СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по программе "Школа 2100". Тема: "Права человека в обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира  тема: "Права человека в обществе".4 класс + презентация.

УМК "Школа 2100".

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»


Конспект урока

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 4 Б

Школа: МАОУ СОШ №4 им. И.С.Черных г. Томск

Учитель: Епифанцева Любовь Сергеевна (учитель начальных классов)

УМК: «Школа 2100»

Цель урока: Познакомить учащихся с правами и обязанностями гражданина в обществе.

Задачи:

  • Образовательные: обобщить знания учеников о личных правах человека, о правах ребёнка.

  • Развивающие: совершенствовать умения учащихся работать в группах, слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения; развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом; развивать речь, внимание, мышление учащихся.

  • Воспитательные: воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру; воспитывать нравственные качества учащихся на примере художественной литературы, жизненных ситуациях; корректировать нормы поведения детей в обществе.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковый, проблемные, практические.
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: Конституция РФ; раздаточный материал с заданиями, карточки с надписью прав; иллюстрации к сказкам, с изображением сказочных персонажей или книги с картинками; памятки; карточки с названием понятий, учебник, рабочая тетрадь, выставка литературы по теме, компьютерная презентация.


Тема урока

Права человека в обществе.

Цель урока

Познакомить учащихся с правами и обязанностями гражданина в обществе.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

- личные права человека;

- личные права ребёнка;

- свои обязанности.


уметь:

- объяснять, что такое права человека в обществе;

- замечать и объяснять, какие поступки людей нарушают права человека и права ребёнка;

- работать в группе (планировать работу, распределять её между членами

группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести

диалог;

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.


Основные понятия

Конституция, Конвенция о правах ребёнка, права, обязанности.

Межпредметные связи

История, обществознание, литературное чтение.

Ресурсы

1. Учебник Вахрушева А.А. Окружающий мир.

2. Презентация к уроку «Права человека в обществе».

3. Карточки для индивидуальной и групповой работы.


Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. момент

Регулятивные УУД:

формирование

способности к

организации своей

деятельности


– Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Возьмитесь за руки. Пожелаем удачи друг другу.


Дети организуют свое

рабочее место,

проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний.

Регулятивные УУД:

овладение приёмами

самоконтроля.


Личностные УУД:

умение применять

полученные знания на практике.

- Сегодня на уроке вы будете работать в группах, вспомните правила. (Слайд 2)

- Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка.

- Послушайте притчу и подумай, о чем хотел сказать автор. (Слайд 3)

- Ребята, как вы думаете выспались? Согрелись дикобразы?

- Вы знаете, что При́тча — короткий рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. Чему она учит?

Ученики перечисляют правила.











Слушают, обсуждают.

Отвечают на вопросы учителя.

Создание

проблемной

ситуации

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.


Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из сценки.

- Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены. (Слайд 4)












Разыгрывается сценка

За столом сидят двое – мальчик и девочка.

Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Он открывает форточку.)

Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Она закрывает форточку.)

Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!»

Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!»

Актуализация знаний, постановка учебной задачи









Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Какое противоречие вы заметили?

- Какой возникает вопрос?


- Что для этого надо знать?


- Сформулируйте тему урока. (Слайд 5)

Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

- Сформулируйте цель урока.




- Проблема урока:

- Какие у вас возникают вопросы:


- Ребята, а что такое право?

- И мальчик, и девочка защищают свои права.

- Как рассудить кто из них прав?

- Права человека.

- Права человека в обществе.



- Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе.

-Какие права есть у каждого человека?

1. Права человека

2.Особые права ребенка

- Часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.


Динамическая пауза

Личностные УУД:

умение применять

правила охраны своего

здоровья

- Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья.


Музыкальная физкультминутка

«Весёлая зарядка»

(Дети выполняют физкультминутку)

Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

умение строить

высказывание с

учётом норм языка.

- Ребята, давайте вернёмся к сценке в библиотеке.

- Какое своё право пытался защитить мальчик?

- Какое своё право пыталась защитить девочка?

- Откройте ваши учебники на стр. 40. Рассмотрите рисунок в левом верхнем углу. (Слайд 6)

- Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках?







- А как вы понимаете это право?











- Вспомните золотое правило нравственности.



- Иными словами, пользуясь своими правами, надо так же соблюдать права других людей.

(Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!)

- А за несоблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать н- Какие права вам ещё известны?

- Вспомните, ребята, в каком государственном документе эти права записаны?

- Ребята, а кто вспомнит, что такое Конституция? (Слайд 7,8)



- Ребята, как вы думаете, в современной России у людей равные права?





- Вспомните, в истории нашего государства были ли времена, когда у одних людей прав было больше, чем у других?









- Право на образование.



- Право на охрану здоровья.





- Право на свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, право на достойную жизнь, право на медицинское обслуживание, право на отдых и на труд.

- Человек не должен делать всё, что ему вздумается. Так, например, бандиты, изображённые на рисунке , связали прохожего. Этим они нарушили его право на свободу. Права должны быть равными.

- Нужно относится к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.





















- В Конституции РФ.




- Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий права и обязанности граждан.


(Ответы детей)



(Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян).

Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в группах.




Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь осуществлять анализ иллюстраций к сказкам

.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

- Ребята, а сейчас поработаем в группе.

Учащиеся получают карточки по группам.

- Сейчас вам предстоит самостоятельно изучить материал по данным шагам. (Слайд 9)

План:

  1. Прочитать информацию

  2. Понять и рассказать, как вы понимаете это право.

  3. Привести свои примеры из сказок, где нарушается это право.

- Мы рассмотрели те права человека, которые вам понятны и близки, более подробно с правами человека вы познакомитесь в старших классах.

(Слайд 10)







Дети работают в 5 группах.

Читают, называют права человека. Приводят примеры.




Динамическая пауза

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Физкультминутка для глаз.

Выполняют физкультминутку.

Включение в систему знаний и повторений


Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;


Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь определять главную мысль текста.


Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- А все эти права есть у ребенка?

- Конечно, но некоторыми правами человек пользуется только когда вырастет. Например, право участвовать в выборах. Но зато у детей есть и особые права. Какие?

- Это вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 43.

- Какое есть у детей особое право?

- Права ребенка защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве.

- Как называется главный документ, который гарантирует и защищает права ребёнка? (Слайд 11)

- Васильева Елизавета провела своё мини-исследование и сейчас расскажет нам, что такое конвенция по правам ребёнка.

(Слайд 12-13)
















- О каких правах человека вы узнали?

-О каких правах ребенка вы узнали?

-Какое из этих прав самое главное и почему?

-Главное право каждого человека право на жизнь, и маленький человек ребенок тоже имеет право жить.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый пусть живет. А если родился слабым, больным сбросить его со скалы! А ведь слабенький ребенок, если будет тренироваться, может вырасти очень сильным, он может стать большим ученым или талантливым художником. Просто больных надо лечить, слабым помогать. Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел.
- Сравните права взрослых и детей.

(свободные ответы детей)













- Право на любовь и заботу.










Это – конвенция по правам ребёнка.



- Конве́нция о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым правам ребёнка. Документ состоит из 54 статей, в которых содержится описание прав лиц в возрасте до 18 лет.


- Право на жизнь, так как дороже жизни ничего нет.

Самостоятельное применение полученных знаний.

Познавательные:

- уметь осуществлять анализ музыкальных произведений.


. Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.


- А теперь музыкальная пауза.

- Определите, о каких правах ребёнка идёт речь в песне?


“Наташка-первоклашка” (право на образование).

«Мамонтёнок» (право на любовь и заботу)

«Над нами солнце светит» (право на отдых)


Включение в систему знаний и повторений


Коммуникативные

УУД:

умение слушать

других и вступать в

диалог, выражать своё

мнение.

Познавательные

УУД:

извлечение

необходимой

информации из

прослушанного,

понимание и

адекватная оценка

прослушанной

информации

Работа в группах.

1. Права человека

Внимательно прочитайте задание, обсудите, какое право человека нарушается в данном эпизоде. Обоснуйте ответ. 
Задание 1: Каждая война это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом. Какое право человека нарушается?
Задание 2: Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим. О каком праве человека говорится?

Задание 3: Это право защищает нас от клеветы, несправедливости, напрасных обвинений, оскорблений. Клеветой, оскорблением можно сломать человеку жизнь. На что мы имеем право в этом случае?
2. Особые права ребенка.

-Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей.















(Право на жизнь)









(Право на свободу и личную неприкосновенность)








(Право на защиту чести и достоинства)











Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в парах.

. Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;


Познавательные:

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы).



- Каждая пара получает карточки на которых написаны ключевые слова. Вам нужно опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника. Начинать со слова «обязан».



- А какая обязанность сейчас для вас самая главная?




(Работают по карточкам)









- Учиться.

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.


Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;


Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей

- Ребята вернёмся к нашему проблемному вопросу. Выяснили мы какие права есть у человека?

- Какие права имеет человек в современном обществе?

- Чем права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?

- Как называются документы, где записаны права ребёнка?


- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?

- Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе.

- Каждый человек и ребенок имеет право на счастливую жизнь! Чего я вам и желаю.




-Оцените свою работу на уроке

(Слайд 20)

- Да.





(Ответы детей)

(Ответы детей)

- Конве́нция о права́х ребёнка.



- Право на образование.















Дети оценивают свою

работу


Домашнее задание

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой

- Ребята, прочитайте текст учебника стр.40,41 и подготовьте ответы на вопросы №4,№5.

Творческое задание: нарисуйте круг своих обязанностей перед родителями (по желанию).







9



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Окружающий мир   19.02.2016

Окружающий мир 19.02.2016

Притча

Притча

Тема урока: Права человека в обществе

Тема урока:

Права

человека

в обществе

Какие права человека нарушают бандиты ?

Какие права человека нарушают бандиты ?

Конституция  (от латинского constitutio – устройство) Основной закон государства , определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституция (от латинского constitutio – устройство)

Основной закон государства , определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года .

Она была принята всенародным голосованием

12 декабря 1993 года .

План:

План:

  • Прочитать информацию.
  • Обсудить как вы понимаете данное право.
  • Привести примеры из сказок, где нарушается это право.
Права человека   на бесплатное на свободу медицинское и личную  неприкос-  обслуживание новенность на неприкос- новенность жилища на защиту на на чести и  труд отдых достоинства на жизнь

Права человека

на бесплатное

на свободу

медицинское

и личную

неприкос-

обслуживание

новенность

на

неприкос-

новенность

жилища

на защиту

на

на

чести и

труд

отдых

достоинства

на

жизнь

Права ребёнка Право на бесплатное  обучение на бесплатное на отдых медицинское обслуживание на помощь на на защиту любовь и заботу на помощь на жизнь

Права ребёнка

Право

на бесплатное

обучение

на бесплатное

на

отдых

медицинское

обслуживание

на

помощь

на

на

защиту

любовь

и заботу

на

помощь

на

жизнь

Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на свободу и личную неприкосновенность

С нарушителями какого права боролся Карлсон?

С нарушителями какого права боролся Карлсон?

Право на неприкосновенность жилища

Право на неприкосновенность жилища

Какое право демонстрируют картинки?

Какое право демонстрируют картинки?

Каким правом не воспользовались эти герои?

Каким правом не воспользовались эти герои?

Самооценка  - Хочу узнать ещё больше о правах и научиться их  защищать. - - Теперь я знаю свои права.  - Мне было скучно и права меня не  заинтересовали.  - Не могу оценить.

Самооценка

- Хочу узнать ещё больше о правах и научиться их

защищать.

- - Теперь я знаю свои права.

- Мне было скучно и права меня не

заинтересовали.

- Не могу оценить.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!