Урок №18: «Обществознание»
Класс: 9
Тема урока: Секреты семейного счастья
Тип урока: урок изучения нового материла
| Структура урока | Время |
1 | Организация начала урока | 2 мин |
2 | Актуализация опорных знаний | 4 мин |
3 | Объяснение нового материала | 18 мин |
4 | Первичное закрепление материала | 12 мин |
5 | Объяснение предстоящего домашнего задания | 2 мин |
6 | Подведение итогов, ответы на вопросы, самоанализ | 2 мин |
Цель урока: формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений.
Образовательные задачи:
Познакомить обучающихся с понятиями «счастливая семья», «семейная ценность», «душевная теплота», «семейные традиции», «взаимопонимание», «взаимопомощь», «взаимоуважение»;
Формировать уважительное отношение детей к своим родителям;
Закрепить правильное представление о благополучной семье.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать у обучающихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
Воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, старшему поколению;
Воспитывать у обучающихся уважительное отношение к семейным традициям.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать у обучающихся нравственные качества личности;
Развивать у обучающихся коммуникативные навыки обучающихся;
Развивать у обучающихся познавательный интерес, расширять кругозор обучающихся.
Средства: интерактивная доска, цветные карандаши или фломастеры, учебный социальный ролик, карточки с буквами, карточки с опорными словами для составления рецепта «семейного счастья», памятки «Секреты семейного счастья».
Методы: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (демонстрация учебного социального ролика о семейном счастье, использование раздаточного материала: памятки «Семейное счастье», карточки); практические (распределение сфер жизни человека по важности для раскрытия секрета семейного счастья, загадки, составление из букв слова уважение).
Ход урока
1. Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся, меня зовут Екатерина Николаевна. Назовите пожалуйста свои имена по очереди.
Ученики: называют по очереди свои имена
Педагог: Я очень рада видеть вас! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Вы заметили, что на улице пасмурная погода, но солнышко все равно за нами наблюдает и, непременно, в конце урока выглянет из-за туч. Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа и пожелайте успехов ему сегодня.
Ученики: выполняют действия вместе с учителем
2. Актуализация опорных знаний
Педагог: Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми?
Ученики: Да
Педагог: Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же?
Ученики: Нет
Педагог: Конечно, у всех людей представления о счастье разные. Сейчас, прежде чем вы поймёте, о чём пойдёт речь на нашем занятии, я предлагаю выполнить несложное задание. Давайте мы с вами поставим на определённые места по возрастанию те сферы жизни человека, которые вы считаете самыми важными для того, чтобы стать счастливым. Например, 1 место – самое важное и т.д. (Написать на доске 5 сфер жизни человека: карьера, семья, материальные блага, дети, отдых).
Ученики: выполняют задание
Педагог: Ребята, покажите мне свои листочки, я посмотрю какие места вы разместили представленные на доске сферы жизни человека. Посмотрите, как единодушно распределились у вас 1 и 2 место – семья и дети. Почему семья ассоциируется со счастьем? Почему для человека важна семья?
(Ответы детей)
Педагог: Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
(Ответы детей)
Педагог: Да, мы будем говорить о семье. Тема сегодняшнего занятия: «Секреты семейного счастья».
3. Объяснение нового материала
Педагог: Чтобы составить рецепт «семейного счастья», необходимо знать все ингредиенты. Мы будем постепенно в течение нашего занятия определять их и записывать на доске. Вы согласны?
Ученики: да
Педагог: Сейчас я вам расскажу одну легенду. В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово «понимание».
Педагог: Ребята, о чём эта легенда? Как вы её поняли?
(Ответы учеников)
Педагог: Правильно. Значит семья – это понимание. Мы прикрепляем на доску первый ингредиент для приготовления «семейного счастья» – понимание.
Педагог: Немалую роль в семьях играют традиции – это то, что передаётся из поколения в поколение. Все семьи разные и семейные традиции тоже. Вы же должны хранить эти традиции, приумножать их в своей будущей семье. А ещё издревле во всём мире существовала традиция – каждой семье иметь свой герб, эмблему, в которой были бы отражены самые важные для этого рода символы: голубь – символ мира, сердце – символ любви. Посмотрите на гербы известных русских фамилий. Сейчас я вам предлагаю составить эмблему своей будущей семьи, элементы эмблемы я для вас приготовила. Но если вы захотите, можете добавить свои или нарисовать.
Ученики: рисуют гербы своих будущих семей.
Педагог: Скажите, ребята, что вы отразили на своей эмблеме.
(Ответы детей)
Педагог: Какие семейные традиции вы бы хотели установить в своей семье и почему?
(Ответы детей)
Педагог: Значит семья – это семейные традиции. Мы прикрепляем на доску второй ингредиент для приготовления «семейного счастья» – семейные традиции.
Педагог: Ребята, сейчас мы посмотрим интересный социальный ролик, где скрывается ещё один ингредиент семейного счастья. Прошу вас обратить внимание на отношения героев в этом ролике. (ссылка на социальный ролик: https://www.youtube.com/watch?v=nACsTTsmQUk). Вы готовы?
Ученики: Да, конечно
Педагог: Как вы думаете о каком ингредиенте идёт речь в этом ролике?
(Ответы учеников)
Педагог: Правильно, ребята. Нужно уметь уступать в споре своему любимому человеку. Мы прикрепляем на доску третий ингредиент для приготовления «семейного счастья» – умение уступать.
Педагог: Сейчас, дети, я загадаю вам загадку. Да непростую загадку, а важную. Почему важную? А потому что именно в ней скрывается следующий ингредиент семейного счастья. Готовы?
Ученики: Да
Педагог:
Ни за что я лгать не буду!
И хвалю я и корю,
Но всегда, везде и всюду
Только правду говорю.
Я симпатий не ищу,
Коль не нравлюсь, не грущу.
Неподкупность и нелестность –
Вот что отличает … (Честность)
(Ответы детей)
Педагог: Значит какой следующий ингредиент семейного счастья?
Ученики: Честность
Педагог: Мы прикрепляем на доску четвёртый ингредиент для приготовления «семейного счастья» – честность.
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами разделимся на две группы. Я раздам вам листочки на них написаны буквы, вам необходимо из этих букв сложить слово – это слово и будет пятым ингредиентом нашего «семейного счастья» (Приложение 1). Посмотрим какая команда соберёт его быстрее и правильнее.
Ученики: собирают слово
Педагог: Какое слово у вас получилось?
Ученики: Уважение
Педагог: Правильно. Ребята, как вы считаете уважение должно быть в семье и почему?
(Ответы детей)
Педагог: Да, правильно. Мы должны видеть в своих вторых половинках хорошие четы характера и ценить их. Мы прикрепляем на доску пятый ингредиент для приготовления «семейного счастья» – уважение.
Педагог: Ребята, сейчас я вам прочитаю стих, где скрывается ещё один ингредиент семейного счастья. Ваша задача его угадать. Поняли задание?
Ученики: Да
Педагог: Если есть безмолвные речи, то они всех поэм дороже
Укрывают трепетно одеялом ночью, те кто сказать не может
Кто своих же признаний пугается, и в словах не находят сил
Те, обычно себе покупая кофе, тебе берут, даже если ты не просил
Не геройство разбитых костяшек, не клятвы порезанных рук
А простая забота, важнее всех песен и чувственных мук
Это, когда вы на футболе и мячик летит прям в лицо
Он тебя прикрывает собой, прячет тебя за плечо
Это не демонстративно нести на руках, на глазах у толпы зевак
Это просто знать, что ты не разговорчива натощак
И заботливо оставлять тебя наедине со своими мыслями
Можно заблудиться и провалиться с числами
И не в годовщину, на день влюблённых или в день твоего рождения
А всегда, без повода и предупреждения
Знать сколько ложек растворимого кофе добавлять тебе в кипяток
И оставлять любимому человеку самый большой кусок
В этих простых, не пафосных мелочах скрывается -самая суть
Заранее проложить в навигаторе правильный путь
А не ругаться потом, если кто-то из вас не сразу нашёл дорогу
Уважать в другом его право на собственную свободу
И любовь может быть, конечно, иногда старания и работа
Но порой все чувства умещаются в букву З-Забота.
Ученики: слушают стихотворение
Педагог: Как вы считаете, про какой ингредиент идёт речь в этом стихотворении?
(Ответы детей)
Педагог: Правильно, забота. Мы прикрепляем на доску шестой ингредиент для приготовления «семейного счастья» – забота.
Педагог: Ребята, а какая цифра спряталась в слове СЕМЬЯ?
Ученики: В слове семья спряталась цифра семь.
Педагог: Конечно. Значит и ингредиентов должно быть семь. Согласны со мной?
Ученики: Да, конечно.
Педагог: Забота, дети, это лучшее доказательство любви. Что же такое любовь? А любовь – это самый важный ингредиент «семейного счастья», так как без неё не может существовать поистине счастливой семьи. Без любви не будет понимания, люди не будут уступать друг другу в спорах, не будут уважать друг друга, будут врать и не будут проявлять заботу по отношению друг другу. Вы со мной согласны?
Ученики: Согласны
Педагог: Мы прикрепляем на доску седьмой последний ингредиент для приготовления «семейного счастья» – любовь.
4. Первичное закрепление материала
Педагог: Ребята, давайте попробуем составить из полученных ингредиентов рецепт «семейного счастья». Для этого можно использовать шаблон (детям раздаются карточки с опорными словами).
«Возьмите чашу ……, влейте в неё …… и ……, добавьте две горсти ……. Посыпьте ……, плесните немного …… и добавьте, как можно больше …... Всё очень хорошенько перемешайте. Живите счастливо и делитесь своим счастьем с другими».
Ученики: составляют из полученных ингредиентов рецепт «семейного счастья».
Педагог: Давайте послушаем ваши ответы.
(Ответы детей)
5. Объяснение домашнего задания
Педагог: Сегодня у вас нет домашнего задания.
6. Подведение итогов, ответы на вопросы, самоанализ
Педагог: Закончите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял (а)…»
(Ответы учеников)
Педагог: Наше занятие подошло к концу, и мы узнали много хорошего, доброго, а главное полезного. Хотелось бы узнать у вас ребята. Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чём задумались? Интересно ли вам было?
(Ответы детей)
Педагог: Ребята, а, чтобы вы не забывали про секреты семейного счастья я вам, раздам памятки, которые вам пригодятся в будущем, когда вы будете строить свою счастливую семью (Приложение 2). Спасибо вам большое за урок!