СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по основам православной культуры «Храмовое строительство в Смоленске в XVIII в.»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на основе электронного образовательного ресурса "Православная куоьтура Смоленской земли"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по основам православной культуры «Храмовое строительство в Смоленске в XVIII в.»»

Урок «Храмовое строительство в Смоленске в XVIII в.» в XVIII веке



Строится храм — на душе всё светлее,
Вместе с надеждой и вера растёт.
Сколько сердец он любовью согреет,
Сколько молитв к небесам вознесёт!

Л. Журавлёва

1. Смоленские купцы-храмостроители

XVIII в. занимает особое место в истории храмового строительства на Смоленщине, так как именно в это время было построено и обновлено большинство церквей нашей области, которые сохранились до сегодня.

Подъём храмового строительства невозможен был бы без людей, которые жертвовали свои средства на это благое дело. Конечно, и государство выделяло некоторые средства на обновление старых и возведение новых церквей, но это была капля в море. Основную же долю составляли деньги и материалы, которые давали местные жители, прежде всего — смоленские купцы.

Известно, что на средства купцов в XVIII в. в Смоленске были построены девять храмов и обновлена одна церковь XII в. Историкам известны имена более десяти смоленских купцов-храмостроителей. Среди них выделялись две династии — Щедриных и Пискарёвых.

Первый из храмостроителей XVIII в. династии Щедриных — Фёдор Кириллович — построил в 1747–1748 гг. за Днепром (улица Беляева, дом 4 А) двухэтажную каменную церковь во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, её ещё называли Нижне-Никольской. В ней было три престола: святителя Николая, мученика Меркурия Смоленского и Тихвинской иконы Божией Матери. Сейчас в этом здании, кроме церкви, располагается православная гимназия.

Младший сын Фёдора Кирилловича — Филимон — на месте обветшавшей деревянной Благовещенской церкви в 1773г. построил новую, каменную, с колокольней и приделом Архангела Михаила.

Благовещенский храм. Смоленск


Значительные средства на строительство церквей традиционно выделяла семья купцов Пискарёвых. В 1755 г. Борис Захарович Пискарёв спонсировал строительство двухэтажного собора Преображения Господня в Авраамиевом монастыре. Приделы на нижнем этаже были освящены во имя преподобного Авраамия и мученика Меркурия Смоленского. Иван и Матвей Пискарёвы продолжили традиции храмового строительства своего отца.

Преображенский собор. ­Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь



Старший сын Б. З. Пискарёва Иван выделил средства на строительство церкви в восточной части города, где сейчас проходит улица Соболева. Церковь, построенная в 1765 г., была посвящена Рождеству Богородицы, но чаще её называли Духовской — по одному из приделов. Храм состоял из тёплой зимней и летней частей. При нём была также колокольня. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны здание церкви было полностью разрушено.

М. Б. Пискарёв построил в 1776 г. церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Это была кладбищенская церковь. В народе она получила название Окопной, так как во время Смоленской войны 1632–1634 гг. здесь располагался лагерь войск М. Б. Шеина. В 1936 г.

Спасо-Окопная церковь на непродолжительное время стала кафедральной: в ней проводил свои последние богослужения смоленский владыка священномученик Серафим (Остроумов). Затем храм был ненадолго закрыт. С 1940-х гг. храм больше не закрывался.

К Петропавловскому собору, расположенному на современной улице Кашена, в 1753–1757 гг. была пристроена церковь Великомученицы Варвары. Строительство велось сначала при поддержке купца Афанасия Алексеевича Кремлицына, а после его внезапной смерти — купца Андрея Фёдоровича Сысоева. В 30-е гг. ХХ в. храм был закрыт, а при реставрации Петропавловского собора (1960-егг.) — перестроен. В 1999 г. в церкви расположился Православный молодёжный духовный центр. А в 2001 г. храм снова стал действующим.

Храм Великомученицы Варвары. Смоленск


В 1765 г. А. Ф. Сысоев также принял участие в строительстве церкви во имя Воскресения Христова — с приделом во имя Введения во храм Богоматери и каменной колокольней. После революции храм долгое время пустовал. В 1976 г. в здании церкви был открыт планетарий. В 2014 г. после возвращения храма Смоленской епархии в нём возобновились богослужения.

Храм Воскресения Словущего. Смоленск


В 1760-е гг. был известен ещё один смоленский купец-храмостроитель: Филипп Матвеевич Нашиванкин. Правда, исследователи расходятся во мнениях, на строительство какой именно церкви он пожертвовал средства. Одни считают, что на несохранившийся до наших дней Казанский храм (располагался в районе современной улицы Бакунина). Другие — на построенную в 1764–1767 гг. Крестовоздвиженскую церковь, расположенную на Ново-Московской улице.

Крестовоздвиженская церковь. Смоленск


Ещё одним строителем храмов из купеческой среды был Василий Григорьевич Хлебников. Будучи старостой храма Михаила Архангела (Свирской церкви), он озаботился его обновлением. В 1775–1785 гг. здание храма было побелено и обнесено оградой, тогда же была построена каменная колокольня и приют для бедных и сирот.

Один из храмов, построенных смоленскими купцами, дал название и образовавшемуся рядом с ним населённому пункту — селу Печерск. Недалеко от Смоленска, на своей земле, купец первой гильдии и бургомистр Смоленского губернского магистрата Стефан Никитин вместе со своим старшим сыном Константином в 1768 г. построили храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Храм был закрыт в конце 1920-х гг., а осенью 1941 г. богослужение было возобновлено.

Храм Преподобных Антония и Феодосия Печерских. Печерск


1. Расскажите о купеческой династии Щедриных. Какие храмы построены на их средства?

2. Подготовьте выступление на тему «Вклад отца и сыновей Пискарёвых в храмовое строительство в Смоленске».

3. Какие храмы были построены на средства купцов А. А. Кремлицына, А. Ф. Сысоева, Ф. М. Нашиванкина, В. Г. Хлебникова, С. и К. Никитиных?

2. Основные мотивы купцов в пожертвованиях на строительство храмов

Что же побуждало купцов жертвовать огромные средства на строительство храмов? Историк Елена Дмитриевна Беспалёнок выделяет объективные и субъективные причины такого благотворительства.

Основным объективным фактором являлось наличие материальных средств. XVIII в., благодаря политике правительства, в особенности императрицы Екатерины II, стал важнейшим в формировании купеческого сословия в России. Благоприятные условия, созданные в торговой сфере, ускорение развития промышленности способствовали появлению среди купечества людей, капиталы которых исчислялись десятками тысяч рублей. По нынешним временам эти люди считались бы миллионерами. Однако, находясь в равных условиях, далеко не все купцы жертвовали деньги на возведение храмов.

Несомненно, более весомыми причинами благотворительности были внутренние — субъективные. Одни жертвовали на строительство храма по обету — в ответ на помощь Божию в каких-то личных делах, в память об умершем родственнике; другие продолжали благочестивую семейную традицию, третьи видели в этом своё призвание, четвёртые таким образом исправляли ошибки своей жизни (замаливали грехи) и так далее.

Как пишет Е. Д. Беспалёнок, «причину следует искать, во-первых, в чертах русского характера и, во-вторых, в особом отношении к благотворительности у православных людей». Русский философ ХХ в. Н. О. Лосский, изучая характер русского народа, отметил: «Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность…». Также он отмечал, что к числу «первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа». В большинстве своём русские купцы-храмостроители XVIII в. не ощущали себя просветителями или благотворителями. Они просто стремились «строить свою душу».

«Строить свою душу»… Каково значение этого выражения? Во-первых, следует определить значение слова «душа». С точки зрения психологии душа — это внутренний мир человека, его переживания, нечто непостижимое, недоступное и неизведанное. С религиозной точки зрения душа создана Богом, она отлична от тела, свободна и бессмертна. Это представление о душе нашло своё выражение во многих наших народных пословицах и поговорках. Вспомним некоторые из них:

«В чужую душу не влезешь», «Чужая душа — потёмки», «Грешное тело и душу съело». «Покривить душой» — значит поступить против своей совести. Когда говорят «это на твоей душе», значит, ты виноват и ответишь за это перед Богом. «О душе пора подумать» — значит довольно думать о житейской суете, дело идёт к старости, скоро умирать, надо будет отдать Богу свою душу, предстать своей душой перед Богом, Божьим судом.

«Строить душу» — это метафора, образное определение предпринимаемых человеком усилий для своего духовного роста, очищения души от грехов путём исполнения заповедей Господа Иисуса Христа. В православном понимании духовный рост — это приближение души к своему Создателю — Богу. При строительстве домов используют кирпичи, цемент, дерево и другие материалы. Какие же «строительные материалы» нужны для «строительства души»? В русском языке есть такое замечательное прилагательное, как «душеполезный». Оно употребляется в словосочетаниях «душеполезные беседы», «душеполезное чтение», «душеполезные дела / поступки», то есть полезные душе, строящие её. Одним из таких душеполезных дел является и строительство храмов. Отдавая, жертвуя, оказывая благотворительность другим, человек сам духовно возрастает. «Вера без дел мертва», «человек оправдывается делами, а не верою только» — эти Евангельские истины и были побудительными мотивами для смоленских купцов-храмостроителей. И на богослужениях в храме возносятся молитвы «о создателях храма сего», поминаются благотворители, участвовавшие в строительстве храма.

1. Какие ещё пословицы и поговорки о душе вы сами можете назвать?

2. Объясните смысл выражения «строить душу».

3. Как строительство храмов помогает духовному росту человека?

1. Как объясняет главные мотивы купцов-храмостроителей автор статьи?

2. Какие два основных качества русского народа, отмеченные известным русским философом Н. О. Лосским, приводятся для доказательства этих мотивов?

1. Составьте обобщающую таблицу «Смоленские купцы-храмостроители», в первой графе которой укажите имена купцов, во второй — построенные ими храмы.

2. Составьте развёрнутый план ответа на вопрос: «Каковы объективные и субъективные причины купеческого храмостроительства?»

3. Обратитесь к полному тексту статьи Е. Д. Беспалёнок «Кто строил смоленские храмы в XVIII веке?» и подготовьте сообщение об одном из купцов-храмостроителей.

4. Сохранились ли традиции благотворительности на Смоленщине в XXI в.? Приведите примеры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!