СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии на тему "Размножение и развитие птиц"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока :  обучающая

Создать условия для формирования знаний об особенностях размножения и развития птиц, строения куриного яйца.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии на тему "Размножение и развитие птиц"»

Тема урока: Размножение и развитие птиц.

Цель урока : обучающая

Создать условия для формирования знаний об особенностях размножения и развития птиц, строения куриного яйца.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций яиц.

Средства наглядности:  натуральные:  свежие куриные яйца;

Оборудование: лабораторное оборудование (чашки Петри, салфетки, пинцет).


ХОД УРОКА


I. Организация класса.

II . Актуализация опорных знаний.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. И каким бы скучным, неинтересным был бы мир без наших меньших друзей, без их птичьего щебета.

На прошлом уроке мы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

Вспомните, какова численность животных класса Птицы? Более 8000 видов.

Какое второе название имеет класс Птицы? Пернатые.

Как называется наука, изучающая птиц? Орнитология. А специалист, изучающий птиц? Орнитолог.

Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.

На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица? Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

Какое изобретение человека похоже на птицу? Самолёт.

Какими качествами обладает полёт птицы? Манёвренность, надёжность, безопасность, экономичность.

Вспомним внешнее строение птицы . ( на муляжах разных птиц) Опишите форму тела птицы и укажите из каких отделов оно состоит.

 Форма тела обтекаемая . 1 – голова, 2 – шея, 3 – передние конечности птицы- Крылья. 4 – хвост,5-туловище

 Какую функцию выполняет хвост? Служит рулём

  Как называется нижняя часть ноги птицы? Цевка. Какова её особенность? Роговые щитки, лишённые оперения. Какую функцию выполняет? Посадочное устройство.

Есть ли у птиц железы? Да, 1. Как она называется? Копчиковая железа (парная). Какова её функция? Жироподобные вещества выделения служат для смазывания перьев и содержат витамины, необходимые для организма птицы. Смазанное перо сохраняет свою форму, не загрязняется, не намокает.

Какими перьями образована летательная поверхность пера? Контурными. Из каких частей состоит контурное перо? 1 – опахало, 2 – стержень, 3 – очин. (показать на пере птицы)

Какие бывают контурные перья? Маховое, рулевое.

Какова роль перьев? На крыльях – помогают летать; на туловище – согревают; на хвосте – служат рулём.

Все ли птицы одинаковы по внешним признакам? Нет. В чём отличия? Форма перьев, их расцветка и узоры придают птицам совершенно разный облик

Вспомним внутреннее строение птицы.

Как называется внутренняя часть пищевода птицы, где хранится пища? Зоб

Благодаря чему происходит вдох и выдох у птиц? Благодаря поднятию и опусканию грудины.

Какие органы относят к органам дыхания птицы? Лёгкие и воздушные мешки.

Сколько камер в сердце у птиц? 4. Какие? 2 предсердия и 2 желудочка.

А какие ещё признаки внешнего строения отличают птиц и создают многообразие этого класса? Строение клюва

  1. Какие группы птиц выделяют по типу питания? Растительноядные, насекомоядные, насекомо - растительноядные, хищные, всеядные.

  2. Какие особенности характерны для растительноядных? Особенности: толстый, короткий конический клюв. Питаются плодами, семенами, молодыми побегами растений. Какие птицы к ним относятся? К растительноядным относятся: гуси, снегири, клесты, голуби, глухари, тетерева.

  3. Какие особенности характерны для насекомоядных? Особенности: группа птиц, которые имеют тонкий, удлиненный клюв. Поедают самых различных насекомых, отыскивая их на деревьях и других растениях. Какие птицы к ним относятся? К насекомоядным относятся: ласточки, синицы, славка, соловьи, пеночка-теньковка, кукушка обыкновенная.

  4. Какие особенности характерны для насекомо-растительноядных? Особенности: группа птиц, которые живут в основном в дуплах, имеющих тонкий, удлиненный клюв. Слюнные железы сильно развиты, язык длинный, тонкий для захвата насекомых. Ноги короткие с крепкими когтями. Питаются насекомыми, растениями, плодами растений. Какие птицы к ним относятся? К насекомо-растительноядным относятся: зяблики, свиристели, воробьи, дрозды, дятел пёстрый, поползень обыкновенный.

  5. Какие особенности характерны для хищников? Особенности: Группа птиц, которые имеют особое строение клюва, который заканчивается мощным крючком, и пальцы ног, которые заканчиваются мощными когтями. Все это помогает им схватывать и удерживать добычу. Очень удлинённые крылья, отличное зрение. Питаются они грызунами, другими птицами, зайцами и др. Какие птицы к ним относятся? К хищникам относятся: ушастая сова, чёрный коршун, филин, болотный лунь, беркут, балобан, орёл степной, сапсан.

  6. Какие особенности характерны для всеядных птиц? Особенности: всеядные - в пищу могут употреблять всё. Какие птицы к ним относятся? К всеядным относятся: ворон, сорока, галка – птицы-санитары питаются на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

  7. Какие особенности характерны для околоводных и водных птиц? Особенности: у птиц данной группы перья сидят почти перпендикулярно к коже, и лишь концы их загибаются назад. Пух развит сильно, развита копчиковая железа. Тело удлиненное, ноги короткие, выполняют роль весел. Три передних пальца имеют плавательную перепонку. Какие птицы к ним относятся? К околоводным и водным относятся: журавли, утки, чайки, цапли, гуси, лебеди.

  8. Человечество борется за сохранение биоразнообразия Земли. Что же является инструментом охраны редких и исчезающих видов? Красная книга.

III . Излучение нового материала

Эпиграфом к теме станет изречение Уильяма Гарвея

 “Все – из яйца!”


На прошлом уроке мы познакомились с классом птиц, а сегодня обратим внимание на очень серьезный, сложный и важный период в жизни птицы – размножение. Размножение –это способность живых существ воспроизводить себе подобных. Что предшествует периоду размножения (ритуальное поведение, токование, брачные танцы, гнездостроение).

У птиц, как и у других позвоночных ,органами размножения служат: у самцов- семенники ,а у самок-яичники. От семенников отходят семяпроводы, открывающие в клоаку. У самок имеется только один левый яичник. Это связано с тем что через узкий таз возможно только передвижение одного яйца. Оплодотворение внутреннее. Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод. Стенки яйцевода проталкивают яйцо в сторону клоаки .При передвижении оно покрывается яйцевыми оболочками. Яйцо попадает в клоаку и откладывается наружу.

        Итак, мы узнали о том, что птицы откладывают яйца.

Скажите, пожалуйста, что такое, в вашем понимании, яйцо птицы.


Вот мы и подошли к исследованию.

IV. Лабораторная работа: Изучение строения яйца. 

 

Цель работы: изучить строение куриного яйца.

Материалы и оборудование: свежее куриное яйцо , чашки Петри, пинцет,

       

                                  Ход работы:

1. Рассмотрите яйцо. Оно имеет правильную яйцевидную форму. Яйцо имеет два конца: тупой и заострённый. Снаружи оно одето прочной скорлупой (подумайте, зачем?). Вдобавок свежеснесённое яйцо покрыто бактерицидной кутикулой, препятствующей проникновению чужеродных микроорганизмов через скорлуповые поры внутрь яйца.

2. Осторожно расколите скорлупу яйца и вылейте его содержимое в чашку Петри. В центре яйца находится шарообразный желток, окружённый белком. Белок является источником воды для эмбриона. Он содержит 85-90% воды. Вода запасается с избытком, т.к. через поры она испаряется. Но благодаря потерям воды расширяется воздушная камера, которая накапливает в себе воздух. Этим воздухом птенец впервые наполнит свои легкие, после того как прорвет подскорлуповую оболочку.

Желток подвешен на особых эластичных канатиках – халазах. На верхнем полюсе желтка находится зародышевый диск (он всегда принимает данное положение за счёт поворачиваний желтка канатиками). Таким образом, зародыш всегда находится наверху, ближе к телу птицы.

3. Рассмотрите внутреннюю поверхность скорлупы. Найдите воздушную камеру. О чём свидетельствует размер воздушной камеры? При помощи препаровальной иглы отделите подскорлуповые оболочки от скорлупы и убедитесь в их наличии.

4. Налейте чернила в одну из половинок скорлупы. Через 15-20 мин наблюдайте на наружной стороне скорлупы мелкие черные точки. Объясните их происхождение.

Токсичные вещества зародышу приходится складировать прямо в яйце, в особом мусорном мешочке, называемом аллантоисом. Вещества накапливаются в твердой форме и остаются в яйце после выхода птенца.

  1. № 2 в своих рабочих тетрадях.-о

Выдвиньте гипотезы, какие условия необходимы для развития зародыша птицы?

(определенная температура, влажность, питательные вещества, кислород, защита). Откуда развивающийся зародыш получает эти условия? 

Я ставлю перед вами еще  1 проблему.( желток находится в центре яйца. зародыш по сравнению с желтком очень маленький. в известковой скорлупе есть многочисленные поры –через них происходит газообмен зародыша с окружающей средой. поверх известковой скорлупы имеется тонкая оболочка препятствующая проникновению микробов в яйцо. температуру и влажность обеспечивает птица регулярно переворачивая яйца, периодически смачивая оперение.)

Посмотрите на рис.164 учебника У разных птиц появляются птенцы разной степени развития. С чем это связано?

Давайте проверим наши гипотезы. Какие источники получения информации вы можете использовать? 

      Насиживание:  ( Работа с учебником стр.212)  

  1. Что такое процесс насиживания?

  2. Кто осуществляет насиживание?

  3. Какие приспособления есть у птицы (или она использует) для насиживания?

  4. Как долго длиться насиживание?

  5. Из скольких яиц может состоять кладка, чем это определяется?                    

        Чтобы ускорить развитие потомства и тем самым максимально сократить период, когда оно наиболее уязвимо, птицы приспособились использовать тепло собственного тела и стали обогревать отложенные яйца. Наседка является настолько активным генератором тепла, что его хватает для поддержания температуры в диапазоне +25 - +30°С внутри яиц, лежащих на холодной, как лед, поверхности скалы или даже частично в воде. Необходимость насиживания кладки привела к тому, что понадобилось наиболее эффективно с точки зрения экономии тепла размещать яйца под наседкой. В результате появились гнезда. Теперь яйца не раскатывались в стороны, и их легко можно было расположить в порядке, обеспечивающем максимально тесное соприкосновение с телом наседки. Кроме того, овладев навыками строительства, пернатые получили возможность высиживать яйца в таких местах, где без гнезда разместить кладку невозможно, например, в кронах деревьев. Птицы утратили зависимость от дупел, расселин и прочих естественных укрытий, которых никогда не бывает вдоволь. Что же касается конкретных особенностей птичьих гнезд — их формы, размеров, способов расположения, — то это как раз та область, где пернатые демонстрируют поистине неисчерпаемый запас многообразия.

Размер кладки. После того как гнездо готово, самка обычно откладывает по одному яйцу в день до завершения кладки. Кладка – это количество яиц, отложенных при одном гнездовании. Размер ее варьирует от одного яйца у чернобрового альбатроса до 28 у серой куроптки. Колеблется он и в пределах вида. Размер кладки иногда уменьшается из-за плохой погоды или недостатка корма. Большинство видов откладывает строго ограниченное число яиц; у некоторых такой определенности нет: они заменяют случайно утраченные яйца новыми, доводя кладку до стандартного объема. 
     Насиживание. В насиживании (инкубации) яиц могут участвовать оба партнера или только один из них. У такой птицы обычно развиваются одно или два наседных пятна – лишенные оперения участки на нижней части груди. Их усиленно снабжаемая кровью кожа непосредственно контактирует с яйцами и передает им тепло. Период насиживания, завершающийся вылуплением птенцов, продолжается от 11–12 сут у воробья до приблизительно 82 сут у странствующего альбатроса. 
        Насиживание яиц начинается с того момента, когда нервные окончания наседного пятна получают необходимую дозу раздражения от соприкосновения с отложенными яйцами. Одни виды приступают к насиживанию сразу же после появления первого яйца, другие - после того, как будут отложены все яйца. Сидящая на яйцах птица распушает перья и прижимается к насиживаемым яйцам голым телом. При излишнем повышении температуры в гнезде птица плотно прижимает перья к телу. Таким образом, перья служат теплоизоляцией, и яйца не перегреваются. .

Развитие птенца.

Незадолго до вылупления, птенец прорывает клювом внутренние оболочки яйца и впервые дышит легкими в воздушной камере. Писк птенца – это начало личного дыхания. Зародышевым зубом – бугорком на клюве птенец пробивает скорлупу яйца и выходит из нее. 

По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления их делят на 2 группы – гнездовые (птенцовые) и выводковые.

У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Таких птиц называют выводковыми. Несмотря на самостоятельность, эти птенцы первые дни жизни всё же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери, так как не сразу их температура тела становится постоянной.

У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьёв, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птенцы называются гнездовыми. Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево. Когда птенцы станут лётными, кормление прекращается .

        Птенцы птенцовых птиц сидят в гнезде от 10 до 17 дней, а покинув его, еще в течение по крайней мере 10 дней зависят от родителей, которые их защищают и кормят. У видов с длинным периодом насиживания птенец остается в гнезде дольше: у белоголового орлана – 10–12 недель, а у странствующего альбатроса, самой крупной из летающих морских птиц, – ок. 9 мес. На продолжительность гнездовой жизни влияет степень ее безопасности. Из открытых наземных гнезд птенцы выбираются относительно рано. 
     Вопреки распространенному мнению, родители не побуждают потомков к самостоятельной жизни. Птенец покидает гнездо добровольно, приобретя необходимую координацию движений. В первый раз выпорхнувшие из него «слетки» еще не умеют как следует летать. 
             Птенцы выводковых птиц гораздо больше времени проводят в яйце, чем у птенцовых, и при вылуплении обычно развиты так же, как те к моменту вылета из гнезда. Как только обсох пух, выводковые птенцы начинают сопровождать родителей в поисках корма. В течение нескольких первых дней они еще могут нуждаться в обогреве. Эти птенцы четко реагируют на голос родителей, «замирая» по сигналу тревоги и бросаясь к ним в ответ на приглашение поесть. 
     Впрочем, они быстро учатся самостоятельно добывать пищу. Взрослая птица приводит их на место кормежки и может показывать съедобные объекты, клевать их и выпускать из клюва. Однако чаще родители лишь присматривают за малышами, пока те методом проб и ошибок постигают, что годится в пищу. Почти сразу после вылупления птенцы крикливого зуйка начинают склевывать с земли семена и мелких насекомых, а утята идут за своей матерью на мелководье и начинают нырять в поисках корма.

V. Закрепление изученного.

Давайте попробуем сделать выводы по полученным результатам.

Итак, начало размножения птиц – весна. Спариванию и откладке яиц предшествует сложный процесс образования пар.

 Яйцо птицы – сложная полуавтономная система, которая при свободном поступлении кислорода, удалении углекислого газа, бережном и равномерном испарении воды и обогревании наседкой обеспечивает успешное развитие эмбриона. Птенцы бывают двух типов: выводковые (одетые пухом, зрячие, самостоятельные) и

 гнездовые  (слепые, глухие, беспомощные). Многие птицы проявляют разнообразные заботы о потомстве. (5 минут)

А теперь попытайтесь ответить на мои вопросы:

  1. Каково значение желтка, белка, расположенных в скорлупе пор в жизни развивающегося в яйце зародыша?

  2. Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце?

  3. Почему не рекомендуется мыть яйца, предназначенные для длительного хранения?

  4. Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы с развивающимся в нем птенцом. С чем это связано?

  5. Желток всегда находится в центре яйца и может поворачиваться вокруг продольной оси. При этом зародышевый диск всякий раз бывает обращенным кверху. Каким образом обеспечивается в яйце такое положение?



VI Рефлексия

1. Прочитайте еще раз цели урока.
2. Достигли ли вы заданных целей?
3. Что понравилось при изучении нового материала?
4. Что мешало достижению целей?
5. Можно ли сказать, что на уроке вы чувствовали себя уверенно?


VII Запишите домашнее задание: п.46-47 стр. 207-214. Ответить на вопросы. Выполнить задание № 3,5 в рабочих тетрадях


ЭТО ИНТЕРЕСНО ! 

 



Птицы – одни из самых распространенных животных в мире, многие из видов которых, живут в непосредственном контакте с человеком. Они живут практически во всех местах планеты, и порой, ведут себя довольно необычно. .

1. Самым первым представителем вида, от которого и произошло большинство современных птиц, был археоптерикс. Он обладал чертами, характерными как для рептилий, так и для птиц.

2. Птицы, однозначно, произошли от динозавров. Но, от какой именно группы – среди эволюционных биологов пока нет единого мнения.

3. Американский белогорлый козодой, обладает уникальной среди своих сородичей чертой – способностью впадать в спячку. Делают это те из них, кто живет среди пустынных ландшафтов, так как в течение зимнего сезона, количество насекомых, которыми они кормятся, резко сокращается. Забившись в пустынные расщелины, они пережидают зиму, подобно ведмедям.

4. Крапивник может скормить своим птенцам около 500 насекомых и гусениц, в течение одного летнего дня.

5. Колибри могут совершать до 50 взмахов крыльями в секунду, что является рекордом среди всех видов птиц на планете. Это позволяет им не только зависать на месте, но и летать назад и вниз.

6. Калифорнийские земляные кукушки едят почти все, что могут поймать: крупных насекомых, скорпионов и тарантулов, ящериц, змей и мелких грызунов.

7. Сокол сапсан – самое быстрое живое существо в мире. Преследуя добычу, в пикирующем полете, он способен развивать скорость до 320 км/ч.

8. Перья являются определяющей чертой, характерной исключительно для птиц. Они обеспечивают гидро и теплоизоляцию для их тела.

9. Самая большая птица в мире – страус. Хотя, летать он не умеет, но, при беге может развивать скорость до 70 километров в час.

10. Благодаря специальным железам, действующим как очистные фильтры, чайка может пить даже соленую морскую воду.

11. При путешествии из Арктики в Антарктику и обратно, полярная крачка покрывает расстояние в 32 000 километров.

12. Пингвин – единственная птица, которая ходит в вертикальном положении, и может плавать, но не летать.

13. Колонии императорских пингвинов могут насчитывать до 40 000 особей.

14. Курица – самый распространенный вид птицы в мире.

15. Дроздовая мухоловка – единственная ядовитая птица в мире. Дело в том, что питается она ядовитыми жуками, и даже ее кожа и перья, пропитаны ядовитыми существами. Впрочем, саму птицу это совершенно не беспокоит, так как у нее выработался стойкий иммунитет.

16. Альбатрос может спать прямо во время полета.

17. Вороны имеют самый большой объем мозга, по отношению к общей массе тела.

18. Первой одомашненной человеком птицей был гусь.

19. Певчие пересмешники могут подражать человеческому голосу, и имитировать самые разные звуки – от мяуканья кошки до скрипения входной двери.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!