СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания "Уголовно-правовая сфера. Преступления в кибер-пространстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок обществознания, разработанный для муниципального семинара "Реализация инновационных педагогических технологий и практик в образовательном процессе МОБУ "СОШ №3", имеет интегративную связь с предметами: ОБЖ, финансовая грамотность, правоведение, информатика. 

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания "Уголовно-правовая сфера. Преступления в кибер-пространстве"»

Конспект открытого урока по обществознанию


Тема урока: «Уголовно-правовая сфера.

Преступления в киберпространстве»


Дата проведения __________ Класс – 10


Цель урока:

  1. Обучающая:

- повторить и закрепить материал об уголовном праве; изучить явление киберпреступности, ее основные виды, закрепить знания о мерах профилактики с киберпреступностью;

  1. Развивающая:

- развивать у обучающихся уровень правосознания; стремление к правопорядку и чувство гражданственности через знание и понимание правовой системы РФ;

  1. Воспитательная:

- воспитывать у обучающихся гражданственность, чувство ответственности перед законами государства; правомерное поведение и патритизм.


Задачи:

  1. Повторить и закрепить на практике знания об уголовно-правовой сфере.

  2. Вывести алгоритм действий, направленных на профилактику и борьбу с киберпреступлениями, распространенными среди несовершеннолетних.


Тип урока: комбинированный.

Интегративная связь с предметами: ОБЖ, информатика, финансовая грамотность, право.

Оборудование и материалы: компьютер, 2 ноутбука для обучающихся, интерактивная доска, сотовые телефоны обучающихся, раздаточный материал (задания ЕГЭ, ситуационные задачи по праву, проблемные кейсы, буклеты для экспертов), презентация «Ситуационные задания по праву», видеоролик «Управление «К» МВД России», видеоролик «Танцевальный челлендж».

План урока:


  1. Организационный момент.

  2. Уголовно-правовая сфера (повторение и закрепление материала).

  3. Киберпреступность и ее виды (изучение нового материала).

  4. Меры борьбы с киберпреступлениями.

  5. Рефлексия.



Ход урока:

  1. Оргмомент. Учитель приветствует обучающихся, гостей урока, после чего актуализирует тему правовых знаний:

- Сегодня мы проводим не просто урок, а являемся участниками передачи «Человек и закон». Рада всех приветствовать на сегодняшнем выпуске.

- Ребята, что является главной темой данной программы?

- Что такое право?

- Как называется закон, установленный государством?

- Назовите признаки права?

- Почему право нужно охранять?

- Кто занимается охраной права?

- Как вы понимаете выражение «Каково деяние, таково и воздаяние»?

- Каким бывает деяние?

- Для того, чтобы помочь правоохранительным органам, вы, ребята, должны рассмотреть ситуационные задания по праву (включается презентация, учитель раздает на парты листы с ситуационными заданиями, что отражены на слайдах).

- слайд 2 – Перед вами на листах первое задание. Внимательно прочитайте условие и ответьте на вопрос: виновен ли Долганов? Если да, то каковы форма и вид вины? (учитель выслушивает ответы обучающихся и открывает слайд 3 с верным ответом).

- слайд 4 – Ребята, изучите вторую ситуацию и определите форму вины Герасимова (учитель выслушивает ответы обучающихся и открывает слайд 5 с верным ответом).

- слайд 6 – Последнее задание, которое нужно рассмотреть, проанализировать и ответить на вопрос: подлежит ли Травкин уголовной ответственности? (учитель выслушивает ответы обучающихся, проводит обсуждение при необходимости и открывает слайд 7 с верным ответом).

- Ребята, подумайте и скажите, что общего во всех трех ситуациях? (обучающиеся отвечают, приводят свои версии, учитель их обобщает и подводит класс к называнию темы обучающимися самостоятельно).

- Верно, ребята. Все три ситуации схожи тем, что везде совершены уголовные преступления.

- Чем отличаются проступки от преступлений? (ответы обучающихся).

- Исходя из ваших ответов, назовите тему нашего урока… (ответы обучающихся).

- Все верно, тема урока «Уголовно-правовая сфера». Запишите тему в тетради и вспомните, проходили мы уже эту тему на предыдущих уроках?

- Верно, тему «Уголовное право» мы уже проходили, изучали особенности данной правовой отрасли, следовательно, какие цели в рамках этой темы мы сегодня должны поставить перед собой? (ответы обучающихся).

- Что такое уголовное право?

- Хорошо, ребята, правильно. Сегодня в рамках программы «Человек и закон» и нашего урока мы будем закреплять знания по теме «Уголовное право». Ваша работа сегодня будет состоять в помощи правоохранительным органам.




2. Уголовно-правовая сфера (повторение и закрепление темы)


- У нас образованы две группы, чтобы создать маленький состязательный момент. Без всякого обсуждения один ученик от группы должен выйти к доске и заполнить пропущенные в схеме термины. На доске я набросаю схему «Форма вины», которую нужно будет заполнить.


Выполняется работа у доски, обучающиеся заполняют пропущенные термины в схеме «Форма вины».


- Спасибо, ребята, вы молодцы. Следующим этапом нашей практической работы будет приведение жизненных примеров по каждой форме и виду вины. Для этого можете советоваться в рамках своей группы. Ответ должен быть дан развернуто, четко, с применением юридических терминов. Перед началом работы я попрошу вас достать на парты свои телефоны и включить на них звук. Это нам понадобится для дальнейшей работы.


Обучающиеся работают в группах, приводят примеры ситуаций по каждому виду и форме вины.

После данного этапа работы учитель стирает с доски схему и переходит в следующей форме работы.


- Хорошо, ребята, все молодцы. Спасибо за работу. А теперь посмотрите, что за сообщение пришло вам на телефоны. Это ссылка с указанием перейти по ней. Открывайте ссылку, пожалуйста. Все правильно, это ссылка на танцевальный челлендж, приглашаю вас на физминутку, которую можно сделать сидя. Попрошу вас отключить телефоны и потанцевать.


Учитель просит убрать телефоны, включает ролик с танцевальным челленджем и вместе с обучающимися проводит физминутку.


- Хорошо, ребята, мы отвлеклись, размяли руки, садитесь и скажите мне, что вы сегодня сделали не так, либо вовсе сделали зря. Правильно, вы перешли по непонятной ссылке, которая пришла в групповой чат в ватсапе. Почему делать это опасно? С каким видом правонарушений связаны подобные ситуации?

- Верно, это правонарушения, связанные с интернет-аккаунтами, рассылкой в социальных сетях и прочее. Как можно назвать все эти явления обобщённо?

Преступления в информационной среде, преступления в сфере высоких технологий – это все правильно.

- Запишите в тетради название второй части нашего урока «Преступления в киберпространстве». Сегодня выпуск передачи «Человек и закон» посвящается киберпреступности и ее основным видам.

- Для начала определим, что означает слово «кибер». Для этого кто-то один пойдет к доске и поищет значение слова. Остальные в парах выполнят задание №5 ЕГЭ по обществознанию, оно относится к базовому уровню сложности; в нем необходимо установить соответствия между различными приведенными понятиями. Если задание выполнено полностью верно, за него ставится 2 балла. При наличии одной ошибки можно рассчитывать только на 1 балл, а если ошибок две и более, баллы за 5 задание ЕГЭ по обществознанию не ставятся.


Кибер (CYBER) – приставка, использующаяся для того, чтобы присвоить слову значение чего-то, относящегося к эпохе компьютеров, Интернета и цифровых технологий.


- Сейчас проверим, как вы справились в заданием ЕГЭ… учитель проверяет правильность выполнения задания ЕГЭ, обсуждает его решение с учащимися, выставляет баллы каждому за выполнение.


- Итак, назовите, что означает слово КИБЕР, и все запишите его в тетради.

Учитель включает презентацию «Киберпреступность и ее основные виды».


- Вернемся к киберпреступности. Ребята, запишите термин в тетради.

- 1 слайд – Термин Киберпреступность  - это преступления, совершаемые в сфере информационных технологий (обучающиеся записывают термин в тетради).

- Для более детального изучения киберпреступности нужно знать основные виды преступлений. Мы с вами сделаем акцент на тех видах, с которыми чаще всего сталкиваются люди. Вам нужно выписать в тетрадь лишь названия преступлений и послушать про их особенности.


Учитель демонстрирует презентацию и дает краткую характеристику видам киберпреступности.


Виды киберпреступлений

1) Фишинг

Это выведение данных у наивных людей для доступа к банковским счетам. Популярен в странах, где распространены услуги интернет-банкинга. В данный момент получил свое распространение целевой фишинг. Целевой фишинг практикуется на ограниченные группы пользователей и включает сообщения с социальным контекстом, призывающие потенциальных людей открыть исполняемый файл или перейти на сайт, который содержит вредоносный шифр.

2) Фарминг

Это процесс скрытого перенаправления жертвы на фальшивый IP-адрес.

Также небезопасным видом киберпреступления считается удаленное взламывание компьютера, за счет которого хакеры обладают возможностью редактировать документы, сохраненные на рабочих столах компьютеров, вводят собственные вредоносные программы, а кроме того, собирают разного рода информацию с помощью аудио и видео наблюдения.

3) Кибер-торговля наркотиками

Это наркоторговля с применением новых технологий кодирования сообщения, которые передаются покупателям по электронной почте. В данных сообщениях наркоторговцы указывают в кодированном виде место и способ осуществления обмена товара на деньги.

4) Кибер-терроризм

Это осуществление террористических действий в киберпространстве. К этому так же относится элементарное распространение посредством Интернета информации о терактах, которые могут быть совершены в будущем в конкретно указанное время. Угроза кибертерроризма вынуждает различные государства сотрудничать в борьбе с ним. Этим занимаются международные органы и организации: ООН, Совет Европы, Международная организация экспертов, и т.д. Все эти организации вместе с различными многосторонними неформальными партнерствами играют важную роль в координации международных усилий, построении международного сотрудничества в борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий

5) Кибербуллинг (кибертравля) – это намеренные оскорбления, угрозы, и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени. Сюда же можно отнести кибертроллинг. Это некий вид провоцирования жертвы, когда в атмосфере сарказма, издевательств или же, наоборот, искусственной влюбленности к сетевой жертве, человек не может адекватно оценивать ситуацию и совершает необходимые действия, спровоцированные манипулятором. Стоит отметить, что здесь проявляются психические склонности манипулятора, который вымещает на своих жертвах свои негативные комплексы.

6) Киберсталкинг — это использование Интернета для преследования или домогательств человека, группы людей или организации. Под него могут попасть ложные обвинения, сплетни и клевета. К киберсталкингу также можно отнести похищение личности, угрозы, вандализм, вымогательство или собирание информации, которая может быть использована для запугивания или домогательств. Киберсталкером может быть как человек незнакомый, так и человек, знакомый жертве. Он может анонимно вовлекать незнакомых людей онлайн. Киберсталкинг влечёт за собой уголовную ответственность по законам о преследовании, о клевете и домогательствах. Признание вины может привести к отбыванию условного срока и другим уголовным мерам, вплоть до тюремного заключения.

- Еще стоит отметить, что жертвами киберпреступлений становятся в большинстве случаев несовершеннолетние граждане. Согласно данным следственного комитета Российской Федерации самым страшным и необратимым процессом влияния на детей стал

7) Кибербуллицид - массовое вовлечение несовершеннолетних в суицидальные группы, склонение к суицидальным действиям (запись вида преступления в тетради), в которых романтизируется тема смерти, популяризуется уход из жизни.

- Приемов влияния на детей несколько, это не только непосредственное взаимодействие в переписке в социальных сетях, однако и через предложение просмотра видео, обсуждения телесериалов, в помощи решения домашнего задания, также могут предлагаться определенные онлайн-книги, рекомендации по прочтению литературы и прослушивание музыки.

- Одним из подобных ярких примеров современного времени считается интернет-игра для детей и подростков «Синий кит», окончательный этап которой является суицид участника.


После обзора презентации учитель выключает презентацию.


- 2021 год объявлен годом науки и технологий неслучайно. Общество развивается с огромной скоростью, во многом благодаря научно-техническому прогрессу 20-го столетия, а сейчас в 21 веке все процессы, от экономических до обыденных простых вещей, люди осуществляют с помощью различных гаджетов, телефонов и информационных технологий. Операции с переводом денег, оплатой за обучение, коммунальные услуги, школьное питание и пр., мы делаем в несколько кликов. Общество развивается, развиваются технологии, но и криминал не стоит на месте.

Всё вышесказанное свидетельствует о необходимости продуманного и детального законодательного регулирования ответственности за компьютерные преступления.


Учитель включает видеоролик о работе Управления «К». После просмотра ролика приглашается Фалелеева Мария с сообщением, в качестве представителя пресс-службы МВД по Оренбургской области, и дает более широкую характеристику деятельности Управления «К». По завершении своего доклада представитель пресс-службы МВД раздает присутствующим на уроке гостям памятки с контактными номерами УМВД и отделений МВД Оренбургской области.


- Ребята, посмотрите в свои записи в тетрадях, выделите те преступления, которые более всего распространены среди подростков. Верно, это буллинг и склонение к суицидальным действиям. Сейчас я проверю, как вы понимаете ту или иную проблему, возникшую, например, с вашим близким другом. Для этого снова делю вас на две группы, каждая группа получает проблемный кейс. На работу отводится 5-7 минут, в течение которых вы, как правоведы, должны вывести алгоритм действий, направленных на борьбу с определенным видом киберпреступления. Одна группа получает кейс «Кибербуллинг, виды и меры профилактики». Вторая группа получает кейс «Кибербуллицид, виды и меры профилактики». Алгоритм ваших действий – это последовательность шагов, направленных на профилактику, предупреждение и борьбу с данными преступлениями. Приступайте к работе.


Учащиеся работают в группах, сообща. Учитель задает наводящие вопросы при необходимости; обобщает ответы обучающихся, подводит результаты к итогу. После окончания работы обучающиеся проводят защиту своей работы.


Рефлексия

- Скажите, ребята, что полезного и нового вы сегодня узнали?...

- Хорошо, многие из вас волонтеры. Представьте, что вы работаете с людьми пожилого возраста. Какие вы можете дать им советы, чтобы они не стали жертвами киберпреступников?


- Спасибо, за ответы и вашу работу. Наш урок подошел к концу. Сейчас я выставлю оценки.


Учитель выставляет оценки за работу, озвучивает свое оценивание обучающимся. После этого раздает домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!