СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщения знаний "Природные зоны России".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен в соответствии с ФГОС ООО. Одна из образовательных задач урока направлена на формирование универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения знаний "Природные зоны России".»

Тема урока: Природные зоны России.

Тип урока: урок – обобщение.

Класс: 8

Цель: создать условия для обобщения и углубления знаний по теме «Природные зоны России» по технологии развития критического мышления с ориентацией на развитие информационных, коммуникативных, предметных компетенций.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- закрепить основные понятия;

- анализировать и объяснять основные географические закономерности распределения природных зон по территории России;

- определять по картам местоположение географических объектов;

- оценивать особенности природных зон России.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

-планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

-уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

-отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

-самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

Личностные:

- овладение географическими знаниями и умениям;

- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Вид деятельности: учебный диалог, просмотр видеосюжета, работа с текстом, репродукциями картин, фотографиями учёных, тематическими картами атласа.

Ключевые идеи:

Активизация критического мышления обучающихся, сотрудничество учителя и учащихся через совместную постановку цели урока, развитие коммуникативных навыков через обсуждение в малых группах (парах), закрепления базового уровня знаний учащихся по теме урока и прогнозирование учащимися результатов учебной деятельности через методические приёмы «Привлекательная цель», «Паутина», «Узнай меня», «SOS», «Мозговой штурм», «Установи соответствие», «Один ум – хорошо, а два – лучше», «Моё мнение», «Карта познания», «Поработаем с картой», «Синквейн», давать ответы на вопросы, взаимообучение и взаимооценка.

Источники информации:

1.Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс – М.: Дрофа, 2009.

2.География. Природа России. 8 класс: Поурочные планы по учебнику Э.М.Раковской. I полугодие/Авт.- сост.Н.Н.Перепечева. – Волгоград: Учитель, 2005.

3.Беломорский лес ценится в мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/2147

4.Настенная физическая карта России, Архангельской области, настенная карта «Природные зоны России», атласы для 8 класса, мультимедийное оборудование, презентация.





Ход урока



«Все элементы мироздания гармонично связаны между собой» М.Т.Цицерон





Задание 1. Сравните определения и объясните, какое из них вы считаете верным и почему:


1.Природно-территориальный комплекс – это сочетание компонентов природы на территории.

2.Природно-территориальный комплекс – это закономерное сочетание компонентов природы на территории.

3.Природно-территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории.


Задание 2. Заполните схемы, подобрав соответствующие понятия.





Уровни ПТК






















Задание 3. Установите соответствие:


Основоположник

Учение



Александр

Гумбольдт


Доказал, что зональность это общий закон природы, обусловленный неравномерным распределением солнечного тепла по шарообразной поверхности Земли. Этот закон проявляется и в море и в горах. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

Василий

Докучаев





Он дал характеристику всех природных зон и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов (ланд (нем.) земля, местность, шафт - сообщество). Природные зоны состоят из ландшафтов, природные свойства которых в свою очередь определяются образом жизни и хозяйственной деятельности людей, проживающих в этих природных зонах, отсюда и название природно-хозяйственные зоны.

Лев Берг

Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т.д.


Задание 4. На тематическую карту нанесите природные зоны России. Докажите, что они размещаются закономерно.




Задание 5. «Паутина». Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде словосочетаний на разных карточках.


изучают особенности

Природные зоны - это




естественные лаборатории, в которых учёные

природы данной территории,




возможные последствия влияния

исследуют возможности освоения


Задание 5. «Верите ли вы в то, что…?»


каждой зоны, прогнозируют

на неё деятельности человека.



Задание 6. «Верите ли вы в то, что…?»


- в пустыне очень много поверхностных вод;

- Западная Сибирь - самый заболоченный регион России;

- в уссурийской тайге выращивают рис;

- эфемеры - это однолетние растения степей;

- утки могут гнездиться в дуплах деревьев;

- для таёжных лесов характерна многоярусная структура;

- в тайге больше осёдлых животных, чем в тундре;

- тундровые ландшафты быстро восстанавливаются;

- тайга на севере граничит с лесотундрой, а на юге со смешанными лесами;

- для степей характерны серые лесные почвы;

- в тундре распространены сильные ветры, порой они могут сбить с ног и оленя и человека;

-  в пустынях почвы мощные и плодородные, т.к. там не занимаются земледелием;

- в пустынях можно наблюдать северное сияние;

- овраги и балки неизбежная часть степных ландшафтов;

- в России образовалась крупнейшая в Европе пустыня.

Учащиеся обмениваются работами, проводят проверку, сверяясь с ответами на доске, и ставят оценку соседу по предложенному критерию учителем.

Задание 7. По описанию определите, о какой природной зоне идет речь?

- Самое красивое время суток – это рассвет. Он открывает перед глазами бескрайние просторы этого природного ландшафта. Равнина, бесконечная безлесная равнина. Наверное, человеку, живущему среди лесов, она будет казаться огромной пустыней. Это суровая северная природа, в ней нет ничего лишнего. Но именно поэтому она прекрасна. Здесь растут кустарники, иногда низкие деревца, а на земле – подушка из трав, мягкого мха, лишайников. Эти растения тесно переплелись между собой, чтобы проще было выжить. Часто они скрывают болото, так что в эту мягкую подушку легко провалиться. Жизнь здесь очень хрупкая. Земля – вечная мерзлота, а долгой зимой превращается в белое безмолвие. Все вокруг в снегу и во льду. Только ветер завывает, грозит сорвать крышу дома, сбить с ног человека, унести вещи. Но даже в эти месяцы жизнь полна. Охотятся белые песцы, волки и совы, прячутся от них полярные грызуны лемминги и белые зайцы. Северные олени находят под неглубоким снегом пищу: ягоды, мох ягель.

- Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье. Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза. (фрагмент из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро») - … чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все-то пространство... до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею... Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов... занесенный бог знает, откуда колос пшеницы наливался в гуще... Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. (отрывок Н.Гоголя «Тарас Бульба»)

Задание 8. Красота русского леса всегда вдохновляла на творчество людей искусства: художников, поэтов, музыкантов. Тому подтверждение картины великого русского художника – Шишкина Ивана Ивановича.

Сравните картины И.И.Шишкина и ответьте на вопросы:


«На севере диком» (1890г) «Среди долины ровныя»1883г



- Что общего есть в них?

- Какие различия заметны с первого взгляда и если, пристально рассмотреть, картины?

- Пофантазируйте, что вы видите и слышите на картинах Шишкина И.И.? Есть ли «гармония цвета» в его «Пейзаже»?

- Какая природная зона, и какой климат мог навеять автору образ картины «На севере диком»?

- Какая природная зона, и какой климат мог навеять автору образ картины «Среди долины ровныя»?



Задание 9. Сопоставьте карту природные зоны и биологические ресурсы России и карту природно-заповедный фонд Архангельской области и ответьте на вопросы:

- Какие природные зоны есть в Архангельской области?

- Назовите особо охраняемые компоненты природы Архангельской области.

- С помощью карты природно-заповедный фонд Архангельской области составьте рассказ о заповедниках Архангельской области.


Задание 10. Определите лишнее животное, и назовите природную зону, к которой относится данная группа животных. Объясните свой выбор.


полевка

белая куропатка

полярная сова

лось

песец


косуля

цапля

лось

медведь

рысь



сайгак

журавль

суслик

хомяк

тигр



гадюка

ящерица

лиса

черепаха

скорпион



Задание 11. Прочитайте текст «Беломорский лес ценится в мире» и ответьте на вопросы.



Самый лучший и прочный лес растет вблизи Белого моря. Именно суровые климатические условия и являются залогом уникальности произрастающего здесь леса, а чем дальше от моря, тем мягче климат. Архангельский лес можно по праву назвать беломорским − древесина, заготовленная здесь, прославилась в России и за рубежом как самый лучший, плотный и долговечный материал.

Площадь насаждений с преобладанием ели снижается с той же скоростью, с которой увеличиваются площади лиственных насаждений, − 0,3% в год. С учетом вырубки в положительной части текущего изменения запаса (без лиственницы и ели) в каждой тысяче кубометров заготовленной древесины 670 м3 − это древесина березовая и осиновая. Перспективы лесопромышленного комплекса области − в развитии технологий использования лиственной древесины.

Леса Архангельской области имеют всемирное значение, потому что в них сохранились последние в Европе крупные массивы малонарушенных таежных лесов. Всего в регионе насчитывается 14 массивов малонарушенных лесов. Их площадь составляет 9,3 млн га (23% общей площади земель Архангельской области и 32% площади земель лесного фонда).

Прогноз освоения лесного потенциала Архангельской области на ближайшие годы: освоение расчетной лесосеки планируется в пределах 55% от ее объема, на арендуемых лесных участках − в пределах 65−70%.

Архангельская область в России является лидером лесной сертификации, развитие которой помогает сократить объемы нелегальных рубок, а также сохранить наиболее ценные леса.

1 сентября 2009 года вступил в силу областной закон № 38-4-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской области». Административные санкции за нарушения его требований применяются с 1 ноября 2009 года. Закон направлен на пресечение нелегального оборота древесины на территории региона, легализацию деятельности малых лесопильных производств с целью сохранения и рационального использования лесов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В настоящее время агентством лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области совместно с УВД по Архангельской области нарабатывается практика проверок соблюдения положений областного закона субъектами лесного бизнеса и судебная практика применения административного наказания за нарушения требований закона.

Действие закона на территории Архангельской области уже сейчас привело к положительным результатам. Многие малые лесопильные производства, работающие нелегально, либо прекратили свою деятельность, либо легализовались. В связи с этим увеличились налоговые поступления в бюджеты различных уровней. В некоторых проблемных муниципальных районах области значительно сократилось количество незаконных рубок.


  1. Объясните, как вы понимаете «уникальное богатство природной зоны региона».

  2. Как, по вашему мнению, есть ли перспектива у Архангельской области сохранить наиболее ценные леса?

  3. Какие меры предпринимает Правительство Архангельской области по пресечению нелегального оборота древесины на территории региона?

  4. Приведите примеры положительных результатов по предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду?

  5. Согласны ли Вы с тем, что в прошлом году при тушении лесных пожаров не всегда принимались оперативные решения. Предложите свои пути решения этой проблемы.


Задание 12. После просмотра видеосюжета назовите оптимальные природные условия, необходимые для успешного занятия сельским хозяйством. В какой из известных Вам природных зон есть такие условия? Отметьте на контурной карте.



Задание 13. Составьте синквейн к слову тундра или к слову тайга (по выбору учащегося).


1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!