СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки "у каждого свой музыкальный инструмент"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "у каждого свой музыкальный инструмент"»

ФИО студента Бронникова Алина Алексеевна

Технологическая карта урока



Предмет: Музыка

Класс: 1

Дата: 01.03.2024

УМК: Школа России «Критская. Е. Д»

Цель: формирование представления о тембре, как средстве музыкальной выразительности;

Задачи урока:

  1. Обучающая: сопоставлять тембровую окраску разных музыкальных инструментов.

  2. Развивающая: развивать тембровый слух, музыкальную память, внимание.

  3. Воспитывающая: воспитывать музыкальной культуры, интереса к творчеству.


Планируемые результаты:

Личностные: формирование положительного отношения к учению.


Метапредметные:

Регулятивные: применять установленные правила.

Познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: словесный, метод слухового анализа, метод перспективы, метод ретроспекции, метод образного мышления, метод контрастного сопоставления Формы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование и ПО: музыкальные колонки, проектор, шумовые музыкальные инструменты, презентация, ложки, рубель, колокольчик, баян, балалайка, домра, шумовые инструменты.

Музыкальный материал: видеопартетура.

План урока:

  1. Орг. момент (2 мин)

  2. Актуализация опорных знаний (7 мин)

  3. Постановка темы и цели урока (3 мин)

  4. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях (18)

  5. Физкультминутка (2 мин)

  6. Закрепление знаний, формирование умений (6 мин)

  7. Итог урока (2 мин)

Этап урока, цель

Методы, приёмы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке

Метод: Словесный.

Приём: Эмоциональное

вхождение в урок.


Ф


- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Алина Алексеевна, я проведу у вас урок музыки.

- Чтобы нам сегодня всё удалось, какими мы должны быть?

- Пусть нашим девизом и станут эти слова: Будь внимателен и трудолюбив!


Постановка темы и цели урока

Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять план по решению поставленной цели урока.

Метод: Словесный;

Практический.


Ф, И


- А вот о чем мы будем на уроке говорить, вы определите сами.

-Откройте тетради и запишите число, в классе.

-(Слайд) Тема нашего сегодняшнего урока «У каждого свой музыкальный инструмент».

-Запишите в тетради тему нашего урока.



Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Метод: Словесный; Наглядный.

Приём: Просмотр

Иллюстраций;

Прослушивание

Музыки; Беседа.




-(Слайд) Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён на этой иллюстрации?

-Как вы догадались, что это пастухи?

- В старину пастушки носили с собой музыкальные инструменты.

- Посмотрите ребята, как они одеты? Как вы думаете, пастухи были богатыми или бедными людьми?

- Правильно, они не могли себе позволить купить дорогие музыкальные инструменты, поэтому изготавливали их сами из дерева.

- А для чего им были нужны музыкальные инструменты?

 

 

 

 

- Хотите узнать, как звучали музыкальные инструменты пастушков?

- Тогда, приготовьтесь отгадывать музыкальные загадки. На экране представлено несколько музыкальных инструментов. Послушайте и отгадайте, какой из этих инструментов сейчас будет звучать. (Звучит фрагмент русского народного наигрыша на свирели «Полянка»)

- Это звучание похоже на игру на гитаре, скрипке и барабане?

 

- Тогда какой из инструментов сейчас звучал?

- Правильно. Дудочка – это русский народный инструмент.

- Можно сказать дудочка, но у этого инструмента есть музыкальное название: свирель.

- Вот на таких свирелях и играли пастухи.

- Как вы думаете, где звучит эта музыка: в концертном зале или на празднике, на природе?

-  Правильно. 

- Он играет только для себя или веселит кого-то?

- А что ещё обычно делает пастушок?

- Правильно. Коровы или козочки слышат дудочку и идут за пастушком. Долго ходит по полям и лугам пастушок, а с дудочкой-свирелькой ему веселей. И если волк или какой другой дикий зверь захочет напасть на стадо, то, заслышав звуки свирельки, побоится.

Свирель обычно делали из мягких пород дерева или камыша.

(Слайд) Срезал пастушок пустотелый тростник, либо брал кусок дерева, очищал серединку, делал прорези, отверстия, - и свирелька готова. (Слайд) По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. Поэтому часто пастушка называют Лелем.

- Да, все любят пастушка, а девушки водят вокруг него хороводы, поют про него песни.

- Давайте узнаем, какие еще инструменты похожи на дудочку.

-(Слайд) Давайте послушаем и угадаем, какой сейчас инструмент будет звучать. (Звучит трио рожечников)

- Какой инструмент сейчас звучал? На что он похож?

 

- По звучанию отличался инструмент от свирели?

- Какой голос был у свирели?

 - А чем отличается голос этого инструмента от свирели?

- Правильно, и этот инструмент называется рожок. (Слайд) Рожок – это русский народный инструмент. Почему он так называется?

-Потому, что формой он напоминает рог животного.

- Скажите, один пастушок играет на рожке или он с кем-то переговаривается?

- Да, часто пастушки «переговаривались» разными сигналами, находясь друг от друга на большом расстоянии.

- Музыку исполняли три музыканта-рожечника. А кто знает, как называется ансамбль из трёх исполнителей?

-Давайте запишем это слово в тетради. (Записывает слово на доске)

- Молодцы. Давайте, немножко отдохнем.


-На картинке изображён пастух.


-вокруг него изображены животные.



-Они были бедными людьми.







- Они играли на них. Каждое стадо знало звуки инструмента своего пастуха и в случае, если кто-то из животных потеряется, пастух заиграет на своём инструменте и животное обязательно придёт на его зов.

 

 

 

 

Слушают музыкальный фрагмент, анализируют.

 

 

 

 

 -Нет.

 


- Дудочка.

 

 

 

 Слушание.

 




- На природе.

 


- Веселит, хочется плясать под его дудочку.

- Пасёт коров, коз, овечек.

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Слушание.

 

 

 

Слушают трио рожечников.

 


- Тоже похоже на дудочку, но звучит по-другому.


- Да.

 

- Звонкий, высокий, тоненький.

- Ниже, грубее.

 

 

 

 

 

 

 

- Да, он разговаривает с кем-то.

 

 

 

 

 - Трио.

 


Работа в тетрадях.


Физкультминутка

Цель: снять физическое напряжение




Музыкальная физкультминутка.


Первичная проверка понимания

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

Метод: Словесный;

Наглядный.

Приём: Слушание песни; Беседа.



- Все любят играть на музыкальных инструментах и у каждого народа свои инструменты. Сегодня я хочу, чтобы вы познакомились с эстонской народной песней, которая называется «У каждого свой музыкальный инструмент». Слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос, о каких музыкальных инструментах пойдет речь в этой песне?

(Слушают песню «У каждого свой музыкальный инструмент»)

- Так о каких же музыкальных инструментах идет речь в этой песне? А еще, какое называние инструмента вы услышали?

- (Слайд) Это тоже народный инструмент, но только скандинавский. У нас на Руси, таким инструментом не пользовались, но он тоже очень интересный и своеобразный.

- Мы уже познакомились с дудочкой и рожком. Что общего у этих инструментов? А еще?

- Дудочка и рожок – это духовые инструменты. Такие инструменты, в которых дуют, называют духовыми инструментами.

- А сейчас мы с вами поиграем на воображаемых инструментах, а именно на дудочке и рожке под песню «У каждого свой музыкальный инструмент». У каждого из вас будет свой музыкальный инструмент.

- Как мы будем играть на дудочке и рожке. Кто как думает? (Слайд)

- Молодцы, вот как хорошо вы умеете играть на воображаемых инструментах.

- Вот так незатейливо, просто выглядят народные инструменты, а звучат красиво, нежно, напевно, не смотря на то, что изготавливал их народ из того, что их окружало в природе.













-О дудочке и рожке.

 - Волынка.






- Дудочка и рожок – это русские народные инструменты

 

 

 

 

 

 Играют на воображаемых инструментах.

 

 

 


Предлагают свои варианты.


Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели.

Метод: Словесный.

Практический.

Приём:

Отгадывание загадок.



-Ребята, сейчас я проверю, как вы знаете другие народные музыкальные инструменты, для этого отгадаем загадки

1.Если я пуста, бываю, про тебя я забываю, но когда несу еду - мимо рта не пронесу

3. Треугольной формы корпус, три струны и звонкий голос, ну, попробуй, угадай-ка, это наша…

4.Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем весельчак, а не буян голосистый мой…

5.Приложил к губам я трубку,  полилась из лесу трель, инструмент ты очень хрупкий, называется…

6.Деревянные подружки.
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.

7. Очень весело поет, Если дуете в нее.
Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду. Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда. Не палочка, не трубочка, А что же это?..

Отгадывают загадки.



- Ложки.


- Балалайка.



- Баян.



- Свирель.



- Барабан.




- Дудочка.

Итог урока

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности

Метод: словесный;

Прием: беседа.

Ф, И


- С какими инструментами вы сегодня познакомились на уроке?

- Почему они называются народными?

- Кто обычно играет на этих инструментах?

- Что вам понравилось на уроке?

Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать!


Волынка, дудочка, рожок, балалайка, баян.

 - Потому что их создал народ. 

- Пастухи.

 

Отвечают.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!