Просмотр содержимого документа
«Урок – обобщение: «свободные механические и электромагнитные колебания»»
Заикина Вера Валерьевна
УРОК – ОБОБЩЕНИЕ:
«СВОБОДНЫЕ МЕХАНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ»
Заикина В.В. – учитель физики
МБОУ «Лицей № 1 г. Инты»
Теория колебаний объединяет, обобщает различные области физики… Каждая из областей физики – оптика, механика, акустика – говорит на своем «национальном» языке. Но есть «интернациональный» язык, и это – язык теории колебаний… Изучая одну область, вы получите тем самым интуицию и знания совсем другой области».
Л.И. Мандельштам
Цели урока:
Обучающая: углубление знаний обучающихся о механических и электрических колебаниях с единой точки зрения;
Воспитывающая: воспитание положительного отношения к знаниям;
Развивающая: развитие умения единого математического подхода для количественного описания колебательных процессов различной природы при решении задач; развитие самостоятельности мышления.
Подготовительный этап: знание основных уравнений, зависимостей по данной теме (теоретический блок по теме находится у каждого ученика в виде лекции - конспекта)
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Показ видеоролика «Поющий фонтан».
3.Вступительное слово учителя.
4.Работа с таблицей «Сравнение свободных механических и
электромагнитных колебаний».
5.Решение задач.
6.Проверочная работа.
7. Домашнее задание.
1. Показ видеосюжета «Поющий фонтан»
http://www.youtube.com/watch?v=aDtSQYXHa58
2. Вступительное слово учителя: Вам понравилось это чудо? Чтобы создать такое прекрасное явление надо хорошо знать теорию колебательного движения. По своей природе колебания делятся на механические и электромагнитные. А вот математический аппарат, который описывает эти колебания, практически один и тот же. И чтобы ещё раз убедиться в этом, поработаем с таблицей «Сравнение свободных механических и электромагнитных колебаний».
3.Учитель: Перед вами таблица, которую вы должны заполнить:
Уравнение гармонического колебания (зависимость величины от времени);
Скорость изменения величины;
Основное уравнение гармонического колебания;
Собственная частота колебаний;
Период гармонических колебаний;
Физическая величина, которая является причиной гармонического колебания;
Дифференциальное уравнение гармонического колебания.
(Выдаются листы с пустой таблицей, выделяется время для заполнения таблицы, по окончании работы на экране выводится слайд с заполненной таблицей, обучающиеся проверяют свои работы, и задают вопросы.)
№ п/п | Колебания в поле тяготения | Упругие колебания | Электрические колебания |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
4. Учитель: Теперь я вижу, что вы готовы приступить к решению задач по теме «Механические и электрические колебания».
(Решение учащимися задач из материалов ЕГЭ на доске с комментированием. (часть С)
5. Учитель: Проверочная работа по усмотрению учителя: http://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&sqi=2&ved=0CCoQFjAA&url=http%3A%2F%2Fstudyport.ru%2F&ei=hKL2UMSWNoSKhQeQ6IGAAg&usg=AFQjCNF_cmWwW3WXBbPK2gO7GBgPWUl7hQ&bvm=bv.41018144,d.bGE&cad=rja
7. Рефлексия. Учитель: Современная физика рассматривает колебания различной природы с единой точки зрения. И в последнее время выделился особый раздел - физика колебаний, который занимается исследованием вибраций машин и механизмов, ее выводы лежат в основе электротехники переменных токов и радиотехники. Вы убедились в этом решая задачи, заполняя таблицу. Вы отлично справились с заданиями. А сейчас я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою деятельность на уроке при помощи секундного маятника (Т = 1 сек):
1) Т
2) Т = 1 сек – справился со всеми заданиями успешно, работал в режиме урока;
3) Т 1 сек – справился со всеми заданиями успешно, чувствую, что могу сделать больше.
8. Домашнее задание: Придумать задачу по данной теме с реальными параметрами.
9. Экстралингвистический объект: На экране высвечивается трансформатор. Задается вопрос: Как вы думаете, что это такое? Для чего это используется, и какое это имеет отношение к электромагнитным колебаниям? (Ответы обучающихся) Вот об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.