Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. |
- Прозвенел звонок весёлый, Предлагает нам урок начать. Будем путешествовать по знаньям, Что-то новое мы будем открывать. Давайте поприветствуем друг друга добрыми улыбками. - У нас сегодня урок «открытия» нового знания. А что это значит? | - Мы узнаем что-то новое, чего мы ещё не знали. | Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения; Р - организация своего учебного места; П- осознавать познавательную задачу. |
II. Актуализация опорных знаний. |
- Изучать новую тему я предлагаю вам, работая в группах. А начнём мы с повторения. (Слайд № 2) Вспомните одни из первых наших уроков и скажите, какую форму имеет наша планета?
- В каких движениях участвует Земля? (Слайд № 3) - А что известно об оси вращения Земли? - Рассмотрите схему, которая перед вами и попробуйте объяснить, какое влияние оказывает вращение вокруг Солнца на Землю? Обсудите это в группе.
- Верно, происходит смена времён года. Причём, когда в южном полушарии наступает лето, в северном – зима; и наоборот. | Дети заранее разбиты на группы по 5-6 человек. - Наша планета имеет шарообразную форму. - Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца. - Ось вращения имеет наклон. Дети обсуждают ответ в группе. Группы дают свои ответы после обсуждения. | П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение. Р – ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что предстоит узнать. К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. |
III. Введение в тему урока. Постановка проблемы. |
(Слайд № 4) А одинаковые ли условия жизни в разных местах Земли? Одинаковые ли условия в летний период, например в южном полушарии на территории от экватора до южного полюса? Подумайте вместе и обоснуйте свой ответ. - Оставим ответ на этот вопрос и вернёмся к нему позже. А теперь попробуйте ответить, что такое, по-вашему, «природные зоны»? - Мнения разделились. Это и будет темой нашего урока: Природные зоны России. Чтобы познакомиться с новой темой, нам надо будет ответить на три вопроса: ЧТО…? ПОЧЕМУ…? КАК…? Попробуйте сформулировать эти вопросы. | Дети ведут обсуждение в группе и высказывают свои предположения. Вопросы урока: - Что такое «природные зоны»? - Почему существуют природные зоны? - Как изучать природные зоны? |
IV. Работа над новой темой. 1. Пояса освещённости на Земле. |
- Вы верно определили вопросы, но начать работу я предлагаю, узнав: почему существуют природные зоны? (Слайд № 5) Вернёмся к вопросу, одинаковы ли условия жизни в разных местах Земли. Вы пробовали его обосновать. Проверим ваши догадки, просмотрев следующий фильм.(http://www.youtube.com/watch?v=GUVcWdF3hSk) - Итак, почему на поверхности Земли разные условия жизни?
- Верно. Распределение солнечной энергии по поверхности нашей планеты привело к образованию поясов освещённости или климатических поясов. (Слайд № 6) Посмотрите ещё один фрагмент. (http://www.youtube.com/watch?v=wospDIa5qi4) - Как называются эти пояса освещённости, вы найдёте сами в группах. Выполните задание № 2 в тетрадях на печатной основе на стр.43. Для этого рассмотрите материал на странице 105 учебника. - Проверим вашу работу.
(Слайд № 7) - А как на карте определить, где заканчивается один пояс и начинается другой? - На картах границы климатических поясов обозначены пунктирной линией. Давайте их найдём. | - Поверхность земного шара получает разное количество солнечного света и тепла. Дети работают в группах. Группы зачитывают названия поясов и определяют, в каком из них находится территория нашей страны. Ребята выходят к карте и находят северный и южный полярные круги, линии северного и южного тропика. | П-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами; умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли. К - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
2. Что такое «природные зоны»? Природные зоны России. |
- Ответим на вопрос: Что такое «природные зоны»? Прочитаем материал учебника на стр.103. - Так что же такое «природные зоны»?
(Слайд № 8) - Рассмотрите карту природных зон России на и назовите их по порядку. | Дети читают. - Это территории Земли с одинаковыми климатическими условиями, растительным и животным миром. Дети называют природные зоны России. |
V. Физ.минутка |
VI. Закрепление материала. |
- Поработаем с картами. Каждая группа получит своё задание. Справиться с ними вам поможет карта природных зон России и физическая карта России. Задания для групп. 1. Назовите острова и полуострова, которые находятся в зонах арктических пустынь и тундры. 2. Русла каких рек проходят через зону тайги. 3. В каких природных зонах находится Волгоградская область? 4. В каких природных зонах может происходить заготовка древесины, посев зерновых культур и почему? - Выслушаем ваши ответы. | Дети работают в группах. Группы отчитываются о выполнении задания. | К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности. |
VII. Включение в систему знаний. Составление плана изучения природной зоны. |
- На следующих уроках мы будем подробно изучать каждую природную зону. (Слайд № 9) А теперь ответим на последний вопрос: как изучать природные зоны? Работаем в группах. Вам предстоит составить план изучения каждой природной зоны. Для этого ознакомьтесь со вторым абзацем текста на стр.103 и расставьте по порядку пункты плана изучения природной зоны. Пункты плана на отдельных листках лежат перед вами на парте, вам нужно их наклеить по порядку на специально приготовленный лист. (Слайд № 10) - Проверим, что у вас получилось. План изучения природной зоны. 1. Географическое положение природной зоны. 2. Климатические условия. 3. Растительный мир природной зоны. 4. Животный мир природной зоны. 5. Деятельность человека. 6. Экологические проблемы природной зоны. | Дети в группах составляют план изучения природных зон. Каждая группа представляет свой план. | К- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. П – выделять необходимую информацию, структурировать её; выбирать наиболее подходящий план выполнения задачи; осуществлять анализ и синтез. |
VIII. Итог урока, рефлексия. |
(Слайд № 11) - Подведём итог урока. Почему существуют различные природные зоны?
- Что такое «природные зоны»?
- Как мы будем изучать каждую природную зону?
- Что для вас сегодня стало новостью, о чём вы вообще не догадывались? - Оцените свою работу на уроке, используя оценочные листы. (Слайд № 12) | - Наша планета имеет шарообразную форму. Поэтому в разных местах земного шара поверхность получает разное количество солнечной энергии, тепла и света. - Это территории поверхности Земли с одинаковыми климатическими условиями, растительным и животным миром. - Природные зоны будем изучать по составленному плану. | Р – адекватно оценивать свои достижения; осуществлять рефлексию собственной деятельности |
IX. Домашнее задание. |
Стр. 103-105 читать, ответить на вопросы на стр.105. | | |