Урок по русскому языку в 8 классе на тему «Обобщающие слова при однородных членах предложения»
Цели и задачи урока:
-систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения;
-научиться находить обобщающее слово, расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом;
Ход урока:
1. Организационный момент.
В предложениях, записанных на доске, расставить знаки препинания. Найти предложения с однородными членами.
Ночь стояла над притихшей землёй. Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный путь, дрожали в воде озер, тускнели в зарослях, где дремали волки, и отражались на чешуе рыб, спавших на отмелях в Старице и Прорве.
Учитель:
- Как связаны однородные члены предложения?
-Как интонационно выражаются однородные члены предложения?
2.Систематизация знаний об обобщающих словах.
В предложениях с однородными членами могут использоваться обобщающие слова, которые служат общим обозначением находящихся при нем однородных членов. Однородные члены конкретизируют обобщающее слово и выполняют одинаковую с ним роль в предложении.
Подберите к данным существительным обобщающие слова.
1. Золото, серебро, каменный уголь, алюминий –
2. Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот–
3.Имя существительное, имя прилагательное, наречие–
3.Закрепление материала.
Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах.
Люди принесли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко. В мешке были собраны последние запасы консервы хлеб картофель. На кустах, деревьях, цветах была заметна утренняя роса.
Запишите предложения, расставьте знаки препинания:
1.Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан.
2. Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.
3. Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом.
4. На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи — везде были изморозь.
Выпишите из произведений художественной литературы предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения, составьте к ним схемы предложений.
Подведение итогов урока:
Расскажите об обобщающих словах при однородных членах и знаках препинания при них.
Закончите фразу:
-сегодня я узнал…
-я понял(а), что…
-теперь я могу….
Домашнее задание:
Выполнить задания по карточкам, в которых необходимо расставить недостающие знаки препинания в предложениях, подчеркнуть обобщающие слова и союзы, связывающие однородные члены. Задание для слабых учащихся: необходимо вставить в предложения однородные члены, раскрывающие смысл обобщающих слов, составить схему к каждому предложению.