МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок 9
«Ренессанс в Англии. Драматургия»
(Итоговый урок по культуре Возрождения).
11 класс
Учитель русского языка, литературы, МХК
Курбатова Г.Н.
2017 год
Тип урока: урок-панорама.
Цели урока:
Углубление и систематизация знаний по теме «Ренессанс».
Формирование у каждого учащегося умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через исследовательскую деятельность.
Оборудование: учебник, тетради, ноутбук, проектор, презентация.
Ход урока.
Организационный момент. Слово учителя.
Блиц-опрос.
Какие произведения искусства свидетельствуют о новой оценке человека в культуре Возрождения (приложение 1)?
Как проявились ренессансные черты в искусстве Италии при изображении человека (приложение 2)?
Как проявились ренессансные черты в искусстве Нидерландов и Германии при изображении человека (приложение 3)?
Как проявились ренессансные черты в искусстве Франции при изображении человека (приложение 4)?
Анализ комедии «Укрощение строптивой»; учебник (с.63-64).
Анализ: почему карнавал освобождал сознание от власти церковной догмы, помогал оценить античность, готовил плацдарм для гуманизма (приложение 5).
Рассказ учителя.
В Италии и Франции карнавальные празднества и шествия устраивались в дни масленичных гуляний, епифании – поклонения королей-волхвов Младенцу Иисусу, Благовещения, с которого начинался флорентийский Новый год, майских праздников, водных феерий, просто «по случаю». Лейтмотив аристократических праздников – наслаждаться милой, беззаботной жизнью и гнать от себя смутное предчувствие надвигающихся гроз – звучит в стихах Клемана Моро (учебник, с.52) и карнавальной песне Лоренцо Великолепного:
Помни, кто во цвете лет, -
Юн не будешь бесконечно.
Нравится – живи беспечно:
В день грядущий веры нет.
Пусть, лаская слух и взгляд,
Праздник длится бесконечно.
Нравится – живи беспечно:
В день грядущий веры нет.
Славься Вакха и Амура!
Прочь заботы, скорбь долой!
Пусть никто не смотрит хмуро,
Всяк пляши, играй и пой!
Будь что будет, - пред судьбой
Мы беспомощны извечно.
Нравится – живи беспечно:
В день грядущий веры нет.
(Перевод Е.Солоновича)
Во Франции карнавально-маскарадная стихия не ограничивалась лишь праздничными феериями с ориентацией на античность, которые устраивались в замке Фонтебло. Для сокрушительного развенчания христианских церковных догм широко использовалась традиция народной смеховой культуры с ее гротеском, телесностью, непристойностями типа побоев, ругательств, разбрасывания экскрементов. Эта традиция нашла масштабное и виртуозное воплощение в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Многие его эпизоды представляют собой травестию – перевертывание смысла католических догм, символов и обрядов – евхаристии, к примеру, или праздника тела Господня (приложение 6).
Карнавал, противопоставляющий дурашливое веселье и чрезмерную телесность церковному унынию и аскетизму, более всего отвечает духу городской культуры Нидерландов. Вспоминаем картину Питера Брейгеля Старшего «Битва Карнавала и Поста», где Жирному вторнику с бурным проявлением эмоций, обильными возлияниями и танцами под волынку противостоит лицемерно-благостная атмосфера Пепельной среды. (учебник, с.43).
Карнавальный пафос радикальных обновлений лежит в основе немецкой культуры и блестяще выражен в сатире немецкого гуманиста Себастьяна Бранта «Корабль дураков». Это произведение высвечивает еще одну грань Ренессанса в Германии, где в канун Реформации критика была возможна лишь под прикрытием шутовского колпака. Известно, что лучший способ осуждения – осмеяние, и шут может сказать то, что не дозволено никому. Считая, что беды человека проистекают не от козней дьявола, а от глупости и невежества, Брант собрал под дурацкий колпак все отрицательные типажи. Ради искоренения предрассудков он наставлял зерцало на всевозможные пороки – лень, невежество, разврат, пьянство. Словно в карнавальной процессии, проходят один за другим болтун, пьяница, грубиян, лицемерный монах, молодой дурак, женившийся на старухе из-за денег. (приложение 7).
Выводы о культуре Возрождения четко сформулированы в учебнике (с.65).
Итоги урока. Слово учителя.
Рефлексия.
Домашнее задание. Выучить урок 9. Вопросы 1-2. Написать творческую работу.
Приложение 1
Произведения искусства, свидетельствующие о новой оценке человека в культуре Возрождения
Приют невинных, построенный Брунеллески, можно считать своего рода символом эпохи гуманизма. Трудно вообразить дело, наполненное более глубоким гуманистическим содержанием, чем забота о детях. Впервые в европейской истории функцию воспитания подкидышей и младенцев, оставшихся без родительской опеки. Взяла на себя не церковь, а государство в лице Воспитательного дома. Просторное светлое здание с внутренним двором-садом и удобными переходами объединяло ясли для грудничков, школу для подростков, мастерские, где воспитанники учились ремеслу, лазарет с аптекой и домовую церковь.
При создании образа Моисея (рабочая тетрадь, задание 6, илл.2, с.7) Микеланджело избрал момент, когда пророк, сидя на троне, как и подобает законодателю, вождю и предводителю еврейского народа, вдруг видят пляски соплеменников вокруг золотого тельца. Гневный поворот головы, порывисто выдвинутая нога, подчеркнутая мускулатура рук, пальцы, вцепившиеся в бороду, передают крайнее напряжение воли грозного владыки, последний момент перед взрывом негодования. Судорожное движение, сконцентрированное по линии резко отведенного правого плеча и отставленной левой ноги, рождает ощущение, что изваяние оживает. Это апофеоз воли сродни божественной, которая не ведает никаких преград, управляет людьми и повергает в прах врагов.
Образы четырех апостолов в одноименном диптихе Дюрера зримо свидетельствуют о том уникальном значении, которое имела их деятельность в христианской истории. Неслучайно даже такой ярый приверженец греческой классики, как Гёте, которого именовали «олимпийцем», признавал. Что едва ли человеческий дух когда-либо поднимется выше той духовности, которая сияет и светит в ассиметричных, некрасивых, но исполненных сосредоточенной мысли, волевой энергии лицах и величавой стати апостолов. Монументальность и просветленное спокойствие этих воистину титанических образов делают диптих Дюрера одним из самых знаковых произведений немецкого Возрождения.
Приложение 2
Главные черты образа человека в ренессансном искусстве Италии
В качестве главного принципа итальянского Возрождения учащиеся могут назвать идеальную гармонию.
Идеальные пропорции тела «Витрувианскго человека»: статуя Давида Донателло (учебник). Угловые фрески потолка станцы дела Сеньятура Рафаэля Санти (СД), фреска «Сотворение Адама» Микеланджело Буонаротти (рабочая тетрадь).
Прекрасное обнаженное тело человека: статуя Давида Донателло (учебник), фреска Мазаччо «Изгнание из рая» (СД). Аллегорические статуи времен суток Микеланджело Буонаротти (учебник, СД), картины Тициана «Любовь земная и Любовь небесная» (учебник). «Сельский концерт», «Три возраста, «Вакх и Ариадна», «Св. Себастьян» (СД).
Эстетика итальянского Возрождения опиралась на принципы красоты, сформулированные выдающимся философом и богословом Фомой Аквинским. Согласно его теории Божественная Премудрость распространялась не только на духовный, но и на весь материальный мир, вершиной которого является человек. Мастера стали искать божественную красоту не на небе, а на земле, отождествляя ее с красотой античных форм и идеализируя природу и человека, который сделался главной темой искусства. Художников и скульпторов привлекали изысканные образы, более чувственные, нежели путто, и более изящные, чем отрок. Подобное изящество и совершенство присущи статуе юного Давида работы Донателло. Скульптура наделена нежным очарованием, которому шдяпа с венком, блуждающая улыбка и легкая небрежность позы добавляют нотку капризного кокетства.
Идеальные черты и идеальные драпировки апостолов с фресок Мазаччо (учебник, СД), Мадонн и Джоконды Леонардо да Винчи (учебник, СД), Мадонн Рафаэля, поэтов и муз, античных философов и религиозных деятелей, аллегорических фигур и его фресок в станце дела Сеньятура в Ватикане (учебник, СД).
Приложение 3
Главные черты образа человека в ренессансном искусстве Нидерландов и Германии
В качестве главного принципа Ренессанса в Нидерландах и Германии учащиеся могут назвать передачу типического через характерное, подчас шокирующее.
Максимально правдивое натуралистическое изображение человека: картины Питера Брейгеля Старшего «Битва Карнавала и Поста» (учебник), «Крестьянка» (СД), диптих Альбрехта Дюрера «четыре апостола» (учебник) и его картина «Св.Анна, Дева Мария и Младенец» (СД).
Даже Дюрер, самый «итальянский» художник Германии, много занимавшийся пластической анатомией, всегда деформировал фигуры, передавая прежде всего характерное.
Копирование мельчайших деталей: живописная серия «Месяцы» Питера Брейгеля Старшего (СД), картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов» (СД).
Отсутствие идеальных пропорций и симметрии в облике и костюме человека: картина Питера Брейгеля Старшего (СД), картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов» (СД).
Отсутствие идеальных пропорций и симметрии в облике и костюме человека: картина Питера Брейгеля Старшего «Крестьянский танец», картина Альбрехта Дюрера «Снятие с креста» (СД), серия гравюр «Апокалипсис» (учебник, рабочая тетрадь) и гравюра «Три крестьянина» (учебник).
Приложение 4
Главные черты образа человека в ренессансном искусстве Франции
В качестве главной особенности французского возрождения учащиеся могут назвать соединение готических французских и ренессансных художественных принципов, получивших завершение в искусстве школы Фонтебло.
Сочетание итальянского маньеризма и национальной готики: фрески Россо Фьорентино в галерее Франциско 1 (СД). «Даная» (учебник).
Ориентация на мифологию и культ природы: фонтан Нимф Жана Гужона (учебник), фонтан Дианы в парке Фонтебло, фреска «Смерть Адониса» Россо Фьорентино в галерее Франциско 1 (СД), гравюра «Водный праздник в Фонтебло», картина школы Фонтебло «Диана-охотница» (рабочая тетрадь).
Приложение 5
Роль карнавала в формировании идеологии ренессанса
Идеология Ренессанса в своем противостоянии официальной культуре Средневековья опиралась на карнавальные формы народной смеховой культуры. Религиозная мораль претендовала на абсолютную, вневременную значимость, видя в своих антагонистах врагов вечной истины и грозя им вечной гибелью. Все представители старой морали и старой власти хмуры и серьезны, не хотят и не умеют смеяться. Однако, по словам К.Маркса, «они лишь комедианты миропорядка, действительные герои которого уже умерли». Карнавал с его гротескно-пиршественными образами, побоями. Руганью, обливанием мочой, разбрасыванием кала и прочими непристойностями в адрес феодальных королей, магистров теологии, монахов, судей иносказательно выражал расправу со старым миром для рождения нового. Так, брань и побои обозначали отсечение пуповины молодого, нарождающегося тела от старого, отмирающего.
Приложение 6
Травестия в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Интересный анализ различных видов травести в романе Рабле дал замечательный советский философ М.М.Бахтин в книге «Творчество Ф.Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса».
Травестия обряда евхаристии содержится в эпизоде войны с феодальным королем Пикрохлом, соседом Гаргантюа. Война разворачивается во время праздника сбора винограда, игравшего в жизни Франции настолько важную роль, что в эти дни закрывались учреждения, не работали суды – все были заняты на виноградниках.
Поводом к войне послужило столкновение между крестьянами из Сельи, стерегущими созревший виноград, и пекарями из Лрне, везущими лепешки для продажи. Крестьяне хотели позавтракать лепешками с виноградом (образ хлеба и вина), которые обладают свойством вызывать понос (снижающая травестия). Пекари отказались продать лепешки и оскорбили крестьян. Из-за этого между ними разгорелась драка.
«В ту пору, а именно в начале осени, когда на родине Гаргантюа идет сбор винограда, местные пастухи сторожили виноградники и смотрели, чтобы скворцы не клевали ягод.
В это самое время по большой дороге не то на десяти, не то на двенадцати подводах лернейские пекари везли в город лепешки.
Помянутые пастухи вежливо попросили пекарей продать им ро рыночной цене лепешек. В ведь надобно вам знать, что для людей, страдающих запором, виноград со свежими лепешками – это воистину пища богов … от этого кушанья их так несет, что иной раз не успевают донести до отхожего места, - вот почему их зовут недоносками.
Просьбу пастухов пекари не соизволили удовлетворить, - более того, они начали изрыгать на них самую заразную брань: обозвали их беззубыми поганцами, рыжими-красными – людьми опасными, ерниками, прощелыгами, пролазами, лежебоками, сластенами, пентюхами, бахвалами, негодяями, дубинами, выжигами, побирушками, задирами, франтами – коровьи ножки, шутами гороховыми, байбаками, ублюдками, балбесами, оболдуями, обормотами, спесивцами, голодранцами, присовокупив к этому и другие оскорбительные названия и прибавив, что они, мол, хороши с отрубями да с мякиной, а такие вкусные лепешки не про них писаны».
Начинается перебранка, переходящая в побоище в монастырском винограднике. Разбитые носы и головы – травестия причастия (превращение вина в кровь). Этот эпизод напрямую связан с с карнавальной перепалкой «Доброго времени», которое соотносится с праздником сбора винограда, и его жены – «Безумной матери». Победа «Доброго времени» над «Безумной матерью» означает победу мирного труда и изобилия над войной и уничтожением.
Эпизод, в котором усматривается травестия праздника тела Господня, повествует об изощренной мести дружка и любимца Пантагрюэля Панурга знатной парижкой даме, отвергавшей его неудачные домогательства. Во время праздничной религиозной процессии за дамой следовали 600014 собак и мочились на нее, так как Панург подсыпал в подол ее платья размельченные половые органы суки.
Однако подобное кощунство удачно вписывается в традицию праздника. Во Франции и в Испании в праздничную процессию было принято включать гротескно-карнавальные образы тела: великанов, мавров, негров, чудищ, состоявших из элементов человеческих и звериных тел, с восседавшими на них блудницами. А уж следом шествовало духовенство с гостией (причастием).