Виды учебных действий | Учебные действия, которые формировались до урока | Уровень достижений результатов обучения |
Предметные УУД | Владеют такими понятиями как «опасное природное явление», «стихийное бедствие», «пожар». | Высокий - 5 Средний - 5 Низкий - 3 |
Метапредметные | Познавательные УУД | Находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроках и свой жизненный опыт; уметь извлекать информацию из текста на основе анализа, делать выводы. | Высокий -7 Средний - 4 Низкий - 2 |
Регулятивные УУД | Могут сформулировать тему урока. | Высокий -6 Средний -5 Низкий - 2 |
Коммуникативные УУД | Умение слушать и понимать друг друга, сотрудничать с одноклассниками, строить речевые высказывания в соответствии поставленными задачами, умение работать в паре, в группе. | Высокий -10 Средний -3 Низкий - 0 |
Личностные | Оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивать поступки в соответствии определенной ситуации; формировании мотивации к обучению и целенаправленной и познавательной деятельности. | Высокий -3 Средний - 8 Низкий - 2 |
План проведения занятия |
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный этап |
1.Приветствие учителя, организация проверки готовности к уроку. | -Здравствуйте. Вы уже сидите в группах. Давайте проверим, готовы ли вы к работе в сотрудничестве путём приветствия рукопожатием. Молодцы. На урок настроены. Сегодня Мы будем работать в группах и для слаженной работы давайте вспомним основные правила работы в группе. (На доске лист с правилами) | Приветствие. Учащиеся поприветствуют друг друга. Вспоминают правила работы в группе. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умения договариваться. Личностные умение взаимодействия с окружающими |
Мотивационный этап |
Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы. | Урок предлагаю начать с просмотра легенды. Внимание на экран. Видео 4.15 – 7.27мин. По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день большой орел прилетал к Прометею и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетие. Такая дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. Ребята, ответьте на вопрос «Чем опасен огонь?» В Федеральном законе «О пожарной безопасности», принятом 18 ноября 1994 года Государственной думой дано следующее определение пожара. «Пожаром называется неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства». Скажите, пожалуйста, как называется тема нашего сегодняшнего урока. | Дети смотрят отрывок из мультипликационного фильма «Прометей». Ребята дают следующие ответы: «Может случиться пожар». Учащиеся слушают учителя. Дети выделяют название темы урока. «Лесные пожары» | Коммуникативные: создание речевого высказывания планирование учебного сотрудничества, умения договариваться. Личностные: Умение выражать свои мысли, слушать и слышать |
Поисково-презентационный этап |
Практическая работа: работа с текстом по заданному плану | - Предлагаю поработать в группах. Находим на столах карточки зеленого цвета, внимательно читаем текст в течении 7 минут. В тексте выделяем причины пожаров, отличительные особенности (характеристики) типа лесного пожара, последствия. Учитель делает акцент на единстве (схожести) последствий разных типов лесных пожаров. Предлагаю вам, ребята, взглянуть на это зрелище. Внимание на экран. | Дети читают тексты в группах, выделяют причины пожаров (записывают их на «спичках»), особенности типа пожара (характеристики демонстрируют на доске при помощи магнитов «языков пламени» и вписывают скорость распространения пламени в стрелке), выписывают последствия пожара на отдельном листе А4 белого цвета. Учащиеся смотрят видеоряд | Предметные определят причины, тип, отличительные особенности пожаров, последствия воздействия огня Познавательные: знакомство с научной информацией, поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения, умение структурировать знания Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества, умения договариваться, использование наглядного материала как источника информации, планирование учебного сотрудничества Регулятивные: работа по плану Личностные умение выражать свои мысли, слушать и слышать умение взаимодействия с окружающими |
Этап закрепления и проверки | |
Первичная проверка знаний | На сегодняшнем уроке мы с вами выяснили: что такое лесные и торфяные пожары; по каким признакам классифицируются лесные пожары и дали краткую характеристику основным видам пожаров. (Класс делится на два варианта: 1 вариант теоретики, 2 вариант практики. Для каждого варианта даётся задание). 1 вариант (теоретики) – проанализируйте статью, ответив на вопрос, какой вред наносят лесные пожары? 2 вариант (практики) – на основе статистических данных нарисуйте диаграмму лесных пожаров. Ось X – годы; ось Υ – количество пожаров. | Работают с текстом с карточек. 1 вариант – выделяют основную идею, 2 вариант – чертит график. | Регулятивные: самопроверка, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Рефлексивно-оценочный этап |
Рефлексия содержательная на высказывание и самооценку | Мы сегодня хорошо потрудились, и я хотела бы выслушать ваше мнение об уроке, или вашей работе в группе и вообще, может быть кто- то очень хотел сегодня выступить, а мы не дали ему эту возможность. Кто желает продолжить фразу: 1) Приём «Продолжи фразу» Отлично, молодцы. 2)Приём «Самомооценка» - Давайте теперь поставим оценку за работу в группе, на листах, где у вас была записана тема, на оборотной стороне допишите фразу «Работа нашей группы заслуживает оценки ……..., потому что……..…» Молодцы. | 1.Ученик, по желанию, выбирает одну (самую важную для себя) фразу и продолжает её. 2.Ученики высказываются, о том какую оценку они бы поставили и почему. «Работа нашей группы заслуживает оценки …………….., потому что………………» | Коммуникативные: построение высказываний. Познавательные: анализ шуточного текста с научным подтекстом. Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: самоконтроль и самооценка. |
Объяснение домашнего задания |
Запись домашнего задания в дневник | Открываем дневники и записываем домашнее задание. Творческое задание: придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара. С этими знаками и будет связана наша с вами тема следующего урока. | Записывают задание в дневник | Личностное Умение слушать и слышать |
Дополнительное упражнение для снятия напряжения (в случае если останется время) |
Рефлексия эмоционального состояния | Приём «Зарядка» 1.На уроке я работал (активно-встали/не активно-положили голову на парту) 2.Своей работой на уроке я (доволен-встали/не доволен- положили голову на парту) 3.Материал урока мне был (понятен-встали/не понятен- положили голову на парту; 4. Материал урока мне был интересен-встали/не интересен- положили голову на парту) 4.Мое настроение хорошее-встали/плохое – положили голову на парту) | Хорошо - встают плохо - кладут голову на парту | Личностные: эмоционально - личностная оценка Регулятивные: самооценка, Познавательные: прогноз поиска информации |
Этапы урока | Учебные действия | Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми | Возможные риски | Коррекционная работа |
Организационный этап, 2 мин | Приветствие учителя, организация проверки готовности к уроку | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умения договариваться. Личностные: умение взаимодействия с окружающими | 1.При организованной работе в группе количество учащихся может быть, в одной из групп, меньше или больше. | 1.Распределить обязанности в группе между учащимися с коррекцией больше учеников или меньше. |
Мотивационный этап, 6 мин | Актуализация знаний и целеполагание. Мотивация учебной деятельности. | Коммуникативные: создание речевого высказывания планирование учебного сотрудничества, умения договариваться. Личностные: Умение выражать свои мысли, слушать и слышать Познавательные: Знакомство с научной информацией. | 1.Ответы на фразы учителя могут быть разными и не совпадать с правильным ответом, или же наоборот, из-за стрессовой ситуации учащиеся могут закрыться и не отвечать на вопросы. | 1.Попрошу подумать над ответом и сформулировать или скорректировать правильно. Если с ответом будут затруднения, то наведу на верную мысль |
Поисково- презентационный этап, 20 мин | Практическая работа: работа по заданному плану и создание презентации | Предметные: определят причины, тип, отличительные особенности пожаров, последствия воздействия огня. Познавательные: знакомство с научной информацией, поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения, умение структурировать знания Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества, умения договариваться, анализ текстовой информации планирование учебного сотрудничества Регулятивные: работа по плану Личностные умение выражать свои мысли, слушать и слышать умение взаимодействия с окружающими | 1.Работа по плану практической работы может вызвать у учащихся затруднение при ответе 2. из-за стрессовой ситуации учащиеся могут закрыться и не выходить к доске. 3. могут возникнуть разногласия среди участников группы | 1.В данном случае учитель выступает как организатор практической работы и при возникновении вопроса, учащиеся могут обратиться за помощью к учителю для пояснения. 2.Предложить помощь группы в презентации материала 3. напомнить правила работы в группе, объяснить, что все вместе мы работаем в команде для получения результата |
Этап закрепления и проверки, 5 мин | Проверка полученных знаний | Регулятивные: самопроверка, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | У учащихся могут быть затруднения при выполнении работы (построении графиков) | Предложить учащимся, которые построили график, пошагово объяснить схему выполнения задания |
Рефлексивно-оценочный этап, 3 мин | Рефлексия содержательная на высказывание и самооценку | Коммуникативные: построение высказываний. Познавательные: анализ шуточного текста с научным подтекстом. Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: самоконтроль и самооценка. | Учащиеся могут быть скованны при ответе на предложенную фразу. При оценке работы группы могут быть завышены оценки или же наоборот занижены | Предложить самым активным ученикам в классе высказать свое мнение. Попрошу доказать свою точку оценивания. |
Этап объяснение домашнего задания, 5 мин | Задание для закрепление информации дома и составление сравнительной таблицы для подготовки к следующему уроку. | Предметные УУД: географические особенности расположения стран и их сравнительный анализ. Познавательные построение логической цепи рассуждения, формирование умения делать выводы и анализ информации Коммуникативные речевое высказывание. | Учащимся может быть непонятен тип задания. Может не хватить времени для записи задания в дневник Если останется время в конце урока | Попросить учащихся подойти, для консультации в перемену или после уроков Данное задание может быть размещено на сайте школы и в электронном дневнике в разделе домашнее задание. Можно провести еще одно упражнение «Зарядка» для снятия общего напряжения |