Тема урока | Права человека в обществе. |
Цель урока | Познакомить учащихся с правами и обязанностями гражданина в обществе. |
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать: - личные права человека; - личные права ребёнка; - свои обязанности. уметь: - объяснять, что такое права человека в обществе; - замечать и объяснять, какие поступки людей нарушают права человека и права ребёнка; - работать в группе (планировать работу, распределять её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог; - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. |
Основные понятия | Конституция, Конвенция о правах ребёнка, права, обязанности. |
Межпредметные связи | История, обществознание, литературное чтение. |
Ресурсы | 1. Учебник Вахрушева А.А. Окружающий мир. 2. Презентация к уроку «Права человека в обществе». 3. Карточки для индивидуальной и групповой работы. |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Орг. момент | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности | – Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Возьмитесь за руки. Пожелаем удачи друг другу. | Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний. | Регулятивные УУД: овладение приёмами самоконтроля. Личностные УУД: умение применять полученные знания на практике. | - Сегодня на уроке вы будете работать в группах, вспомните правила. (Слайд 2) - Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. - Послушайте притчу и подумай, о чем хотел сказать автор. (Слайд 3) - Ребята, как вы думаете выспались? Согрелись дикобразы? - Вы знаете, что При́тча — короткий рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. Чему она учит? | Ученики перечисляют правила. Слушают, обсуждают. Отвечают на вопросы учителя. |
Создание проблемной ситуации | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из сценки. | - Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены. (Слайд 4) | Разыгрывается сценка За столом сидят двое – мальчик и девочка. Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Он открывает форточку.) Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Она закрывает форточку.) Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!» Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!» |
Актуализация знаний, постановка учебной задачи | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | - Какое противоречие вы заметили? - Какой возникает вопрос? - Что для этого надо знать? - Сформулируйте тему урока. (Слайд 5) Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права. - Сформулируйте цель урока. - Проблема урока: - Какие у вас возникают вопросы: - Ребята, а что такое право? | - И мальчик, и девочка защищают свои права. - Как рассудить кто из них прав? - Права человека. - Права человека в обществе. - Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе. -Какие права есть у каждого человека? 1. Права человека 2.Особые права ребенка - Часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой. |
Динамическая пауза | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | - Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья. Музыкальная физкультминутка «Весёлая зарядка» | (Дети выполняют физкультминутку) |
Поиск решения проблемы. Открытие нового знания. | Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; умение строить высказывание с учётом норм языка. | - Ребята, давайте вернёмся к сценке в библиотеке. - Какое своё право пытался защитить мальчик? - Какое своё право пыталась защитить девочка? - Откройте ваши учебники на стр. 40. Рассмотрите рисунок в левом верхнем углу. (Слайд 6) - Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках?
- А как вы понимаете это право?
- Вспомните золотое правило нравственности.
- Иными словами, пользуясь своими правами, надо так же соблюдать права других людей. (Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!) - А за несоблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать н- Какие права вам ещё известны? - Вспомните, ребята, в каком государственном документе эти права записаны? - Ребята, а кто вспомнит, что такое Конституция? (Слайд 7,8)
- Ребята, как вы думаете, в современной России у людей равные права?
- Вспомните, в истории нашего государства были ли времена, когда у одних людей прав было больше, чем у других?
| - Право на образование. - Право на охрану здоровья. - Право на свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, право на достойную жизнь, право на медицинское обслуживание, право на отдых и на труд. - Человек не должен делать всё, что ему вздумается. Так, например, бандиты, изображённые на рисунке , связали прохожего. Этим они нарушили его право на свободу. Права должны быть равными. - Нужно относится к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
- В Конституции РФ. - Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий права и обязанности граждан. (Ответы детей)
(Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян). |
Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в группах.
| Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь осуществлять анализ иллюстраций к сказкам . Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | - Ребята, а сейчас поработаем в группе. Учащиеся получают карточки по группам. - Сейчас вам предстоит самостоятельно изучить материал по данным шагам. (Слайд 9) План: Прочитать информацию Понять и рассказать, как вы понимаете это право. Привести свои примеры из сказок, где нарушается это право. - Мы рассмотрели те права человека, которые вам понятны и близки, более подробно с правами человека вы познакомитесь в старших классах. (Слайд 10) | Дети работают в 5 группах. Читают, называют права человека. Приводят примеры.
|
Динамическая пауза | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | Физкультминутка для глаз. | Выполняют физкультминутку. |
Включение в систему знаний и повторений | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь определять главную мысль текста. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | - А все эти права есть у ребенка? - Конечно, но некоторыми правами человек пользуется только когда вырастет. Например, право участвовать в выборах. Но зато у детей есть и особые права. Какие? - Это вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 43. - Какое есть у детей особое право? - Права ребенка защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве. - Как называется главный документ, который гарантирует и защищает права ребёнка? (Слайд 11) - Васильева Елизавета провела своё мини-исследование и сейчас расскажет нам, что такое конвенция по правам ребёнка. (Слайд 12-13) - О каких правах человека вы узнали? -О каких правах ребенка вы узнали? -Какое из этих прав самое главное и почему? -Главное право каждого человека право на жизнь, и маленький человек ребенок тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый пусть живет. А если родился слабым, больным сбросить его со скалы! А ведь слабенький ребенок, если будет тренироваться, может вырасти очень сильным, он может стать большим ученым или талантливым художником. Просто больных надо лечить, слабым помогать. Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел. - Сравните права взрослых и детей.
| (свободные ответы детей)
- Право на любовь и заботу.
Это – конвенция по правам ребёнка. - Конве́нция о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым правам ребёнка. Документ состоит из 54 статей, в которых содержится описание прав лиц в возрасте до 18 лет. - Право на жизнь, так как дороже жизни ничего нет. |
Самостоятельное применение полученных знаний. | Познавательные: - уметь осуществлять анализ музыкальных произведений. . Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | - А теперь музыкальная пауза. - Определите, о каких правах ребёнка идёт речь в песне? | “Наташка-первоклашка” (право на образование). «Мамонтёнок» (право на любовь и заботу) «Над нами солнце светит» (право на отдых) |
Включение в систему знаний и повторений | Коммуникативные УУД: умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного, понимание и адекватная оценка прослушанной информации | Работа в группах. 1. Права человека Внимательно прочитайте задание, обсудите, какое право человека нарушается в данном эпизоде. Обоснуйте ответ. Задание 1: Каждая война это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом. Какое право человека нарушается? Задание 2: Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим. О каком праве человека говорится? Задание 3: Это право защищает нас от клеветы, несправедливости, напрасных обвинений, оскорблений. Клеветой, оскорблением можно сломать человеку жизнь. На что мы имеем право в этом случае? 2. Особые права ребенка. -Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей. |
(Право на жизнь)
(Право на свободу и личную неприкосновенность)
(Право на защиту чести и достоинства)
|
Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в парах. | . Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы). | - Каждая пара получает карточки на которых написаны ключевые слова. Вам нужно опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника. Начинать со слова «обязан».
- А какая обязанность сейчас для вас самая главная?
| (Работают по карточкам)
- Учиться. |
Итог урока. Рефлексия | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей | - Ребята вернёмся к нашему проблемному вопросу. Выяснили мы какие права есть у человека? - Какие права имеет человек в современном обществе? - Чем права ребёнка отличаются от прав взрослого человека? - Как называются документы, где записаны права ребёнка? - Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами? - Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе. - Каждый человек и ребенок имеет право на счастливую жизнь! Чего я вам и желаю. -Оцените свою работу на уроке (Слайд 20) | - Да.
(Ответы детей) (Ответы детей) - Конве́нция о права́х ребёнка.
- Право на образование.
Дети оценивают свою работу |
Домашнее задание | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой | - Ребята, прочитайте текст учебника стр.40,41 и подготовьте ответы на вопросы №4,№5. Творческое задание: нарисуйте круг своих обязанностей перед родителями (по желанию).
| |