

В период дробления накапливается клеточный материал для дальнейшего развития.

В период дробления накапливается клеточный материал для дальнейшего развития.

бластула Завершается дробление образованием многоклеточного зародыша - БЛАСТУЛЫ .

бластула

Завершается дробление образованием многоклеточного зародыша - БЛАСТУЛЫ .

Когда в цитоплазме яйцеклетки желтка мало или относительно немного дробление бывает полным.

Когда в цитоплазме яйцеклетки желтка мало или относительно немного дробление бывает полным.

У птиц, рептилий 99% цитоплазмы яйцеклетки заполнена массивом желтка. В результате дробления свободного участка цитоплазмы образуется зародышевый диск. В таких случаях дробление называется неполным.

У птиц, рептилий 99% цитоплазмы яйцеклетки заполнена массивом желтка. В результате дробления свободного участка цитоплазмы образуется зародышевый диск. В таких случаях дробление называется неполным.

3000 клеток (бластомеры) Общий объем клеток на стадии бластулы не превышает объема зиготы. Размеры дочерних клеток в результате митотических делений прогрессивно уменьшаются.

3000 клеток (бластомеры)

Общий объем клеток на стадии бластулы не превышает объема зиготы. Размеры дочерних клеток в результате митотических делений прогрессивно уменьшаются.

Анимальный полюс Бластоцель Вегетативный полюс Все клетки в бластуле имеют диплоидный набор хромосом, лишены признаков специализации. Такие клетки называют неспециализированными (или недифференцированными ) клетками.

Анимальный полюс

Бластоцель

Вегетативный полюс

Все клетки в бластуле имеют диплоидный набор хромосом, лишены признаков специализации. Такие клетки называют неспециализированными (или недифференцированными ) клетками.

ГАСТРУЛЯЦИЯ бластула гаструла Бластула в процессе развития переходит в новую стадию – ГАСТРУЛУ (от греч. гастер – желудок).

ГАСТРУЛЯЦИЯ

бластула

гаструла

Бластула в процессе развития переходит в новую стадию – ГАСТРУЛУ (от греч. гастер – желудок).

Сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс. Клетки зародыша практически не делятся и не растут.

Сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс. Клетки зародыша практически не делятся и не растут.

Эктодерма Энтодерма (от греч. эктос – находящийся снаружи) (от греч. энтос – находящийся внутри) Гастроцель (первичная кишка) Первичный рот Зародыш на этой стадии состоит из отчетливо различимых пластов клеток – зародышевых листков .

Эктодерма

Энтодерма

(от греч. эктос – находящийся снаружи)

(от греч. энтос – находящийся внутри)

Гастроцель (первичная кишка)

Первичный рот

Зародыш на этой стадии состоит из отчетливо различимых пластов клеток – зародышевых листков .

Иммиграция клеток Обрастание Впячивание Расслоение У разных животных гаструляция осуществляется различными способами.

Иммиграция клеток

Обрастание

Впячивание

Расслоение

У разных животных гаструляция осуществляется различными способами.

Эктодерма Мезодерма Энтодерма У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. мезос – находящийся посередине). У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. мезос – находящийся посередине)

Эктодерма

Мезодерма

Энтодерма

У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. мезос – находящийся посередине).

У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. мезос – находящийся посередине)

Морфологическое дифференцирование – процесс образования клеток специфического строения. Биохимическое дифференцирование – процесс специализации клеток в их способности синтезировать определенные белки. На стадии гаструляции появляются первые признаки дифференцировки между клетками и частями зародыша. На стадии гаструляции появляются первые признаки дифференцировки между клетками и частями зародыша. На стадии гаструляции появляются первые признаки дифференцировки между клетками и частями зародыша.

Морфологическое дифференцирование – процесс образования клеток специфического строения.

Биохимическое дифференцирование – процесс специализации клеток в их способности синтезировать определенные белки.

На стадии гаструляции появляются первые признаки дифференцировки между клетками и частями зародыша.

На стадии гаструляции появляются первые признаки дифференцировки между клетками и частями зародыша.

На стадии гаструляции появляются первые признаки дифференцировки между клетками и частями зародыша.

У разных видов животных зародышевые листки дают начало гомологичным органам.

У разных видов животных зародышевые листки дают начало гомологичным органам.

ОРГАНОГЕНЕЗ После завершения гаструляции у зародыша образуется комплекс осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.

ОРГАНОГЕНЕЗ

После завершения гаструляции у зародыша образуется комплекс осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.

У ланцетника эктодерма на спинной стороне зародыша прогибается по средней линии, превращаясь в желобок.

У ланцетника эктодерма на спинной стороне зародыша прогибается по средней линии, превращаясь в желобок.

На стадии гаструляции появляются первые признаки дифференцировки между клетками и частями зародыша. Желобок погружается под эктодерму. Его края смыкаются. Образуется нервная трубка. Вся остальная эктодерма – зачаток кожного эпителия. На стадии гаструляции появляются первые признаки дифференцировки между клетками и частями зародыша.

На стадии гаструляции появляются первые признаки дифференцировки между клетками и частями зародыша.

Желобок погружается под эктодерму. Его края смыкаются. Образуется нервная трубка. Вся остальная эктодерма – зачаток кожного эпителия.

На стадии гаструляции появляются первые признаки дифференцировки между клетками и частями зародыша.

Дальнейшая дифференцировка клеток зародыша приводит к возникновению производных зародышевых листков – органов и тканей.

Дальнейшая дифференцировка клеток зародыша приводит к возникновению производных зародышевых листков – органов и тканей.

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ МЕЗОДЕРМА ЭНТОДЕРМА ЭКТОДЕРМА Кишечник, легкие, печень, поджелудочная железа Хорда, хрящевой и костный скелет, мышцы, почки, кровь и лимфа, кровеносная система, половые железы Нервная пластинка, нервная трубка, наружный слой кожного покрова, органы зрения и слуха

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

МЕЗОДЕРМА

ЭНТОДЕРМА

ЭКТОДЕРМА

Кишечник, легкие, печень, поджелудочная железа

Хорда, хрящевой и костный скелет, мышцы, почки, кровь и лимфа, кровеносная система, половые железы

Нервная пластинка, нервная трубка, наружный слой кожного покрова, органы зрения и слуха

Общая схема эмбрионального периода

Общая схема эмбрионального периода

§ 32 стр. 156 ответить на вопросы 1-6 Записи в рабочем листе
  • § 32 стр. 156 ответить на вопросы 1-6
  • Записи в рабочем листе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!