СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Первый властелин единого Китая".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать  представление о Цинь Шихуане- первом императоре Китая, его политике; научить определять  причины народных восстаний в Китае и их последствия

Просмотр содержимого документа
«Урок "Первый властелин единого Китая".»

Первый властелин единого Китая.


Цель: создать представление о Цинь Шихуане- первом императоре Китая, его политике; научить определять причины народных восстаний в Китае и их последствия; совершенствовать навыки работы с исторической картой, хронологией; воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер История Древнего мира, 5 класс, М.: «Просвещение», 2016; презентация.

Ход урока

Тот, кто повторяя старое, узнаёт новое, может быть наставником».

Конфуций.


I. Организационный момент.

Звучит музыка древнего Китая. Учащиеся входят в класс, приветствуют учителя, гостей.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие.

- Караван знаний – ни с чем несравнимое богатство, ибо знание – это сила, способная к созиданию и разрушению. Каждый поступает со своими знаниями так, как считает нужным. Тот, кто, готов познавать этот огромный мир, сея в нем зерна добра, получит богатый урожай.

- У меня на столе лежат предметы. Как вы думаете, из какой страны они были привезены?

- Что же объединяет эти предметы? ( все они были изобретены в Китае ).

-И перед тем как нам отправится в путешествия пополняя наш багаж знания, давайте вспомним что мы знаем о Китае.

- Покажите на карте местоположение Древнего Китая, опишите его географическое положение. Если учащиеся затрудняются, то учитель задает вопросы:
- На каком материке находится государство Китай? (Евразия)
- В какой его части? (В Восточной)
- Какие две большие реки протекают по территории Китая? (Хуанхэ и Янцзы)

- Когда возникла древнекитайская цивилизация? (Во 3-2 тыс. до н.э.)
- А теперь назовите столицу появившейся китайской цивилизации.

(Мы не можем назвать).

Почему? (Потому что существовало несколько китайских государств, которые они вели войны друг с другом.)


- В марте 1974 г. крестьяне копали колодец, к востоку от горы Лишань, неподалеку от города Линтонг и к своему удивлению, наткнулись на необычайную находку.

Я предлагаю просмотреть фрагмент фильма, предположите, что было обнаружено при раскопках??? (Гробница ,фигуры солдат в человеческий рост и лошадей)

- В результате археологических раскопок на белый свет появились тысячи терракотовых фигур.- Что такое терракот?

Терракот – желтая или красная глина, подвергшаяся обжигу при постоянной температуре не ниже 1000 градусов в продолжение нескольких дней.

Где в истории древнего мира мы встречались с подобным? (Древний Египет, гробницы фараонов). Действительно, это армия, захороненная рядом с императором Цинь Шихуан, которая должна была биться за него в сражениях Царства Смерти.

- Запишите тему урока в тетрадь, «Первый властелин единого Китая».

3. Постановка целей и проблемного задания к уроку.

- Исходя из имеющихся знаний и темы урока давайте выясним, о чем мы будем сегодня говорить?. (Учащиеся называют: выясним, как Цинь Шихуан стал правителем Китая, как создал единое государство, как управлял страной, как долго существовало государство, чьи интересы защищал, каковы его личные качества, как к нему относилось население страны и т.д.)

- В 221 году до н.э. правитель одного из китайских государств – Цинь – разбив поодиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан, то есть «Первый властелин единого Китая».

Цинь провозгласил, что теперь, после его победы, мир будет длиться вечно. В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий – и так десятки тысяч его наследников. Столицей Китая стал город Сяньян. (показываю на карте). Однако наследникам не удалось править десятки тысяч поколений, после смерти императора вспыхнуло восстание. Почему это произошло? Как вы думаете?


Проблема: Давайте выясним, почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

4. Изучение нового материала.

Его министр Ли Сы - очень умный и жестокий человек - провел важнейшие преобразования и реформы. Была установлена единая система мер и весов, единая денежная система, проложены хорошие дороги. Чиновники провели перепись населения по всей стране, так что император зиал, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников. Вся территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, которых назначал император. Император держал людей в страхе. За малейшую провинность лю­дей били и даже отрезали нос. За преступление одного человека, наказывали всю семью, а также соседей. Он уничтожил многих по­читателей учений Конфуция. Кроме этого император затеял военные походы в другие страны. Для чего? Это вы объясните сами.

        1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 2 § 23 на с. 109

        1. Беседа по прочитанному.

  • С какой целью Цинь Ши Хуан организовывал военные походы? (Его интересовали новые земли, желание присоединить их и расширить свои территории.)

  • Куда были организованы походы? (На побережье Южно- Китайского моря.)

  • С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая? (С племенами гуннов.)

Самостоятельная работа. Прием «Придумай вопрос».Великая Китайская стена.

- Китайцы достигли высокого уровня развития хозяйства и культуры. Широко применялись железные изделия. Оросительные каналы помогали получать высокие урожаи. В Китае впервые стали разводить тутового шелкопряда и получать знаменитый шелк.

В городах строились красивые здания и крепостные стены. Много великолепных дворцов было у императора – «Сына Неба», самый роскошный находился в столице. Император боялся за свою жизнь, поэтому каждую ночь ночевал в разных дворцах и в разных комнатах; желал найти напиток дарующий бессмертие, для этого в Восточно-Китайское море был отправлен корабль с детьми на поиски этого снадобья, так как считалось, что дети невинны и боги раскроют им секрет.

Но крупнейшим строительством в истории было сооружение Великой Китайской стены.

Откройте учебники на с. 110. Познакомьтесь с текстом и придумайте к тексту один – два вопроса, которые вы могли бы задать своим одноклассникам.

- Итак, какие вопросы были вами придуманы, задайте их. Можем ли мы на них ответить?

(Задают вопросы и отвечают на них).

1. С какой целью была построена Великая Китайская стена?

2. Какова высота стены? Какова протяженность укрепления из кирпича и каменных глыб?

3. При помощи чего китайские воины передавали сигнал об опасности днём и ночью?

Ответы.

1. Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.

2. Протяженность – 5000 км , Высота – 7 м, ширина – рядом могли проехать 5 всадников и 10 пеших воинов, на ней могли разъехаться 2 повозки.

3. Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем он несли службу.

Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь.

Вывод: главное назначение стены в том, чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов.


Коллективная работа. Выделение ключевых причин при работе с фактами.

Восстание народа.

Император Цинь держал народ в страхе. Были уничтожены тысячи почитателей Конфуция, казнил 400 ученых, повелел сжечь старые книги. Чтобы никто не мог подумать, что раньше жилось лучше, чем при нем.

–Почему? Каким должен быть правитель по учению Конфуция? (Правителю вовсе не к лицу жестокость, Конфуций считал, что правитель должен относиться к своим подданным как к своим детям, терпеливо их воспитывать- прежде всего своим примером).

Вернемся к проблеме:

Почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

- На основании фактов, определите причины недовольства народа.

Факт 1. Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.

Причина 1: огромные налоги и поборы.

Факт 2. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили или наказывали всю семью

Причина 2: недовольство населения своим тяжёлым положением.

Факт 3. Цинь Шихуан не отказывал себе в прихотях. Когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя.

Усыпальница Цинь Шихуана может потягаться с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720000 человек строили её на горе Ли.

Причина 3: неограниченная власть правителя.

- Попробуем сделать вывод.

Вывод: Массовое недовольство вызвали жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Поэтому в Китае началось восстание и через несколько лет после смерти Цинь Шихуана народ сверг ненавистных угнетателей.Следующим правителям пришлось пойти на уступки и облегчить его положение.

5. Закрепление.

1. Прием «Использование таблицы»

Подведем итоги правления Цинь Шихуана..

События

Причины

Строительство Великой китайской страны

Защита от нападений гуннов-кочевников

Захват побережья Южно-Китайского моря

Расширение территории

Увеличению налогов

Содержание огромной армии

Ухудшение положения народа

Сбор налогов

Жестокие наказания китайцев

Недовольство правления династии Цинь

Сравним ответы с таблицей.

Приведите из истории примеры жестокой власти. (Гитлер, Сталин и т.д.)
- Как бы вы могли оценить правление Цинь-Шихуана. Понравился ли вам он как правитель и как человек?

2. Составление синквейна, заключающийся в составлении стихотворения, по следующей схеме:

  1. заголовок - тема урока, ключевое слово (одно существительное в именительном падеже);

  2. два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом;

  3. три глагола - по тому же принципу;

  4. фраза, несущая смысловую нагрузку (законченная фраза, выражающая отношение автора синквейна к явлению, предмету, поскольку здесь могут выражаются чувства, то в конце могут стоять такие знаки препинания, как вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, фраза состоит из четырёх слов, которые могут относиться к любым частям речи);

5. вывод

Тема: «Империя Цинь»

Цинь

Могущественный, сильный

Изобретает, строит, воюет.

Китай - страна великих изобретений.

Единое государство

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Задание на дом.

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись таблицей.

Самооценка

Знания и умения

ДА

1. Могу показать на карте территорию Древнего Китая;


2.Могу охарактеризовать географическое положение Древнего Китая;


4. Могу ответить на вопрос: Кто стал первым императором Китайской империи;


5.Могу ответить на вопрос: Какое название получила империя;


6.Знаю, какие нужно выучить термины, даты, понятия;


7. Могу рассказать о Великой Китайской стене;


8. Могу рассказать о гробнице Цинь Шихуана;


Если ты поставил 7-8 галочек – карточка красного цвета

Если ты поставил 5-6 галочек – карточка синего цвета

Если ты поставил 3-4 галочки – карточка зелёного цвета

7.Домашнее задание: п. 23, устно ответить на вопросы на странице 114

Комментирование отметок за урок.



















Творческое задание.

Что дал Китай миру.

Рассказывают, что однажды китайская императрица Си Линг Чи пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева в чай упал кокон бабочки. Длинным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивается кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду.

С тех пор прошло уже пять тысяч лет.

Вопросы классу:

  • Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда?

  • Шёлка.

  • Какие ещё открытия и изобретения были сделаны в Китае?

  • Бумага, фарфор, порох, компас.

Великий шёлковый путь

В Китае научились изготавливать тонкие и воздушные шёлковые ткани. Слава о них облетела весь мир. Знатные и богатые люди готовы были платить золотом и серебром за шёлковые одежды. Караваны верблюдов с грузом драгоценного товара шли из Китая на Запад. Они должны были преодолевать пустыни, переправляться через бурные реки и пробираться через горные ущелья. Долгие месяцы и даже годы добирались купцы по Великому шёлковому пути до самого Средиземного моря.

Чтобы не заблудиться в далёких путешествиях, китайцы изобрели компас. Он был похож на железную ложку, лежавшую на гладкой деревянной или медной подставке. На эту подставку наносили деления, обозначавшие север, юг, восток, запад.

Китайцы изобрели бумагу и фарфор, порох и металлические монеты.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!