История Казахстана 5 класс
Тема: Материальная культура казахского народа
Цель: сформировать знания о материальной культуре казахского народа
задачи:
1.Рассмотреть понятие «материальная культура». Выяснить, как происходило развитие материальной культуры казахского народа. Изучить особенности национальной одежды, познакомить учащихся с достижениями казахского народа в развитии ремёсел.
2.Развивать навыки анализа учебного материала, умения самостоятельно изучать отдельные вопросы темы, выполнять исследовательскую деятельность.
3.Воспитывать уважение к казахской национальной культуре, богатой традициями
Результаты обучения: научится определять, что относится к материальной культуре, определять особенности культуры казахского народа, в национальной одежде, предметах быта, блюдах национальной кухни.
Основные понятия: материальная культура, духовная культура, юрта, национальные блюда, предметы быта, одежда казахского народа.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: групповая, дифференцированная, самостоятельная
Оборудование: презентация, учебник, рабочие тетради, стикеры, смайлики, плакаты формата А3.
Ход урока
1.Организационный. Психологический настрой на урок.
Приветственное слово учителя
- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
2.Деление на группы.
На столе учителя лежат стикеры разных цветов и форм. Каждому ученику предлагается выбрать стикер любой формы и цвета. Таким образом, класс делится 4 группы. Ребята рассаживаются согласно, выбранным стикерам.
3. Актуализация знаний. Мозговая атака. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.
Что такое культура?
Что можно отнести к материальной культуре?
Что мы называем духовной культурой?
Обмен информацией. Составление кластера.
Культура - это
материальная - это духовная-это
Ответы групп.
Какие цели и задачи мы поставим пред собой на урок?
1.изучить особенности материальной культуры казахского народа: в предметах быта, жилище, пище.
Итак, ребята сегодня на уроке мы поговорим о материальной культуре казахского народа. Культура – это достижения в материальной и духовной жизни людей.
Духовная культура – достижения в искусстве, музыке и литературы, многообразие традиций.
Материальная культура – достижения в производстве, развитии хозяйства, а так же успехи в развитии архитектуры.
Материальная и духовная культуры взаимно влияют друг на друга. Казахский народ обладает богатейшей культурой.
Как вы думаете, что особенного в культуре казахского народа? И почему?
С чем это связано?
Что будет основным жилищем казахского народа? Почему?
Просмотр презентации.
4.Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы попытаемся использовать средства и методы пиара.
Вам знакомо это слово? Что означает это слово?
Слово пиар в переводе с английского означает "рассказ для публики". Вот и мы сегодня будем говорить о материальной культуре казахского народа с точки зрения пиара, т.е. расскажите о культуре казахского народа с точки зрения общественного мнения современников.
Предлагается работа в группах, выполнить следующее задание
1 группа: Предметы быта. Описать предметы быта казахского народа. Выписать новые термины и дать им определение. Представить в виде новостей.
2 группа: Юрта - основное жилище кочевников. Необходимо описать убранство, жилища казахов. Выписать и дать определение новым терминам. Нарисуйте юрту и подпишите ее части. Представить в виде рекламы.
3 группа: Национальная одежда. Задача описать и показать национальную одежду казахов. Выписать новые термины. Нарисуйте одежду. Представить в виде постера.
4 группа: Блюда национальной кухни. Выписать и дать определение новым терминам. Представить в виде рекомендаций.
Учащиеся работают с учебником. Можно предложить и дополнительный материал. Работа в группах 10-15 минут.
На изложение материала 5-7 минут. Заслушиваем итоги работы групп.
Просмотр видеофильма о материальной культуре казахского народа. Юрта.
5.Закрепление.
Составьте синквейн на тему: "Материальная культура казахского народа" со словом культура.
6.Рефлексия.
- С какими затруднениями столкнулись на уроке? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
(Выставление оценок.)
- С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде смайлика).
- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения
Мне удалось …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я хочу поблагодарить … за …
Я могу похвалить себя за …
- Спасибо всем за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
7.Домашнее задание: §18, написать эссе на тему "Любимые национальные блюда моей семьи".
Литература:
1.Зарифова М.А. Тарасенко Е.М. Критическое мышление на уроках истории,- методическое пособие в помощь учителю истории", ӘлНаир",2013
ФАО НЦПК "Өрлеу" ИПК ПР по г. Астана
Самостоятельная работа на тему:
"Разработка урока по истории Казахстана в 5 классе с использованием теории развития критического мышления"
Урок разработала:
учитель истории школы-лицея №1 Самылтарова С.А.
Астана -2016 г.