2. Актуализация знаний | Ученые уже выяснили, что все растения делятся на группы. 1 группа имеет ствол, покрытый корой. Что это за группа (слайд 1) 2 группа имеет несколько тонких стволиков. Что это за группа? (слайд 2) 3 группа имеет тонкий гибкий стебель. (слайд 3) Но узнали, что все растения имеют общее строение: (слайд 4) | Отвечают: деревья Кустаники Травы Корень, стебель, цветок, лист, плод с семенами |
3. Постановка проблемы | Но вот однажды ученые наткнулись в лесу на удивительное растение: оно представляет собой небольшой кустарничек, с плотными листьями, которые имеют небольшие отверстия, которые нужны ему для сбора влаги. Но самым удивительным им показались плоды этого растения: они красные, не сладкие и не кислые, но очень вкусные.(слайд 5) Кто из вас догадался, что это за растение? (Брусника) Как бы вы назвали плоды этого растения?( Ягода) А как мы назовем растения у которых плоды- ягоды? (Ягодные) Так вот ученым стало очень интересно узнать, есть ли на Земле другие ягодные растения? Как их использует человек? Чем похожи все ягоды? Все ли ягоды съедобны? И как все ученые они выдвинули предположения. Я прошу вас послушать эти предположения и высказать свое мнение о них: если вы согласны с предположением – ставите +, если не согласны ставите -, Если сами не знаете ответа на вопрос -ставите? Утверждения: На Земле растут и другие ягоды. Все ягоды похожи тем, что они вкусные и красные. Человек использует ягоды в пищу, когда голоден. Все ягоды съедобны и их можно есть С какими утверждениями вы не согласны? какие предположения у вас вызвали вопрос? Почему у нас возникли вопросы? Наверное мы еще не все знаем об ягодах. Так давайте вместе с учеными проведем исследование и проверим наши и их предположения. | Высказывают свои предположения Отмечают с помощью условных знаков свое отношение к утверждению |
4. Построение выхода из затруднения | Вы согласились, с учеными, что на Земле кроме брусники растут и другие ягоды, тогда давайте это докажем и вспомним известные нам ягоды, а помогут их нам вспомнить загадки: (слайд 6) 1)Низок, да колюч, Сладок, Да не пахуч. Ягоду сорвёшь - Всю руку обдерешь. Крыжовник 2)Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки. Тот, кто деток соберёт, Руки вымажет и рот. Черника 3)Я красна, я кисла, На болоте я росла, Дозревала под снежком, Ну-ка, кто со мной знаком? Клюква 4)Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, другая чернеет. Ответ: Красная и черная смородины 5)Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. 6)В сенокос - горька, А в мороз - сладка, Что за ягодка? Ответ: Калина 7) Я капелька лета На тоненькой ножке. Плетут для меня Кузовки и лукошки. Кто любит меня, Тот и рад поклониться. А имя дала Мне родная землица. Чем отличаются эти растения? Чем похожи? Где вы их встречали? Какой вывод сделаем? Для того, чтобы узнать чем похожи ягоды, проведем опыт: (каждой группе выдается баночка с ягодами, ложечка) Какие ягоды у вас? Как догадались? Разомните ягодки. Легко ли их было мять ?что можем сказать, какие они? Когда раздавили, что из них выбежало? Значит какие ягоды? Что кроме сока видите в баночке? Она какая? Рассмотрите сок, что за крупинки там видны? И так, какой вывод можем сделать? Ягоды –это… Физминутка. Работа в группах: Мы ответили на 2 вопроса ученых. А сейчас нам предстоит узнать, как же люди используют ягоды. Каждая группа получит лист с изображением ягоды и набор карточек. Вам предстоит определить название ягоды. Если это будет сделать трудно, в конверте есть лист с подсказкой. Затем из набора карточек выберете, как люди используют эту ягоду, нужные карточки приклеите на лист. если будете сомневаться, вновь проверите себя на листе- подсказке . Расскажите, какое ягодное растение вам досталось и как можно его использовать. Но если мы так любим ягоды, то нужно уметь их и собирать. Посмотрите на иллюстрацию(слайд) Правильно ли поступил мальчик. Почему? Какие советы по сбору ягод мы с вами должны ему дадим? Мы уже не мало с вами узнали, давайте немного отдохнем. Положите головку на парту, или смотрите на экран. (включается музыка, на экране слайды ягодных растений) А как вы думаете все ли ягоды можно есть? Давайте проверим. Для этого я прочитаю вам рассказ об одном растении. (о волчьем лыке)( слайд) Какие еще ядовитые ягоды, вы можете встретить можете узнать на с. 87 учебника . Давайте проверим. Как вы запомнили. (слайд) | Отгадывают загадки Ищут сходства и отличия. Рассказывают, где встречали ягоды? Дети рассматривают, нюхают ягоды Давят ложечкой Отвечают: мягкие Сок Сочные Кожицу, тонкая Семена Дают определение по подсказкам Работают в группах, определяют ягоду, отыскивают карточки с использованием 1 человек от группы рассказывает Отыскивают ошибки, объясняют, составляют правила сбора ягод Открывают учебник рассматривают иллюстрации, читают название Дают названия растениям. |