9
Тема урока: "Строение тела человека"
Цель: сформировать целостное представление о внешнем и внутреннем строении организма человека как о системе органов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемы результаты:
Предметные:
учащиеся узнают о: внешнем и внутреннем строении тела человека; частях тела, которые относятся к внешнему строению; внутренних органах тела, их названиях, месторасположением, выполняемыми функциями и значением; о системах органов (опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, кровеносной и нервной).
учащиеся научатся отличать друг от друга внутренние органы, их значения для человека;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умеют с помощью учителя определять и формулировать цель познавательной деятельности;
преобразуют практическую задачу в познавательную, самостоятельно оценивают правильность выполнения своих действий.
Познавательные УУД:
развивают умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
развивают способность сравнивать, сопоставлять, анализировать полученную информацию, делать правильные выводы и умозаключения.
Коммуникативные УУД:
отрабатывают умение строить речевые высказывания в устной форме;
формулируют собственное мнение;
умеют договариваться и приходить к общему мнению и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные:
проявляют интерес к новому;
понимают необходимость заботиться о своем здоровье.
Оборудование: для учителя – учебник "Окружающий мир 3 класс", доска, наглядности "Строение тела человека", ИКТ (презентация, компьютер), шнур 6 м, воздушный шарик.
Ход урока
I Организационный момент.
Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Все в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания
Понадобятся терпенье и старание.
II Актуализация знаний
Учитель предлагает рассмотреть картинку с изображением дома
- Ребята, что вы видите на рисунке?
- Как дом устроен снаружи?
- То, что мы видим снаружи, это внешнее строение дома.
- А что находится внутри дома?
- То, что мы можем увидеть внутри, это внутреннее строение дома.
III Постановка учебной задачи
- Ребята посмотрите на эту картинку и попробуйте определить, что общего у человека и дома? (выслушивает и обобщает ответы детей)
На доске вывешиваю две карточки:
внешнее и внутреннее
- Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь?
- Какую цель поставим на уроке?
Обобщаю сказанное детьми:
- Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим внешнее и внутреннее строение человека и познакомимся с работой некоторых внутренних органов и систем органов. (слайд 6)
IV Открытие новых знаний
- У вас на столах и у меня на доске силуэт человека.
Внимательно посмотрите друг на друга, а затем подпишите части тела человека. Работаем в паре.
-Давайте проверим правильно ли вы записали части тела .
Поднимите верхние конечности вверх, потянитесь.
Погладьте себя по голове.
Обхватите ладонями шею.
Слегка похлопайте себя по груди.
Почешите себе спину.
Погладьте себе живот. Вытяните в сторону правую нижнюю конечность и слегка потрясите ею.
Теперь в сторону вытяните левую нижнюю конечность и тоже потрясите ею. Слегка подпрыгните на нижних конечностях.
- Это была проверка знаний внешнего строения нашего организма. Молодцы! Все правильно выполнили действия. Садитесь.
2) Очень давно люди не знали , как они устроены , как надо лечиться, если заболели? Поэтому в древности жили очень недолго.
-- У вас на столе таблица с временным отрезком и карточки с количеством лет. Ваша задача определить, сколько лет жили люди в данный промежуток времени.(Работают в парах)
50000 лет назад-19-20 лет
300 лет назад-30 лет
100 лет назад-до 50 лет
В наше время – 73 года.
-Постепенно ученые накапливали знания о внутренних органах.
3)- Как вы думаете, что мы с вами могли бы увидеть, если бы заглянули внутрь нашего организма?
- Итак, тело человека внутри состоит из органов.
- Кто может сказать что такое "орган"?
Откройте учебник на стр. 49 и прочитайте определение. (Вывешиваю табличку «ОРГАНЫ)»
- Для того, чтобы познакомиться с внутренними органами человека я предлагаю вам разбиться на 6 групп. Вы должны познакомиться с одним из органов человека, а затем рассказать всему классу.
(Учитель делит детей на группы, раздает задания)
- Итак, у каждой группы есть конверт. В нем карточки с заданиями. Вы должны прочитать текст, затем рассказать одноклассникам о прочитанном, и разместить орган на модели человека.
4)- Давайте начнем знакомиться с основными внутренними органами человека. Для этого я приглашаю 1 группу к доске. О каком органе вы расскажете своим одноклассникам? (головной мозг)
Под черепом находится головной мозг. Человек может выполнять различные движения, попасть в цель, вспомнить, что было вчера ли даже прошлым летом, решать задачи и кажется что все это проходит само собой, но нет, отвечает за эту работу ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Его еще называют командным пунктом.. Головной мозг заведует всеми органами
- Спасибо, присаживайтесь, а я приглашаю к доске 2 группу.
- С каким органом вы познакомите нас? (легкие)
Приложите обе руки к груди. Вот здесь находятся легкие. Легкие похожи на губку (показывают губку): когда мы выдыхаем-сжимаются и становятся меньше, когда мы вдыхаем они наполняются воздухом. Лёгкие проделывают огромную работу. Если бы они качали не воздух, а воду, то за одну ночь накачали бы 500 литровых банок. (показывают 1л банку).
- Здоровые легкие имеют розовый цвет, а у курильщиков они черные, больные.
- Помните, курение опасно для вашего здоровья!
- Приглашаю к доске 3 группу. О каком органе вы прочитали. (сердце)
- Сердце - находится в груди человека. Размером оно всего с кулак. Сердце перекачивает 10 тыс. литров крови, это целая цистерна, а весит оно всего 300 граммов.
. Его можно сравнить с насосом. Сердце работает непрерывно всю жизнь человека, как только останавливается сердце, человек умирает..
- К доске выходит 4 группа. С каким внутренним органом человека вы познакомите нас? (желудок)
Желудок находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны.
- Желудок напоминает воздушный шарик. Если он пустой, то он выглядит так… Если его наполнить, то он выглядит вот так…(надуть воздушный шарик).
- Необходимо соблюдать режим и правильно питаться, чтобы не испытывать боли в желудке.
- К доске выходит 5 группа. О каком органе вы прочитали? (печень)
Рядом с желудком находится печень. Она находится справа от желудка в верхней части живота и вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу. Это самый горячий орган, как печка. Печень обезвреживает отходы и яды.
Печень – единственный орган в нашем организме, который способен восстановиться.
- К доске выходит 6 группа. С каким внутренним органом человека вы познакомите класс? (кишечник)
Кишечник находится в брюшной полости.. Кишечник человека имеет длину 6 - 8 метров (шнур длиной 6 м, демонстрация) и находится в брюшной полости, но свернут так плотно, что целиком помещается в животе.
5) Все органы не могут работать отдельно друг от друга. Они образуют систему органов. Прочитайте определение, что такое система органов в учебнике. ( на доске вывешиваю карточку «СИСТЕМА ОРГАНОВ»).
-В организме человека выделяются 5 систем органов.:
опорно – двигательная система;
пищеварительная система;
дыхательная система;
кровеносная система;
нервная система.
-Сейчас, работая в паре, вы заполните таблицу и должны узнать из чего состоит и какую работу выполняет система и приклеить рисунок:
Название системы органов | Из чего состоит | Какую работу выполняет | Рисунок |
Опорно – двигательная система | | | |
Пищеварительная система | | | |
Дыхательная система | | | |
Кровеносная система | | | |
Нервная система | | | |
-Проверим, что у вас получилось.( На доске появляются данные)
V Итог урока
-Вспомним цели, которые мы ставили вначале урока.
-Закончите предложения:
Я сегодня узнал …
Мне было интересно ..
Меня удивило …
В жизни эти знания нужны ……
VI Самооценка
Дети оценивают себя с помощью «Лесенки успеха»
VII Домашнее задание: (детям даются задания на выбор)
1)стр. 48-51подготовить рассказ об органах
2) стр.51 ответить на вопросы.
3) Закончить таблицу
ГОЛОВНОЙ МОЗГ
Под черепом находится головной мозг. Человек может выполнять различные движения, попасть в цель, вспомнить, что было вчера ли даже прошлым летом, решать задачи и кажется что все это проходит само собой, но нет, отвечает за эту работу ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Его еще называют командным пунктом.. Головной мозг заведует всеми органами
ЛЕГКИЕ
Приложите обе руки к груди. Вот здесь находятся легкие. Легкие похожи на губку (показывают губку): когда мы выдыхаем-сжимаются и становятся меньше, когда мы вдыхаем они наполняются воздухом. Лёгкие проделывают огромную работу. Если бы они качали не воздух, а воду, то за одну ночь накачали бы 500 литровых банок. (показывают 1л банку).
СЕРДЦЕ
Сердце - находится в груди человека. Размером оно всего с кулак. Сердце перекачивает 10 тыс. литров крови, это целая цистерна, а весит оно всего 300 граммов.
. Его можно сравнить с насосом. Сердце работает непрерывно всю жизнь человека, как только останавливается сердце, человек умирает..
ЖЕЛУДОК
Желудок находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны.
- Желудок напоминает воздушный шарик. Если он пустой, то он выглядит так… Если его наполнить, то он выглядит вот так…(надуть воздушный шарик).
- Необходимо соблюдать режим и правильно питаться, чтобы не испытывать боли в желудке.
ПЕЧЕНЬ
Рядом с желудком находится печень. Она находится справа от желудка в верхней части живота и вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу. Это самый горячий орган, как печка. Печень обезвреживает отходы и яды.
Печень – единственный орган в нашем организме, который способен восстановиться.
КИШЕЧНИК
Кишечник находится в брюшной полости. По нему двигается еще не полностью переваренная пища. Кишечник человека имеет длину 6 - 8 метров (шнур длиной 6 м, демонстрация) и находится в брюшной полости, но свернут так плотно, что целиком помещается в животе.