СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания 9 класс "Семейные правоотношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  Деятельностная: научить обучающихся  новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины;

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Планируемые результаты: предметные: знать и характеризовать, что такое семья, брак, семейные  правоотношения; метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; личностные: воспитание ответственного отношения к семье, семейным ценностям. Основные понятия урока: семья, типы семьи, брак, виды браков, семейные правоотношения. Формы работы с обучающимися: индивидуальная работа, работа в группах, раздаточным материалом. Методы, применяемые на уроке: объяснительный, частично-поисковый                (работа с раздаточным материалом и учебником). Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал. Тип урока:  урок ознакомления с новым материалом  

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания 9 класс "Семейные правоотношения"»

МБОУ Чернооковская ООШ











разработка открытого урока

обществознания для 9 класса



Семейные правоотношения











Учитель обществознания: Ткач А.Л.














Цель урока:

Деятельностная: научить обучающихся новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины;


Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.



Планируемые результаты:

предметные: знать и характеризовать, что такое семья, брак, семейные правоотношения;

метапредметные: уметь работать с различными источниками информации;

личностные: воспитание ответственного отношения к семье, семейным ценностям.

Основные понятия урока: семья, типы семьи, брак, виды браков, семейные правоотношения.

Формы работы с обучающимися: индивидуальная работа, работа в группах, раздаточным материалом.

Методы, применяемые на уроке: объяснительный, частично-поисковый (работа с раздаточным материалом и учебником).

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал.

Тип урока:

урок ознакомления с новым материалом

Методы обучения:

 объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование:

 компьютер и проектор; учебник «Обществознание»
Л.Н.Боголюбова, 9 класс; Семейный кодекс РФ,  раздаточный материал (карточки).

Формы работы:

работа в парах, с документами, с учебником, творческое задание.

Основные понятия:

семья, брак, ЗАГС, фиктивный брак, гражданский брак, церковный брак, семейные правоотношения


  1. Организационный момент: 

Здравствуйте, я приветствую вас на уроке на обществознания. Пусть для вас сегодня будет добрым день и продуктивным урок.

  1. Мотивационный этап:

Учитель:

- Тема, которую мы сегодня будем изучать, касается каждого из нас, а потому она никогда не потеряет своего значения.

Рассмотрим ситуацию. Двадцатипятилетняя Ксения познакомилась с Александром – состоятельным разведённым мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нём, как о муже, проявляя так и внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными людьми. Но однажды после пяти лет совместной жизни Александр заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая возлюбленная.


Эта и подобные ей истории, к сожалению, не редкость в современной России.

Попытаемся проанализировать ситуацию.


- Почему такая ситуация стала возможна, почему Ксения попала в такое положение? (брак не был зарегистрирован)

Фактически Ксения и Александр создали семью: они жили вместе, под одной крышей, проявляли в меру своего разумения заботу друг о друге, были связаны общим бытом. Однако в юридическом понимании данный союз семьёй не являлся, так как он не был официально зарегистрирован и поэтому не порождал юридических прав и обязанностей мужа и жены, а значит, был лишён правовой защищённости.


- Мог бы Александр просто так выставить Ксению из дома если бы брак, был официально зарегистрированный в органах ЗАГСа? (нет)

- Почему? (потому что у мужа и жены появляются определённые права и обязанности , закреплённые в законе)


Учитель: Как вы думаете чему будет посвящён наш урок?

Дети:

- правовым взаимоотношениям в семье

- правам и обязанностям родителей, детей


Учитель: тема нашего урока – СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ


Задачи урока:

1) Раскрыть смысл понятий семья, брак, семейное право

2) Рассмотреть правовые основы семейно-брачных отношений

3) Выяснить, какие права и обязанности имеют супруги, дети и родители


Учитель:

Что же мы понимаем под термином семья и брак?

Термин семья существует в социальном и юридическом плане. Для того, вспомнить, что означает семья в социальном аспекте и выяснить юридический смысл семьи я вам предлагаю составить термины из предложенных слов.


Семья- малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой.


Брак- в семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.



Таким образом, что мы будем понимать под семейными правоотношениями? (давайте запишем определение в тетради)

Семейные правоотношения - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.


Выявление проблемного вопроса: Может ли семья существовать без брака?


Учитель: О каких браках вы слышали и знаете? (гражданский брак, фиктивный брак, церковный брак?)

Ребята зачитывают заранее подготовленную информацию

Гражданский брак-это официальный, законный брак (а не фактический, как думают многие)

Фиктивный брак-брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга). Такой брак признаётся недействительным.

Церковный брак-это венчание в церкви.

Различие состоит в том, что только гражданский брак, т.е. государственная регистрация, порождает юридические права и обязанности супругов.

Закрепление:

Задача 2.

Дмитриев Сергей, сын священнослужителя, и Марина Семенова решили пожениться. Будучи людьми верующими и прислушиваясь к совету своих родителей, они решили заключить брак с помощью церковного обряда. После этого они отправились в свадебное путешествие. По приезде в один из населённых пунктов молодожены обратились в гостиницу с просьбой предоставить им номер на двоих. Администратор гостиницы, не найдя в паспорте штампа о регистрации брака, поселила их в разные номера, сказав, что в соответствии с внутренними правилами гостиницы вместе могут быть поселены только супруги.

Правомерны ли действия администратора гостиницы?

Учитель: рассмотрите схему учебника на стр.144. и определите важнейшие

Условия заключения брака по СК РФ.

1. Взаимное добровольное согласие

2. Отсутствие других браков

3. Отсутствие близкого родства

4. Дееспособность

5. Достижение брачного возраста


Порядок заключения брака:

1)подача заявления в ЗАГС

2)месячный срок

3)регистрация брака

4)подписывают документ

5)выдача одного документа.


Закрепление:

1.Что из перечисленного не является условием заключения брака?

1) добровольность 2) достижение брачного возраста 3) отсутствие других браков 4) отсутствие близкого родства 5) отсутствие банковского счета 6) дееспособность


2. Сергей и Юля обратились в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС не приняли это заявление. Какая информация могла повлиять на их решение?

1) Невеста – мать двоих несовершеннолетних детей.

2) Жених не имеет постоянной работы.

3) Жених состоит в другом браке, но со своей женой не проживает.

4) Невеста на много лет старше жениха.


3. Совершеннолетние Иван и Мария подали в отдел ЗАГС заявление о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС отказали им в их просьбе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о правомерности действий сотрудников ЗАГС?

1) У Ивана и Марии один отец, но разные мамы.

2) Мария – католичка, а Иван – православный.

3) Мария старше Ивана на 18 лет.

4) Иван – вдовец, а Мария ни разу не была замужем


4. Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи?

А. Для вступления в брак необходимо наличие постоянного источника доходов у жениха и невесты.

Б. Для вступления в брак необходимо достижение установленного законом брачного возраста.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны


Учитель: Напомню, что семейные правоотношения выражены в правах и обязанностях членов семьи, которые возникают из юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство, усыновление и др. Семейные права и обязанности неотчуждаемы, т.е. не могут быть переданы, подарены, завещаны. Права и обязанности членов семьи разделяются на личные (неимущественные) и имущественные.

Ребята, я вам предлагаю выяснить, какими правами и обязанностями обладают супруги после заключения брака. Для этого прочитайте текст из СК РФ и выполните задание в рабочем листе.

Правоотношения супругов


Права супругов.


1. Право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и местожительства.

2. Право на выбор фамилии.

3. Равные права родителей в воспитании детей.

4. Супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. имущество.


Обязанности супругов.


1. Содействовать благополучию и укреплению семьи.

2. Заботиться о благосостоянии своих детей.

3. Оказывать друг другу материальную и моральную поддержку.

4. Платить алименты на содержание детей.


Собственность супругов


Личная собственность


- имущество, принадлежащее до вступления в брак

- имущество , полученное в дар или по наследству

- вещи индивидуального пользования


Совместная собственность


- имущество, нажитое во время брака

- зарплата, пенсии, пособия.

- квартиры, дачи, автомобили

- ценные бумаги и вклады в банке

- доходы от предпринимательской деятельности

- предприятия


Брачный договор – это соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности в браке или в случае его расторжения.



ФИЗ. МИНУТКА

Задание Распределить предложенные ученикам карточки с примерами имущества на две группы – «Моё» и «Наше», объяснить свой выбор на основании закона.

  • доходы супруга от трудовой деятельности во время брака

  • фирма супруга, основанная до вступле­ния в брак

  • машина, приобретенная супругом до вступления в брак

  • пенсия супруга во время брака

  • пособие по уходу за ребенком во время брака

  • доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной во время брака

  • пальто супруга, приобретенное во время брака

  • бриллиантовое колье жены, приобретен­ное во время брака

  • электрическая бритва супруга, приобре­тенная во время брака

  • соболья шуба жены, приобретенная во время брака

  • туфли супруга, приобретенные во время брака

  • доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака

  • телевизор, полученный супругом в пода­рок во время брака

  • дом, полученный супругом по наследству во время брака


Права и обязанности родителей:

  • Родители имеют равные права и несут равные обязанности за воспитание и развитие своих детей.

  • Право на общение с ребёнком ( если проживают отдельно)



  • Обязаны дать ребенку имя, отчество и фамилию.

  • Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

  • Обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования

  • Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей



Права и обязанности детей:



  • Жить и воспитываться в семье

  • На общение с родителями и другими родственниками

  • На защиту своих прав и законных интересов.

  • Выражать своё мнение (С 10 лет ребенок имеет право выражать свое мнение при решении вопросов, затрагивающих его интересы)

  • Право ребенка на имя, отчество и фамилию

  • Обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях




Решите задания, ответы запишите в таблицу:


  1. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях родителей и детей?

А. Родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет право на общение с ребёнком

Б. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения не верны


2. Семья переехала в другой город. Родители не торопились устроить свою

12-летнюю дочь в школу. В результате девочка полгода не училась. Какое право ребёнка было нарушено?

1) знать своих родителей

2) свободно выражать свои мысли

3) жить и воспитываться в семье

4) получать образование


3. При разводе родителей суд учитывает мнение ребёнка, достигшего

1) 6 лет

2) 10 лет

3) 14 лет

4) 16 лет

4. Родители в течение нескольких лет не могли выбрать имя для своего родившегося ребёнка и не регистрировали его рождение. Какое право ребёнка было нарушено?

1) жить в семье

2) на имя и фамилию

3) знать своих родителей

4) на образование

5. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях родителей?

А. Родители имеют право и обязаны содержать и воспитывать своих несовершеннолетних детей.

Б. Родители обязаны обеспечить получение своими детьми профессионального образования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны







5. РЕФЛЕКСИЯ

Закончите предложение одним словом. Повторяться нельзя.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Теперь я могу…

Меня удивило…



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



- & 15, вопросы 1-4

- Брак и «неофициальные отношения»: достоинства и недостатки; (эссе).





Задача 1.

Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребёнок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключении брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в загс и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать.

Как должны поступить работники загса?

Задача 2.

Дмитриев Сергей, сын священнослужителя, и Марина Семенова решили пожениться. Будучи людьми верующими и прислушиваясь к совету своих родителей, они решили заключить брак с помощью церковного обряда. После этого они отправились в свадебное путешествие. По приезде в один из населённых пунктов молодожены обратились в гостиницу с просьбой предоставить им номер на двоих. Администратор гостиницы, не найдя в паспорте штампа о регистрации брака, поселила их в разные номера, сказав, что в соответствии с внутренними правилами гостиницы вместе могут быть поселены только супруги.

Правомерны ли действия администратора гостиницы?

Задача 3.

Молодые супруги Светлана и Игорь, вступая в брак, поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Свое обязательство никогда не расторгать брак и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали на бумаге и, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями.Спустя год Игорь, приехав из отпуска, который он проводил на море, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она бы согласилась на развод, если бы они не заключили соглашение никогда не расторгать брак.

Разрешите данную ситуацию

Задача 4.

Семья Петровых, долгое время копившая деньги на приобретение автомашины, наконец ее купила Машина была зарегистрирована на имя супруга. Через несколько лет супруги решили расторгнуть брак. Не сумев поделить имущество, они обратились в суд с иском о разделе имущества. Муж настаивал на том, чтобы машина не включалась в массу общего имущества, мотивируя это тем, что машина записана на его имя и поэтому считается его собственностью. Помимо этого, он обратил внимание суда на то, что его жена не умеет водить автомобиль.

Как разрешить данную ситуацию?

Задача 5.

При заключении брака Сергей Павлов сразу признался жене, что он с детства не любит мыть посуду, и попросил Женю взять раз и навсегда эту обязанность на себя. В период эпидемии гриппа Женя тяжело заболела, и посуда несколько дней оставалась немытой. На просьбу жены навести порядок, Сергей отвечал, что это не его обязанность, да и не умеет он мыть посуду, поскольку в их семье этим занималась мама.

Оцените эту ситуацию с точки зрения личных прав и обязанностей супругов.

Задача 6.

Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Их дочь Ирина со вдохом заметила, что дача на которой она всегда проводит свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мать, косо взглянув на неё, сказала: «Помолчи, не доросла ещё».

Оцените ситуацию с точки зрения закона.

Задача 7.

Семиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от бабушки и дедушки подарок 1000 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что ей очень нравится тяжелый рок и на все деньги она накупит дисков.

Оцените ситуацию с точки зрения закона.

Ответы



Задача 1. В соответствии со ст.11 СК РФ брак производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак.


Задача 2.

Да. В соответствии со ст. 1 п. 2. СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Задача 3.

Согласно ст. 19 СК РФ препятствий для расторжения брака нет, т. к. имеется взаимное согласие на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей. Расписка не может служить препятствием для расторжения брака.


Задача 4.

В соответствии со ст.34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью… независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.


Задача 5.

В соответствии со ст. 31 СК РФ

п. 2 … вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

п. 3 Супруги должны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи…


Задача 6.

В соответствии со ст.57 СК РФ Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.


Задача 7.

В соответствии со ст.60 СК РФ ребёнок имеет право собственности на доходы полученные им, имущество полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребёнка.




Задание . Распределить предложенные ученикам карточки с примерами имущества на две группы – «Моё» и «Наше», объяснить свой выбор на основании закона.

  • доходы супруга от трудовой деятельности во время брака

  • фирма супруга, основанная до вступле­ния в брак

  • машина, приобретенная супругом до вступления в брак

  • пенсия супруга во время брака

  • пособие по уходу за ребенком во время брака

  • доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной во время брака

  • пальто супруга, приобретенное во время брака

  • бриллиантовое колье жены, приобретен­ное во время брака

  • электрическая бритва супруга, приобре­тенная во время брака

  • соболья шуба жены, приобретенная во время брака

  • туфли супруга, приобретенные во время брака

  • доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака

  • телевизор, полученный супругом в пода­рок во время брака

  • дом, полученный супругом по наследству во время брака








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!