Конспект урока обобщения в 10 классе по теме
«Научно-техническая революция и мировое хозяйство»
Урок обобщения в 10 классе по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»
Цель: на основе полученных знаний по теме «НТР» выполнить задания.
Задачи:
1. Образовательная: обобщить и повторить знания, полученные при изучение темы «НТР»
2. Развивающая: продолжить развивать познавательные интересы школьников посредством разнообразия заданий и творческой работы; работать с дополнительными источниками географический информации, в том числе и с картографическим материалом.
3. Воспитательная: продолжить формировать у учащихся мировоззренческое отношение к миру посредством обсуждения вопросов, связанных с влиянием НТР на организацию мирового хозяйства.
Тип урока: комбинированный
Методы: беседа, фронтальная работа
Оборудование:
Персональный компьютер и мультимедийный проектор.
Мультимедийная презентация «НТР и мировое хозяйство».
Доска.
Бланк ответов.
Ход урока:
Организационный момент. (1 мин)
Приветствие.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Организация внимания обучающихся.
Повторение пройденного материала (35 мин)
Учитель сообщает тему, цели урока. Говорит о том, что сегодняшний урок обобщения и повторения темы «НТР и Мировое хозяйство» будет проходить в форме выполнения письменных заданий и в форме фронтальной беседы, таким образом учащиеся сегодня получают по две отметки (за письменную работу и за устные ответы). Работать учащиеся будут с помощью маршрутных листов.
Начнем с устной работы.
Учитель просит учащихся назвать основные понятия, которые изучались по данной теме: (2 мин)
НТР – научно-техническая революция
МХ – мировое хозяйство
МГРТ – международное географическое разделение труда
МЭИ – международная экономическая интеграция
МРМХ – модели развития МХ.
Географический диктант по проверке изученных терминов. (4 мин)
Термины:
1) Мировое хозяйство
2) МГРТ
3) Экономическая интеграция
4) Европейский союз (ЕС)
5) АСЕАН
6) ОПЕК
7) Специализация
8) НАФТА
9) НТР
10) ЛАИ
Учитель читает определение этих терминов и понятий, а обучающиеся выбирают правильный термин и расставляют цифры в том порядке, в котором о них говорится.
1.Н.Н.Баранский назвал его основным понятием экономической географии.
2.Оно сформировалось в конце XIX-XX в. в результате развития машинной индустрии, мирового рынка, транспорта.
3. Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в производительную силу.
4. Группировка стран экспортеров нефти.
5. Отрасли, ориентированные на экспорт продукции и определяющие «лицо» страны в МГРТ.
6. Представляет собой процесс развития устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной международной политики.
7. Интеграционная группа стран основанная в 1957г. как «Общий рынок».
8.Ассоциация стран Юго- Восточной Азии.
9. Североамериканская ассоциация свободной торговли, в которую входят США, Канада, Мексика.
10. В эту интеграционную группировку входят: Бразилия, Аргентина, Перу и другие страны этого региона.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
КОД: 2, 1, 9, 6, 7, 3, 4, 5, 8, 10
Переходим к работе с маршрутными листами.
Задание 1.
Определить, к какому типу международной экономической интеграции относятся следующие организации: (4 мин)
НАТО ООН
НАФТА АСЕАН
ОИК ВТО
ОПЕК ОАЕ
ЛАИ МАГАТЭ
СНГ ЕС
2 задание. (4 мин)
Распределите перечисленные страны по группировкам:
РФ, Казахстан, Вьетнам, Индонезия, Иран, Бразилия, Аргентина, Канада, США, Саудовская Аравия, Боливия, Франция, Мексика, Испания, ОАЭ, Китай, Индия, Белоруссия, Германия.
ЕС | СНГ | АСЕАН | НАФТА | ЛАИ | ОПЕК |
| | | | | |
3 задание. (5 мин)
Распределите эти же страны по типам структуры мирового хозяйства
Доиндустриальная | Индустриальная | Постиндустриальная |
| | |
Учитель спрашивает по каким показателям выделяются экономически развитые и развивающиеся страны? (уровень ВВП; национальный доход и доход на душу населения; отраслевая структура экспорта и импорта страны; уровень и качество жизни населения)
4 задание. (5 мин)
Из перечисленных стран или регионов выбрать только те, которые относятся к десятичленной модели развития:
Япония, НИС Азии, Северная Африка, Латинская Америка, Мексика, Северная Америка, Бразилия, Австралия, Зарубежная Европа, Центральная Африка, СНГ, Океания, Индия.
Устный этап. Учитель спрашивает учащихся, какие промышленные районы выделяются в экономически развитых странах
5 задание. (3 мин)
Из перечисленных районов выпишите районы нового освоения:
Рурский, штат Калифорния, Северное море, Север Канады, штат Аляска, Лондонский, Уральский, Амазония, Дальний Восток, Лотарингия.
6 задание. (7 мин)
Определите верно или неверно высказывание. Если неверно, то дайте правильный ответ.
К старопромышленным районоам Зарубежной Европы относится Рурский.
Калифорния в США является районом нового освоения.
ОПЕК – это региональная группировка стран в рамках МЭИ.
Штат Аляска является районом нового освоения.
Для многих развивающихся стран характерен колониальный тип развития хозяйства.
Революционный путь в эпоху развития НТР является главным.
В эпоху НТР развиваются прежде всего наукоемкие отрасли.
Рефлексия. (3 мин)
Ученикам предлагается оценить себя по листу самооценки.
Домашнее задание (1 мин)
Подготовить (по желанию) презентацию по теме:
«Технополисы и технопарки»
«Международная экономическая интеграция»
«Крупнейшие международные организации»
«Организация стран-экспортёров нефти»
«Латоамериканская ассоциация интеграции»
Подготовить реферат по теме: «НТР – прогресс или трагедия»
Маршрутный лист
Обучающегося 10 класса ______________________________________________
по теме «НТР и Мировое хозяйство»
1 задание.
Определить, к какому типу международной экономической интеграции относятся следующие организации:
НАТО ООН
НАФТА АСЕАН
ОИК ВТО
ОПЕК ОАЕ
ЛАИ МАГАТЭ
СНГ ЕС
Отраслевые | Региональные | Международные | Религиозные |
| | | |
2 задание.
Распределите перечисленные страны по группировкам:
РФ, Казахстан, Вьетнам, Индонезия, Иран, Бразилия, Аргентина, Канада, США, Саудовская Аравия, Боливия, Франция, Мексика, Испания, ОАЭ, Китай, Индия, Белоруссия, Германия.
ЕС | СНГ | АСЕАН | НАФТА | ЛАИ | ОПЕК |
| | | | | |
3 задание.
Распределите эти же страны по типам структуры мирового хозяйства:
Доиндустриальная | Индустриальная | Постиндустриальная |
| | |
4 задание.
Из перечисленных стран или регионов выбрать только те, которые относятся к десятичленной модели развития __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Япония, НИС Азии, Северная Африка, Латинская Америка, Мексика, Северная Америка, Бразилия, Австралия, Зарубежная Европа, Центральная Африка, СНГ, Океания, Индия.
5 задание.
Из перечисленных районов выпишите районы нового освоения: _____________________________________________________________________________
Рурский, штат Калифорния, Северное море, Север Канады, штат Аляска, Лондонский, Уральский, Амазония, Дальний Восток, Лотарингия.
6 задание.
Определите верно или неверно высказывание. Если неверно, то дайте правильный ответ.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
№ | Критерии оценивания | Баллы (max 5) |
1 | Участвовал в общем обсуждении (предлагал идеи, высказывания) | |
2 | Формулировал ответы, выводы | |
4 | Задавал вопросы (учителю, классу) | |
5 | Оформлял (записи, таблицы) | |
| Итого | |
7.
Лист самооценки