СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему: "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"»

Урок №3. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Целевая установка урока.

  • Формирование понятий: бедуины, мусульманство (мусульмане), Коран, шариат, халиф, имам, эмир.

  • Знание: сформировать представление о жизни арабов на Аравийском полуострове, о возникновении ислама и о его влияние на арабов, о основных положениях ислама, о возникновении Арабского халифата и его распаде.

  • Умения: продолжить формирование умений работы с исторической картой.

  • Отношение: какую роль сыграл Арабский халифат в истории Европы, сформировать представление об исламе у учеников, т.к. ислам является второй по численности религиозной конфессией РФ.

Оборудование урока:

  • Презентация Power Point

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютер



План урока.

Этапы урока

Время, минуты

1

Организационный момент

2

2

Проверка домашнего задания

14

3

Изучение новой темы

20

4

Закрепление изученного на уроке

5

5

Домашнее задание

2

6

Итоги урока

2


Итого

45



План изучения темы:

1.Природа и занятия населения Аравии

2.Муххамед-основатель ислама

3.Основные положения ислама

4.Арабский халифат и его распад



  1. Организационный момент.

Тема нашего сегодняшнего урока «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад». Сегодня мы узнаем об основных положениях ислама, о возникновении и распаде Арабского халифата. Рассмотрим на исторической карте основные направления военных походом арабов.

2.Проверка домашнего задания.

1. Подготовить развернутый ответ на тему: «Занятия и образ жизни славян»

2. Подготовить развернутый ответ на тему: «В чём заслуги Кирилла и Мефодия?»

3. Подготовить развернутый ответ на тему: «Как повлияло на славянские государства принятие христианства?»

4.Выполнение тестовых заданий по теме «Образование первых славянских государств»

5.Фронтальный опрос:

-что такое бортничество?

-самый выдающийся правитель Болгарии. За что его празвали «Великим»?

-при каком правители завершилось объединение Польши?

-в какое государство направились Кирилл и Мефодий для проповеди христианства?



3.Изучение новой темы.

{слайд 1}

1.Природа и занятия населения Аравии. Учитель объясняет учащимся, какой народ принято называть арабами (семитский народ, их родственники евреи, ассирийцы, финикийцы). Своим предком они считают Измаила – сына Авраама (общий предок евреев и арабов). Работая с картой, ученики составляют опорную схему территории расселения арабов в тетради:

{слайд 2}. Ученики, рассматривая карту, составляют схему расселения арабов. Схема расселения арабов (зарисовывается в тетради) Средиземное море, полуостров Малая Азия

Красное море Персия, Персидский залив

Аравийское море



{слайд 3}. Ученики, рассматривая карту, делают предположения чем могли заниматься древние арабы.

Арабы издавна жили на этой территории, её часть занимают сухие степи и безводные пустыни. Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые арабы. Из колодцев и ручьев они брали воду, возделывали сады, рощи финиковых пальм и виноградники, выращивали хлебные злаки, сахарный тростник, хлопчатник.

{слайд 4}

Кочевые арабы - бедуины (что значит «степняки») передвигались со своими стадами по степям, покрытым жесткой травой и колючим кустарником. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Верблюд был неразлучным спутником бедуина. Бедуин питался его молоком и мясом, одевался в ткани из верблюжьей шерсти, укрывался от палящего зноя и холодного зимнего ветра в палатке из верблюжьего войлока. Из кожи верблюда делали обувь, седла, сбрую. При переходе на новые места верблюд перевозил бедуина с семьей и его имущество.

Арабы жили племенами, во главе которых стояли шейхи. Шейхов выбирали, их власть была ограничена советом родовой знати. Действует принцип кровной мести. Следовательно, общественный строй определяется как переходный от первобытно-общинного к раннефеодальному с пережитками родовых отношений.

Схема управления арабскими племенами (зарисовывается в тетради):


Племя

Шейх

Совет






Вопрос: Как можно назвать данную политическую структуру?

{слайд 5}

2.Муххамед-основатель ислама. Объединению арабских племен способствовала новая религия - ислам. Основатель ислама - житель Мекки Мухаммед (в Европе его называли Магомет) шести лет остался сиротой; о нем заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Его посещали видения - он говорил, что слышит голос Бога. Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога - Аллаха, а себя называл «посланником Бога» - его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. В проповедях Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным и сиротам, выкупать на волю и освобождать рабов. Его сторонники видели в нем посланника небес. Все, кто принимал новую религию, называли себя, мусульманами, то есть «покорными Богу». Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповеди Мухаммеда. Опасаясь за свою жизнь, в 622 году Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, позднее названный в его честь Медина - «город Пророка». Год переселения - хиджра - стал начальной датой мусульманского летосчисления. В Медину со всех сторон сходились последователи Мухаммеда. В борьбе с Меккой они постепенно брали верх. В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение и открыла перед ним ворота Мекки. Большинство арабских племен приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Сопротивление непокорных было подавлено посланными против них отрядами. Мекка, как и Медина, превратилась в священный город всех мусульман, а Кааба - в главное их святилище. Мухаммед стал главой Арабского государства и мусульманской церкви. Ко времени его смерти под властью мусульман оказалась большая часть Аравии.

{слайд 6}

3.Основные положения ислама. Мухаммед высказывал свои мысли как «откровения», переданные ему Богом. Его речи записывали ученики на пальмовых листьях и камнях, заучивали наизусть. После смерти Мухаммеда эти записи были переработаны и составили священную книгу мусульман Коран (в переводе значит «чтение»). Текст Корана состоит из коротких фраз, которые похожи на заклинания. Их легко запомнить. Коран состоит из 114 глав, называемых суры. В Коране (как и в Ветхом Завете Библии) сказано, что Аллах сотворил мир за 6 дней. После всех живых существ Аллах на шестой день сотворил из глины первого человека - Адама и из его ребра - Еву. А седьмой день - у мусульман это пятница - стал днем отдыха. Коран учит, что Аллах - всемогущий и всеведущий, он предопределяет судьбу и поведение каждого человека: «Не постигнет нас ничто, кроме того, что начертал нам Аллах»; «Аллах видит то, что вы делаете». Коран требует полного подчинения его воле. Покорные воле Аллаха после смерти попадают в рай, а грешники - в ад, где горят в негасимом огне. В Коране говорится, что неравенство среди людей установлено Богом. Мусульманин не должен нарушать установленный Богом порядок: «Не засматривайся очами своими на те богатства, какими Мы наделяем некоторые семьи».Мораль и право. Считалось, что все законы и правила поведения мусульман изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новые законы, а лишь исполнять волю Аллаха, переданную Мухаммедом и записанную в Коране. На основе Корана юристы разработали правила поведения - шариат («правильный путь»). Судили мусульман знатоки Корана, духовные судьи - кади. Мусульманская мораль, как и христианская, предписывает верующему: не убивай, не кради, не лги, люби ближнего, уважай родителей. Мусульманин должен быть скромным и терпеливым, мужественно сносить жизненные трудности и невзгоды, платить долги. Коран запрещает ростовщичество, но поощряет занятие торговлей. Мусульманам запрещается пить вино, играть в азартные игры, так как то и другое мешает ежедневной молитве. Коран закрепил господство мужчины в семье и обычай многоженства, разрешая мусульманину иметь 4 жены (но не больше), если он может их содержать. Жена не приносит приданого. Напротив: родственники выдавали женщин, даже малолетних, замуж за плату - калым, фактически продавали их, отдавали под полную власть мужа. Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран, в частности Испании.

{слайд 7}

Арабский халифат и его распад. Завоевания арабов. После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы («заместители» Пророка). Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница. Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны были истощены длительной войной друг с другом и не оказали арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались завоевателям без боя, с условием, что жителям сохранят жизнь и имущество. Местные жители говорили: «Бог мести послал арабов, чтобы освободить нас от жестокости ромеев». В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции - Сирию, Палестину и Египет, завоевали огромное Иранское царство. В начале VIII века арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили себе племена берберов и вынудили их принять ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским. В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров. Королевство вестготов, ослабленное борьбой знати за престол, было за несколько лет почти полностью завоевано арабами. Только жители северной, горной части Испании и части Португалии не были покорены. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на королевство франков, но, как вы знаете, там арабы были отброшены на юг. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию. Так в течение VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.

Завоевания арабов в VII-VIII веках:



Западная Европа Византия Азия



{слайд 8}

Правление Аббасидов. В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники - эмиры - за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами. Сначала принявшие ислам освобождались от подушного налога, что подталкивало многих жителей завоеванных стран к переходу в новую веру. Затем эта льгота была отменена. Мусульмане составили большинство населения Сирии, Египта и значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Индонезии. Позже ислам утвердился в Средней Азии, у ряда народов Северного и Восточного Кавказа и Поволжья. Вскоре после прихода к власти Аббасидов халиф основал на месте небольшого селения на реке Тигр новую столицу - Багдад. Место для столицы было выбрано удачно: в плодородной, густо заселенной долине Междуречья пересекались торговые пути из Аравии, Сирии, Закавказья, Ирана. Государство арабов при Аббасидах называли Багдадский халифат.

{слайд 9}

Халиф Харун ар-Рашид. Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809). Современник Карла Великого, он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстает справедливым государем. Чтобы узнать нужды подданных, он, переодетый, ходит ночами по Багдаду в сопровождении везйра (советника) и телохранителя. На самом деле Харун ар-Рашид был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом. В столицу халиф наведывался, чтобы наказаниями добиться от жителей уплаты недоимок по налогам. Завидуя богатству и влиянию своего визира из знатного иранского рода, он приказал его казнить, а богатства, дворцы и имения забрал в казну. Харун пытался еще более расширить владения халифата. Он воевал с Византией и опустошил ее владения в Малой Азии, но серьезных успехов в этой войне не добился.

{слайд 10}

Распад халифата. Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой, ездить верхом только на мулах. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивало силы халифата.Чтобы успешно подавлять народные восстания, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок - жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов. Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями. В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифа осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. Правитель турок-сельджуков был коронован халифом и получил от него титул султана.



4.Закрепление изученного на уроке

1.Назовите основные занятия арабов.

2.Кто является основателем ислама?

3.Как называется священная для мусульман книга?

4.Назовите основные направления военных походов арабов.

5.Почему распался Арабский халифат?

5.Домашнее задание

1.§9

2.Развернутый ответ «Основные положения ислама»

3. Развернутый ответ « Завоевания арабов»

4. Развернутый ответ «Распад халифата»



6.Итоги урока.

1.Выставление оценок

2.Ученики задают вопросы








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!