План-конспект урока музыки в 3а классе по теме:
«Музыкальное состязание – концерт» 16.03.2022г.
Учитель: Анучина Людмила Викторовна
III триместр
Место урока в теме: 1 урок в разделе «В концертном зале»
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний
Цель: знакомство с жанром «инструментальный концерт»
План урока:
Организационный момент (2 минуты)
Постановка цели и задач урока (3 минуты)
Основная часть (10 минут)
Физминутка (1 минута)
Закрепление знаний (10 минут)
Вокально-хоровая работа (10 минут)
Заключение (2 минуты)
Рефлексия
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Проверим готовность к уроку. А сейчас повернитесь и улыбнитесь друг другу. Замечательно. Ну и конечно улыбнитесь мне. Прекрасно. Можно начинать.
Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела учебника, который называется «В концертном зале»
Постановка цели и задач урока
Ребята, как вы понимаете слово «состязание»? Каким словом можно заменить слово «состязание»? (соревнование).
Кто с кем может соревноваться? (ответы детей)
Существуют ли музыкальные состязания? (ответы детей)
А могут ли соревноваться между собой инструменты, а не исполнители? (ответы детей) При ответе «да» --вопрос: А есть ли победитель в этом соревновании? (ответы детей)
В чем же мы должны разобраться? (ответы детей)
А теперь придумайте, сформулируйте тему нашего урока. (ответы детей)
Итак, тема урока «Музыкальное состязание» (дети записывают тему в тетрадь)
Основная часть
Слушание фрагмента Концерта №1 (1 часть) П. Чайковского
С помощью словаря характеристики музыки, который есть у вас в папках, попробуйте передать ваши впечатления об услышанном.
Какие инструменты звучали? (ответы детей)
Мы можем сказать, что фортепиано и оркестр спорили, соревновались в своих высказываниях? (ответы детей)
Мы можем сказать, что между инструментами тоже существует состязание? (ответы детей)
Как мы можем назвать такой жанр в музыке? На латинском языке это слово звучит как «концерто». На какое русское слово оно похоже? Правильно, концерт.
Первые концерты появились в Италии в 18 веке. Композиторы, русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов (скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже для голоса) и симфонического оркестра. Классический концерт обязательно состоит из 3 частей. Один из самых известных инструментальных концертов – это Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Именно это произведение звучит каждый год на Международном конкурсе исполнителей в Москве.
Откройте учебник на стр. 94. Какое слово выделено жирным шрифтом (концерт)
Прочитайте 1 абзац на странице 94 и попробуйте сформулировать определение слова «концерт» (выбрать главное из текста). Определение должно уместиться в одно предложение.
Физминутка
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
Ну что ж, продолжим.
Великий русский композитор П. И. Чайковский очень любил свою Родину. Он говорил: «Я ещё не встречал человека, более меня влюбленного в матушку – Русь!» Ему нравилась народная музыка, и он часто использовал её в своих произведениях.
В третьей части - финале Концерта №1 Чайковский использовал мелодию украинской народной песни «Веснянка». Как вы думаете, о чем эта песня? (ответы детей – этой песней зазывали весну).
Давайте исполним фрагмент этой песни (текст в тетради)
Песня «Веснянка» в Концерте Чайковского приобрела вторую жизнь. Послушайте фрагмент 3 части концерта и ответьте на вопрос: изменился ли характер песни в исполнении симфонического оркестра? Как звучит мелодия в партии фортепиано и в партии симфонического оркестра?
Фрагменты каких частей Концерта мы с вами прослушали? (1 и 3). Так значит сколько частей в концерте? Какую информацию мы с вами можем добавить в жанре «концерт»? (ответы – в нем три части)
Давайте дополним определение «концерт»
Концерт – это музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра, состоящее из трёх частей.
Закрепление материала:
Работа по карточкам в парах
Задание 1
Выберите и подчеркните нужные слова, характеризующие концерт:
фортепианотридвухчастнаячастидвеоркестрформасимфоническийквартетсолирующийансамбльинструмент
Задание 2
Вставить пропущенные слова в текст
Концерт – это музыкальное произведение для______________________ инструмента и оркестра.
Исполняя концерт, солист как бы соревнуется с ______________________. И в то же время он согласует с ним свою _________________ для того, чтобы передать________________________ содержание музыкального сочинения, замысел __________________________.
Слова для вставки: игру, слушателям, солирующего, композитора, оркестром.
Вокально-хоровая работа:
Упражнение на дыхание, артикуляцию
Исполнение песни «Мурлыка» солисты: Сидоровы Маша и Ваня и Терехова Даша
Рефлексия:
У детей на партах карточки с буквами А Б В
Читают текст и выбирают правильный ответ. Поднимают карточки с правильным ответом.