СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему:"Живопись романтизма". (11 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по программе Емохоновой Л.Г. К уроку прилагается приложение. 11 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему:"Живопись романтизма". (11 класс)»

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область





Урок 22

«Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика. Экзотика и мистика. Образ романтического героя»

(11 класс)

Учитель русского языка, литературы, МХК

Курбатова Г.Н.































2017 год

Тип урока: урок-исследование через педагогическую задачу постижение.

Цель урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

(Ведущий методический вектор – «наблюдение – анализ - обобщение

Формирование становления и развития мировоззрения учащегося посредством освоения и личностного переосмысления произведений художников-романтиков. Овладение навыком анализа художественного произведения

Понимание и обоснованное выполнение поставленной задачи, сравнительный анализ художественных произведений

Регулятивные

Целеполагание, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; учет разных мнений

Планирование, контроль и оценка действий

Познавательные

Знакомство обучающихся с творчеством художников-романтиков, тематикой, основными направлениями в живописи романтизма, получение навыка анализа произведения искусства

Умение структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, обоснование

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе

Сотрудничество в поиске и выборе информации, умение работать в группах

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе

Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм (пример анализа художественного произведения)



Оборудование: словарь терминов, вопросы, творческое задание, презентация «Живопись романтизма», учебник, тетрадь.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слово учителя. Мотивация к деятельности.

  2. Актуализация знаний. Целеполагание. Запись темы урока. Беседа по вопросам.

  1. Дайте определение «романтизм».

  2. Какие темы были ведущими у композиторов-романтиков7

  3. Какие сюжеты и темы могут быть характерны для художников-романтиков?

  4. Сегодня мы рассмотрим творчество художников-романтиков, прерафаэлитов. Как вы понимаете это слово – «прерафаэлиты»?

  1. Изучение нового материала. Минидоклады учащихся. Знакомство с биографией и особенностями творчества художников-романтиков и прерафаэлитов: Д.Э.Миллеса, Г.Рассетти, Э.Делакруа, Ф.Гойи, О.А.Кипренского, К.П.Брюллова.

  2. Первичное закрепление материала. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Рабочая тетрадь).

  3. Постановка учебной задачи. Решение проблемы. Выполнение творческого задания.

  • Анализ произведений романтиков и прерафаэлитов, формулировка вывода.

  • Поиск ответа на вопрос: «В чем состоит отличие русского романтизма от европейского?»

  • Самостоятельная работа в группах.

  1. Закрепление знаний. Беседа по вопросам.

  1. Какие сюжеты использовали художники прерафаэлиты, художники романтики?

  2. В чем особенность творчества прерафаэлитов?

  3. Какие средства использовал Гойя, чтобы показать враждебность, чувство беспомощности окружающего мира? Ощутима ли «мировая скорбь» по идеалу красоты и добра?

  4. В чем особенность творчества романтиков?

  5. Какие средства художественной выразительности использовал О.Кипренский, чтобы показать романтический образ героя?

  6. В чем состоит отличие русского романтизма от европейского?

  1. Рефлексия деятельности.

  2. Домашнее задание. Урок 22 выучить. Стр.138-143. Вопросы 1-2. Выполнить проект. Прочитать историю из судебной хроники начала 19 века, не доводя ее до окончательной развязки (приложение 3). Придумать самим оригинальную концовку и написать небольшой рассказ в романтической манере, либо в духе классицизма.

Приложение 1

Генрих Гейне. Разговор в Падерборнской степи

Слышишь, пенье скрипок льется,

Контрабас гудит ворчливый?

Видишь, в легкой пляске вьется

Рой красавиц шаловливый?


«Друг любезный, что с тобою?

Ты глухой или незрячий?

Стадо вижу я свиное,

Визг я слышу поросячий».


Слышишь, рог раздался в чаще,

Это мчатся звероловы!

Вот один копьем блестящим

Гонит вепря из дубровы.

«Друг мой, право, спятить надо,

Чтобы спутать рог с волынкой!

Там, гоня свиное стадо,

Свинопас идет с дубинкой».


Слышишь, хор гремит над нами, -

Мудрость Божью прославляя,

Плещут радостно крылами

Херувимы в кущах рая.


«Херувимы? В кущах рая?

Это гуси пред тобою.

Их мальчишка, распевая,

Гонит палкой к водопою».


Слышишь, колокол в селенье?

Звон воскресный, звон чудесный!

Вот к молебну, в умиленье,

Весь народ спешит окрестный.


«Разве то звонят во храме,

Разве, друг мой, это люди?

То коровы с бубенцами

Не спеша бредут к запруде».


Видишь, к нам летит по лугу

Кто-то в праздничном уборе.

Узнаешь мою подругу?

Сколько счастья в нежном взоре!


«Ты вгляделся бы сначала,

То лесничиха седая

С костылем приковыляла,

Спотыкаясь и хромая».


Ну, тогда еще спрошу я,

Можешь высмеять поэта, -

То, что здесь, в груди, ношу я,

Молви, друг, обман ли это?

(Перевод В.Левика)


Приложение 3


Отрывок из судебной хроники начала 19 века

В октябре 18.. года многие парижане останавливались около Дворца Юстиции, чтобы поглазеть на кареты, подкатывающие к подъезду. Богато одетые дамы и господа быстро скрывались за тяжелыми дверями заседаний. Их привлек сюда иск некоего месье де Буассо, требовавшего вернуть ему жену Клеменс де ла Файль, умершую 6 лет тому назад и похороненную в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. Истец утверждал, что женщина, которая находилась в зале суда в качестве обвиняемой, и есть Клеменс де ла Файль, хотя ответчица настаивала на том, что она является законной женой майора Жоржа де Гарана.

Предыстория процесса была необычной. За 10 лет до этого, когда Клеменс исполнилось 16, ее отец, председатель парламента, овдовев, отослал дочь в семью родителей жены в город Тулузу. Там она встретила юного офицера Жоржа де Гарана. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре объявили о помолвке. Но Жоржу вскоре был дан приказ отплыть в Индию. Молодой офицер умолял отца девушки позволить им обвенчаться, но отец Клеменс остался глух. Он не хотел, чтобы дочь связала жизнь с офицером колониальных войск, чья судьба изменчива, а жалованье невелико. Перед расставаньем влюбленные поклялись друг другу в вечной верности.

Два года не было вестей от Жоржа. Затем пришло официальное сообщение о том, что его полк в кровопролитном бою был почти полностью уничтожен и капитан де Гаран погиб. Убитая горем Клеменс решила посвятить жизнь памяти жениха, но ее отец настоял на том, чтобы она вышла замуж за пожилого дворянина месье де Буассо. Через год у нее родилась девочка. Но даже став матерью, молодая женщина оставалась задумчивой и печальной. Она заболела и вскоре умерла.

В день похорон вернулся из Индии Жорж де Гаран, которого все считали погибшим. Узнав о кончине бывшей невесты, он отправился на кладбище, где за большую сумму упросил сторожа открыть склеп, чтобы еще раз взглянуть на возлюбленную. То, что произошло дальше, напоминает финал сказки о спящей красавице. Оказавшись в объятиях любимого, мнимо умершая ожила…Спустя два дня де Гаран ступил на палубу корабля, отправлявшегося в Индию. Для всех он ехал один.

Прошло пять лет. Месье де Буассо в годовщину смерти Клеменс, как и в предыдущие годы, пришел на кладбище, чтобы возложить цветы на могилу супруги. У ее склепа он заметил молодую женщину под вуалью, склонившуюся над мраморной плитой. Услышав шаги, она быстро поднялась, и де Буассо показалось, что сквозь вуаль он узнал свою жену. С протянутыми руками шагнул он к незнакомке, но дама увернулась и быстрыми шагами направилась к выходу, где ее ждал экипаж.

Встреча не давала покоя де Буассо. Чтобы убедиться в том, что он встретил не призрак и не страдает галлюцинациями, Буассо велел вскрыть гроб. Тела там не оказалось!.. расследование было поручено уголовной полиции. Ее агенты установили: кладбище посетила жена майора Жоржа де Гарана. Недавно чета де Гаранов вернулась во Францию из Индии. Полицейские узнали, что прежний кладбищенский сторож умер, оставив должность за 5 лет до кончины, потому что якобы получил наследство. К сведениям добавилось, что некогда капитан де Гаран отбыл в Индию за свой счет на купеческом корабле, а не на военном; на том же судне с ним уехала больная женщина под темной вуалью.


Несмотря на улики, Жорж де Гаран упорно защищался; он заявил в свое оправдание, что не стал дожидаться военного корабля, так как спешил покинуть печальный берег, не в силах перенести смерть любимой. Больная женщина, находившаяся на корабле, была англичанкой, ехавшей навестить детей за океаном. Как объяснить, что гроб оказался пустым? Этого де Гаран не знал, но мог предположить, что могильщик польстился на украшения умершей, а труп закопал в одной из заранее приготовленных могил. Свою жену он представил как дочь англичанина и испанки, рожденную в Индии, и предъявил документы о венчании в церкви губернатора штата Пондишери.

Показания де Гарана звучали не мене убедительн, чем улики против него. Мадам де Гаран также настаивала на том, что она не Клеменс де ла Файль, ее отец давно умер, а господина де Буассо она не имеет чести знать. Симпатии публики и судей были на стороне мадам де Гаран. Но отец Клеменс, выступавший свидетелем, был твердо убежден, что перед ним дочь, и просил ее вернуться к законному мужу и ребенку. В конце заседания неожиданно месье де Буассо ввел в зал свою семилетнюю дочь. Девочка шла по широкому проходу, ее провожали десятки глаз; она приблизилась к стоящей перед судьями женщине и жалобным голоском произнесла:

- Мама, неужели ты не хочешь меня поцеловать?

Поведение обвиняемой выдало ее с головой: она задрожала, схватила ребенка, на руки и с плачем начала осыпать девочку поцелуями. Через мгновение овладев собой, мадам де Гаран оттолкнула ребенка и, обратившись к публике, воскликнула:

- Как не стыдно провоцировать женщину такими методами?

Ведь каждая мать не осталась бы безучастной к ребенку, если он плачет!

Но суд вынес приговор признать мадам де Гаран, в девичестве Клеменс де ла Файль, женой господина де Буассо и вернуть ее законному супругу, наложив домашний арест на семью де Гаран во избежание бегства. Клеменс подала прошение на высочайшее имя, прося позволения уйти в монастырь. В этой просьбе ей было отказано. Месье де Буассо уже праздновал победу и заявлял, что прощает свою «заблудшую овечку». Мадам де Гарант сделала вд, что примирилась со своей судьбой, назначив день возвращения…

В тот вечер перед ярко освещенным домом де Буассо, полным знатных гостей, остановилась карета. Из нее вышла Клеменс де ла Файль в белом подвенечном платье. Она была бледна, почти прозрачна, с горящими глазами и улыбкой на устах. Сделав несколько шагов по ковру вестибюля, она холодно взглянула на месье де Буассо, спешащего к ней с распростертыми объятиями, и тихо произнесла: «Месье, я принесла Вам то, что Вы когда-то потеряли». И с этими словами упала замертво на пол. В те же часы в парижском предместье Сен-Луи Жорж де Гаран умирал от принятого одновременно с женой яда.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!