Открытый урок по ООМ во 2 классе.
«Невидимые нити»
(в начальной школе ФГОС).
Подготовила и провела: Некипелова Лариса Федоровна
Цели и задачи:
Систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком;
Развитие индивидуальных способностей учащихся;
Воспитание бережного отношения к природе;
Планируемые достижения учащихся:
Учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;
Учатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
Делать выводы из изученного материала;
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование:
Ход урока.
Учитель:
- Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, ребята!
- Ребята, а вы были в лесу? Понравилось ли вам там? Сегодня мы отправимся на необычную, но очень серьёзную и важную прогулку в лес, но конечно же не по настоящему. Только так можно разузнать все его тайны, разглядеть его красоту, увидеть все беды и помочь ему.
-Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони).
-Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладошки)
Учитель:
-А, давайте вспомним, как всё начиналось!
Слайд 1. (лес)
Ученик:
Когда – то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.
Учитель:
-Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы. Мы - её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все - дети природы.
-Послушайте историю о лесе.
– Жил был лес.
Слайд 2. (Птицы)
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушайте.
Звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья.
Слайд 3. (Звери)
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились.
Слайд 4. (Человек)
– Но однажды пришёл в лес человек.
-Откройте учебники, с.64. Давайте прочитаем, что произошло, когда человек пришёл в лес и решил там похозяйничать.
Учитель
– Почему в лесу никто не живет? ( Человек разрушил жизнь леса).
Слайд 5 (вырубленный лес, пеньки)
Учитель:
- Что видим на слайде? (вырубленный лес, пеньки)
Учитель:
-Что даёт человеку лес? (бумагу, строительный материал, ткани, целлофан)
- Ещё какую пользу приносит лес человеку? (чистый воздух, удерживает влагу в почве)
Учитель:
-Конечно, человек не может обойтись без леса, но что может произойти с природой, если вырубать и жечь лес в таком количестве? (погибнет лес и всё живое)
Учитель:
-Значит, человек и лес связаны друг с другом? (да)
-Такая связь в ООМ называется невидимыми нитями (учитель показывает табличку «невидимые нити»), получается, что человек и природа связаны между собой вот этими невидимыми нитями? (да) Вешается табличка: «человек природа»
Учитель:
-Есть ещё в природе невидимые нити. Они тоже очень важные для леса. Хотите узнать какие? Тогда я вас приглашаю на прогулку в осенний лес.
-Мы узнаем, как и для кого ещё важен лес, и что может произойти, если человек будет бездумно его вырубать или сжигать в таком количестве.
-Чтобы идти на прогулку в лес, что нужно знать? (как одеться, что с собой взять)
-Что мы должны учитывать? (погоду, погодные условия)
-Я специально запросила сводку погоды на этот день и нам её отправили. Давайте её прочтем и найдем признаки осенней погоды.
Слайд 6
С утра ожидается густой…… (туман). Днём температура повысится до 10 градусов, возможен мелкий …… (дождь) и слабый…… (ветер). К вечеру ожидается понижение температуры до 2 градусов.
- Как будем одеваться на прогулку, если учитывать эту сводку? (куртки, шапки, непромокаемую обувь, можно взять зонты)
- Туман, дождь, ветер…. Мы назвали явления какой природы? (неживой)
-Какими условными знаками они обозначаются, помните? Нарисуйте их на доске.
-Что ещё относится к неживой природе? (солнце, вода, воздух)
-Солнце даёт всему живому тепло и свет, также всему живому необходимы воздух и вода, которые относятся к неживой природе.
-Какую связь видим? (связь живой природы и неживой)
Вешаем табличку «живая природа---- неживая природа»
-Ну, что идём на прогулку? (да)
Слайд 9(осенний лес)
Физминутка.
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
-Мы с вами в осеннем лесу. Какую природу наблюдаем? (живую)
-Что относится к живой природе? (растения, животные, человек)
Учитель
– У вас на столах лежат листочки с загадками, прочитайте загадки и узнаете название дерева. Найдите его рисунок. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
1
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
2
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
3
Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)
4.
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
5.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Породы деревьев вывешиваются на доску.
Учитель
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.
Учитель
– Кого ещё не хватает в нашем лесу? (Не хватает птиц и зверей)
Учитель
-На столе у вас лежат конверты. Достаньте из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, кабана, дятла)
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Какую ещё связь можем проследить? (растения и животные)
Вывешивается табличка «растения-животные»
Слайд 8. Кабан----- дуб
Заяц----- осина
Белка----- ель
-Что даёт лес животным? (корм, дом)
- Объясните связь растений и животных на слайде.
-А как животные помогают лесу? (распространяют семена)
Учитель показывает детям фильм о распространении семян.
(1-1,5мин)
Слайд 9 Волк заяц
Птицынасекомые
-О какой связи можете рассказать, видя этот слайд? (животные и животные)
Вывешивается табличка «животные-животные»
-Что, ребята, произойдёт, если человек будет губить лес в таком количестве? (нарушаются связи, исчезнет корм для животных, животные погибнут)
-Действительно, в природе всё связано друг с другом, словно нитями. Но эти нити легко рвутся, если в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.
-Что же делать, чтобы сохранить леса, нашу природу? (сажать деревья, не ломать их, охранять)
-На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Это знаки – напоминания о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесьте его в нашем лесу (на доску).
Закрепление нового материала.
Цель: формирование умения определять связи в природе
-Каждая группа получает конверт с текстами, вы должны определить о какой связи идёт речь.
1 группа
- О какой группе связей идет речь?
Текст:
Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.
Ответ:
Связь между неживой и живой природой.
2 группа
- О какой группе связей идет речь?
Текст:
Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.
Ответ:
Связь между различными животными.
3 группа
- О какой группе связей идет речь?
Текст:
Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни - в строительстве, другие - для изготовления украшений.
Ответ:
Связь между природой и человеком.
4 группа
- О какой группе связей идет речь?
Текст:
Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.
Ответ:
Связь между растениями и животными.
Итог урока
-Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.
Звучит музыка « Живёт повсюду красота»
- Выскажитесь одним предложением, выбирая начало на экране:
Слайд 11.
сегодня я узнал…
я понял, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Учитель:
-Наша встреча подходит к концу. В заключение я хочу произнести слова одного поэта: «Я сорвал цветок и он повял у меня в руках, я поймал бабочку и она умерла у меня на руках, и тогда я понял, что к природе нужно прикасаться только сердцем». А, что по этому поводу можете сказать вы???
-Перед вами дерево, если вам понравился урок и было интересно, вы много узнали нового, то приклейте к дереву зелёный листик. Если вам было на уроке не всё понятно, появились новые вопросы, то прикрепите синий листик.
Дети прикрепляют листики.
-Посмотрите, как преобразилось наше дерево! И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!