СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь" 4 класс УМК ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Перспективная начальная школа". 4 класс. Тема: "Зона пустынь". Урок №9 в разделе "Путешествие по природным зонам России". урок предъявления новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь" 4 класс УМК ПНШ»

Технологическая карта урока

Учитель

Голодникова Елена Константиновна

Наименование учебно-методического комплекта (УМК)

Перспективная начальная школа

Предмет, класс, автор учебника

Окружающий мир. 4 класс. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

М. Академкнига/Учебник. 2013

Тема урока

Зона пустынь.

Место урока в системе уроков

урок № 9 в разделе « Путешествие по природным зонам России»

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний .

Задачи урока

1.Ознакомить с климатическими условиями зоны пустыни.

Формировать представления учащихся об особенностях животного и растительного мира пустыни.

2. Учить приемам сравнения и анализа.

3.Развивать умения работать с географической картой, дополнительной литературой.

4. Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны

  • Уметь объяснять особенности природных зон

Метапредметные :

  1. Познавательные УУД:

  • Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления

  1. Регулятивные УУД:

  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  1. Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других

  • Оформлять свои мысли в устной форме

  • Уметь работать в парах, в группе

Личностные:

  • Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

Методы обучения

Частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, работа в парах

Средства обучения

Компьютер, экран, фильм о природных зонах, слайды по теме «Пустыни», карточки для выполнения заданий.

Основные понятия

Природная зона, полупустыня, пустыня, оазис, барханы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Мотивация к учебной деятельности

и целеполагание и мотивация

-Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы. (слайд 1)

-Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. А что это за зона мы узнаем когда разгадаем ребус. (слайд 2)

Сегодня у нас тема «Путешествие в зону пустынь». (слайд 3)

Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

-Наша задача – узнать об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, определить местоположения зоны пустынь на карте. (слайд 4)

- А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны?

- Познакомьтесь с планом урока. (слайд 5)

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Определяют тему урока.

Определить цель урока.

Личностные УУД:

положительное отношение к уроку;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

2.Актуализация знаний


-Перед тем как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущих природных зоны мы знаем хорошо.

Игра «Узнай меня» (в группах) (слайд 6)

1.Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь.

2.Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения.

3. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду.

Проверим (слайд 7)

О какой природной зоне идет речь в стихотворении:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

-Конечно же, это стихи о степи.(слайд3)

-Проверим ваши знания о зоне степей – выполнив тест.

Работа в парах:

Тест «Зона степей» (ученики записывают тест в тетрадях)

1. Зона степей расположена на …нашей страны:

а) севере; б) востоке; в) юге

2. На карте природных зон зона степей закрашена…цветом:

а) розовым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей- это…

а)сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие лесов, лишайников, кустарников.

4. Для растений степи характерны:…

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

5. Основным занятием населения степей является:

а) земледелие;

б) рыболовство;

в) оленеводство.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

(После выполнения теста проводится проверка на экране: вопрос и правильный ответ) (слайд 4-9)

Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам. Обсуждают алгоритм действий для решения поставленной задачи, используют его в практической деятельности

Записывают ответы на вопросы. Объясняют, доказывают правильность выбранных вариантов.

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы и отчете о проделанной работе.

  1. Б

  2. Б

  3. А

  4. В

  5. А

  6. В


Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин

Регулятивные:

- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;




3.Постановка учебной задачи . «Открытие нового знания»



-Покинув бескрайние (слайд 10) степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе нашей страны , на берегах Каспийского моря. (слайд 11) Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. (слайд 12)

-Что вы представляете себе, когда слышите слово «пустыня»

Солнечный , жаркий

Желтый поток

Льется в пустыне

На желтый песок.

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

- В пустыне все непривычно и непонятно. (слайд 13-16) Гряды золотистых песков – барханы, белые болота, засыпанные солью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев, саксаульники, и такыры – глинистые лысины, гладкие и крепкие как асфальт. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев. Ветры не освежают, они горячие как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зеленую траву.

Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях. Работа в группах (географы, ботаники, зоологи).

  1. Группа

Изучите особенности климата, расположения на карте зоны пустынь.

  1. Группа

Изучите растения зоны пустынь.

Как они приспособились?

  1. Группа

Изучите животных зоны пустынь.

Как они приспособились?


Чтение текста с. 104 - 107 в учебнике.

-Итак, какие особенности климата в пустыне? (много солнца, мало осадков, высокая температура, зимой сильные морозы)

-Как же к таким условиям приспособились растения? (слайд -17-18-19)Рассмотрите рисунки в учебнике. Выскажите предположения?

Отвечают на вопросы учителя, развивают фантазию. Работают картинками и информацией данной учителем.

Работа с учебником. Устные сообщения. Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы.

Вступают в диалог, работают с учебником.

Вступают в диалог с одноклассниками, работают в парах.

Высказывают свои предположения

Объясняют, доказывают правильность своих утверждений.

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль.











Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать,

умение сравнивать,

делать выводы , умение работать с информацией и обмениваться ею.


Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания,

сотрудничество с учителем и со сверстниками,

аргументация своего мнения;

умение слушать оппонента.


Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело,

следование в деятельности нормам эстетики.

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность


Регулятивные УУД:

исследуют условия учебной задачи;

анализируют собственную работу и работу соседа;

умение контролировать свою деятельность.


4.Физминутка

5.Работа по теме урока

Рассмотрите иллюстрации животных в учебнике.

-Какие животные обитают в пустыне?

-Какие особенности они имеют?

Животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи.

(слайд 20-тушканчик) Сообщение ученика.

- А я вам хочу рассказать про ящериц. (слайд 21)

Ящерицы устраивают короткие перебежки с остановкой в тени какого – нибудь предмета ( камня, кустика), приподнимают по очереди лапки над раскаленным песком или взбираются на вершины барханов, на ветки саксаула или кустарников, где их обдувает ветер.(Видео про ящерицу)

Те животные которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

Насекомые и грызуны удовлетворяют потребность в питье за счет поедания корма: мелкие животные поедают семена и корни растений, а более крупные животные –этих мелких. Ни одна капля воды не пропадает в пустыне.

-Итак, животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. Те животные, которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.



Отвечают на вопросы учителя, развивают фантазию. Работают картинками и информацией данной учителем.

Работа с учебником. Устные сообщения. Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы.


Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею,

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать,

умение сравнивать,

делать выводы , умение работать с информацией и обмениваться ею.


Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками,

осознанно строят речевые высказывания,

сотрудничество с учителем и со сверстниками,

аргументация своего мнения,

умение слушать оппонента.

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело,

следование в деятельности нормам эстетики.

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность,

исследуют условия учебной задачи,

анализируют собственную работу и работу соседа,

умение контролировать свою деятельность.


6.Закрепление изученного материала.

Игра «Узнай меня»

Сколько важности в походке!

По пустыне – сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом – мешком?

(Верблюд)

Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.

(Тушканчик)

Я – пища «корабля пустынь».

(Верблюжья колючка)

Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.

(Ящерица)

Мой ствол – как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.

(Саксаул)

- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?

Учащиеся: солнце – хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует. (слайд 26)


Учащиеся обобщают знания, полученные на уроке последствием ответов на загадки.

Регулятивные: освоение доступных способов       изучения   (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации;

 Коммуникативные: умение слушать,    грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;

Познавательные:

умение работать с информацией,   развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные:

-формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;


Подведение итогов урока и рефлексия

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Мы их достигли?

-Какую территорию занимают пустыни? ( Небольшую на юго-западе страны)

-Какое лето в пустыне? (Жаркое, продолжительное)

-Как животные и растения приспособились к жизни в этой зоне?

Выставление оценок.

6.Домашнее задание. (Слайд27)

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Записывают задание на дом, задают вопросы.




Регулятивные УУД:

оценка своей деятельности на уроке

Личностные УУД:

самооценка








Э К С П Е Р Т Ы


















Г Е О Г Р А Ф Ы






















Б О Т А Н И К И


















З О О Л О Г И












1.Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь.


2.Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения.


3. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду.



1.Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь.


2.Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения.


3. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду.


1.Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь.


2.Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения.


3. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!