Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята. Встаньте. Все красиво. Улыбнитесь друг другу, и мне тоже. Садитесь. Долгожданный дан звонок. Начинается урок. -О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? - Проверим ваши знания, выполнив тест. Выбрать букву правильного ответа: 1) Атмосфера – это… К. твердая оболочка Л. водная оболочка М. воздушная оболочка 2) Земная кора … Е. твёрдая Ё. вязкая Ж. мягкая 3) В центре Земли находится… А. мантия Я. ядро О. земная кора 4) Все живые организмы относятся … З. к биосфере И. к гидросфере Й. к атмосфере 5) Гидросфера – это… К. воздушная оболочка Л. водная оболочка М. оболочка жизни Из выбранных букв ответов составьте слово -какое значение имеет слово - земля, Земля. | Мы говорили о строении земли, о ее оболочках Получилось слово Земля. Планета и верхний слой твердой поверхности планеты. | | Формируем мотивацию к обучению и целенаправленнойпознавательной деятельности (личностные УУД) |
Создание проблемной ситуации | Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны природы. Для этого мы отправимся в поход. - Кто ходил в поход? -Как называют таких людей? Мы пойдем в виртуальный (воображаемый) поход в лес. Итак, приготовимся в путь. Встали, надели сапоги, куртку, шапку, взяли рюкзак на плечи и пошли. ( Дети имитируют соответствующие движения.) -Идем, идем, подошли к большому озеру и на горизонте виднеется корабль…….. -А что такое «горизонт» -А что это за линия, где небо как бы сходится с землей? («линия горизонта») -Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем? (нет, линия горизонта всегда отдаляется). -Почему? – (потому что Земля имеет форму шара) -Молодцы. - А что это за линия, где небо как бы сходится с землей? («линия горизонта») -Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем? (нет, линия горизонта всегда отдаляется). -Почему? – (потому что Земля шар) -Молодцы. - А на берегу озера лежит камень, а на нем написано: Пойдёшь направо – конь падёт, налево – сгинешь сам, А прямо – ждёт тебя успех на всём твоём пути…» Назовите, какие слова помогут нам понять, куда идти дальше? Для чего нужны такие слова? - Кто догадался чему мы будем учиться сегодня на уроке? Что такое ориентирование, как вы думаете? Слайд 1. | - Туристы - Пространство, видимое невооруженным глазом. -Направо, налево, прямо -Чтобы ориентироваться в пространстве. Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве или определять направление сторон горизонта. | Уметь ориентироваться, знать стороны горизонта | Формулировать проблемный вопрос (Познавательные УУД). |
Открытие нового знания | -Где и как можно получить ответ на интересующий нас вопрос? Просмотр слайдов. Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. В полдень Солнце находится в направлении юга. В это же время предметы отбрасывают самую короткую тень, причем она ложится в направлении на север. Полярная звезда указывает на север. Кроме того существовали и народные приметы, позволяющие ориентироваться на местности. По муравейникам. В большинстве случаев они расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников. по стволу деревьев. В большинстве случаев они расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников По таянию снега. Известно, что южная сторона предметов нагревается больше, чем северная, соответственно, и таяние снега с этой стороны происходит быстрее. Лунки у стволов более вытянуты с юга. | -В интернете, из книг, фильмов, спросить у специалиста, спросить у другого человека, подумать самостоятельно, провести эксперимент, понаблюдать. Высказывают предположения, делятся своими знаниями, отвечают на вопросы. | | Осознанно строить речевое высказывание. Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД). |
Применение нового знания | Дети самостоятельно читают статью в учебнике с.77. Где восходит солнце? (на востоке) - Где заходит? (на западе) Что знаете о полярной звезде? Когда солнце самое высокое? 2. Задание № 2 (Приложение 1). Организует знакомство с содержанием задания. Даёт инструкцию по его выполнению. Организует фронтальную проверку. Отправляясь в далекие путешествия, люди ориентировались по сторонам горизонта. То направление, где солнце поднимается выше всего и сильнее греет – ЮГ, противоположное югу направление, где солнце никогда не бывает, и откуда дуют холодные ветры – СЕВЕР. На востоке солнце всходит, на западе садится. Кроме основных сторон света, есть еще и промежуточные . 16 Работа в парах. - У вас на парте лежит набор карточек. Прочитайте слова на карточках. Разделите их на 3 группы. Подумайте, по какому основанию вы их разделите на группы. прямо час север верх месяц восток неделя год запад назад секунда юго-восток 3. Домашнее задание. - К следующему уроку подготовьте рассказ о сторонах горизонта с.78-80 | Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы, используя параграф и свой жизненный опыт. Читают задание на листочках. Выполняют самостоятельно на листочках 2-3 мин. Работают в парах. | Называть отличительные особенности земных оболочек. | Сравнивать объекты по заданным критериям (Познавательные УУД). Планировать учебное сотрудничество (определять функции участников) (Коммуникативные УУД). Осуществлять контроль и коррекцию результатов деятельности (Регулятивные УУД). |
Рефлексия | -Какое открытие вы сделали сегодня для себя. По желанию подготовьте рассказ о компасе. Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения: Сегодня на уроке я узнал…. Меня удивило …. Мне было трудно …. | Узнали, как можно ориентироваться. Проговаривают вслух несколько человек по одному предложению. | | Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |