СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки по теме :"Молодежная музыкальная культура."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки по теме :"Молодежная музыкальная культура."»

Дата урока : 7 класс

Тема урока :Молодежная музыкальная культура.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Планируемые результаты :

Предметные:  Развитие музыкальных способностей; учить проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений. умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности.


Личностные: Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять. ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;



Оборудование урока: медиа - проектор, дидактический материал “Молодёжная музыкальная культура”, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP.; компьютерные музыкальные программы “Хип-Хоп”, “Sibelius 3”; инвентарь для практической работы, современная энциклопедия Аванта + “Музыка наших дней”, Краткий музыкальный словарь, музыкальная композиция для релаксации).

ХОД УРОКА

Время

Раздел урока

Задача

Деятельность учителя

Деятельность учеников

5 мин.

1 этап.

Организационный момент





Актуализация









Мотивация

Настроить обучающихся на работу, снять напряжение

Приветствие, настрой.

(Звучит музыкальная композиция для релаксации)

Вводное слово:

- Во все времена говорить о музыке было очень трудно. С научной точки зрения она всегда считалась одним из самых сложных видов искусства. Музыковедческая литература обращается к читателю на изощрённом языке терминов, доступных только специалисту, а большинство музыкантов избегают разговоров о своём искусстве, так как считают, что его сокровенное содержание не поддаётся объяснению. И в то же время музыка – вид творчества, с которым постоянно соприкасается каждый из нас, независимо от образа жизни, общественного статуса и уровня интеллекта.

- Как же быть нам, простым людям? Как же не затеряться в этом таинственном мире звуков, а напротив – выбрать верную дорогу, которая приведёт нас к правильному ориентированию в мире человеческих чувств, настроений и ощущений

Приветствие, готовность к уроку

7 мин.

2 этап. Создание ситуации



















Освоение нового материала

Вывести учащихся на тему и цель урока и обозначить их в словесной формулировке

- У меня в руках словарь музыкальных терминов. Сейчас я прочту из него несколько слов, относящихся к музыке. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы их слышите? Что объединяет эти слова?

(Приложение 1)

Глэйм, Рейв, Сонорика, Алеаторика.

- Попробуйте определить тему нашего урока?

- Для того, чтобы разобраться в значении этих слов, я попрошу помочь мне группу ребят, которые подготовили материал к сегодняшнему уроку.

( Сообщение о музыкальной культуре- стили, жанры, направления)

- Итак, ребята, прослушав сообщение, сможете ли вы сформулировать тему нашего урока. Какие цели мы можем поставить перед собой, чтобы лучше усвоить эту тему?

Тема урока- Молодежная музыкальная культура



- А вы, какое место занимаете в мире современной музыки: слушатель, исполнитель или композитор?

Дети высказывают своё мнение.

- Не зная значения этих слов трудно выполнить это задание.



Обучающиеся самостоятельно определяют тему и цели урока.



Ответы уч-ся.

Учащиеся размышляют над возникшей проблемой

15 мин.

3 этап. Работа в микрогруппах



Уметь пользоваться новыми компьютерными технологиями. Развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества

- Сегодня на уроке я предлагаю вам увидеть себя в новом качестве. Для этого мы организуем с вами некую “Музыкальную студию”, где каждый попробует себя в роли слушателя и исполнителя.


- Задача каждой группы: выбрать музыкальное произведение .(приложение 2).

и провести :

Анализ и интерпретация музыкального произведения

(приложение 3) которые вы выбрали

(Учитель во время выполнения творческих заданий помогает каждой группе соорентироваться в правильности выполнения задания)

Группы выполняют задания по карточкам (приложение 2

(приложение 3)

10 мин.

4 этап. Защита выбранных направлений

Закрепление

Обучать умению выражать свою точку зрения и отстаивать её

(Учитель ненавязчиво корректирует защиту, следит за соблюдением делового стиля общения)

Каждая творческая группа защищает выбранные направления


Группа aналитиков анализирует и оценивает данную защиту

5 мин.

5 этап. Свободное обсуждение


Контроль

Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы.

- Ответьте на такой вопрос: может ли молодой человек проявить себя в композиторской деятельности при создании молодёжной музыки, не имея при этом музыкального образования?

- Чему может научить молодёжная музыкальная культура?

- Что она даёт молодому человеку?

- А так как тема четверти звучит “Лёгкая” и “серьёзная” музыка”, скажите – к какой музыке можно отнести созданные вами произведения?

Обучающиеся участвуют в общем обсуждении

3 мин.

6 этап.

Подведение итогов

Рефлексия.

Оценивание.


Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию

- Из предложенных высказываний выберите, пожалуйста, то, которое в большей степени отражает тему нашего сегодняшнего урока: “…Когда вы пишите свое произведение, вы выстраиваете целый мир…

Нет никакого музыкального материала, который бы не заслуживал своего воплощения… Сама по себе жизнь, все, что нас окружает настолько пестро…, что мы будем более честны, если попытаемся все это отразить… Пусть слушатель сам решает, что он понимает, а что нет”. Альфред Шнитке

“Современная музыка даёт человеку то, чего он не ждёт, и отказывает в том, чего он жаждет. Она открывает человеку жизнь как тайну, заставляя при этом мучительно искать ключ к её разгадке”.   Мудрая мысль

А теперь заполните свои оценочные листы и передайте их мне

(приложение 3).

Всем спасибо, до свидания!

Учащиеся совещаются и выбирают более подходящее высказы

Приложение:1





Понятия сонорики и алеаторики :Сонорика 

  • зарождение: вторая половина 19 в. — первая половина 20 в.

  • новая роль колорита

  • колорит — нечто самоценное 

  • сонорика — метод композиции, где звуковые комплексы не расчленимы на элементы 

  • два материала сонорики: 1. традиционные тембры и определенная звуковысотность; 2. нетрадиционные тембры и неопределенная звуковысотность 

  • простейший вид сонора — кластер 

  • гоморитмичный кластер образует микрополифонию (Лигети)

  • микрополифонические соноры «на глаз» содержат множество мелодических линий, «на слух» —  это неделимая звучность 

  • фактуры сонорных звучностей: 1. точка — отдельно взятый краткий звук; 2. россыпь — сумма рассеянных во времени и регистровом пространстве точек; 3. пятно — гоморитмичное многозвучное образование (например, кластер); 4. линия — долго тянущийся звук, неподвижный или подвижный по высоте; 5. полоса — долго тянущийся многозвучный комплекс; 6. поток — многозвучная масса, возникающая от сплетения многих подвижных голосов 

  • процесс развития: постепенное изменение качество исходной звучности путем преобразования ее плотности.


Алеаторика от лат. — игральная кость, жребий, случайность 

  • возникла: 50–60-е гг. в творчестве Лютославского, Пендерецкого, Лигети и др.

  • алеаторика — метод композиции, в основе которого лежит импровизация

  • отношения стабильного и мобильного (по Денисову): 1. форма стабильна — структуры мобильны; 2. структуры стабильны — форма мобильная; 3. структуры мобильны — форма мобильная



Приложение 2

Стили и направления современной музыки

Оглавление:

1.Классическая музыка

2.Поп-музыка

3.Хип-хоп

4.Электронная музыка

5.Джаз и блюз

6.Рок-музыка

7.Смешанные стили музыки

Приложение 3



Анализ и интерпретация музыкального произведения

Кто автор, название произведения, век, страна?

Жанр

Вокальный: песня, романс, кантилена, баллада, камерное исполнение, месса, литургия, а’капелла.

Вокально- инструментальный: оратория, кантата, хоры, смешанные хоры.

Инструментальный: камерная музыка, сюита, увертюра, соната, концерт, квартет, симфония, симфоническая сюита.

Опера, балет, оперетта, мюзикл, рок- опера, рок- балет.

Характер

Песенный, танцевальный, маршевый


Настроение

(Слова для характеристики и настроения музыкального произведения)

Лад

Мажор, минор

Мелодия


Задушевная, протяжная, бурная, волевая, проникновенная, огненная, смелая, решительная, грациозная, зажигательная, лукавая, певучая, легкая, загадочная, воинственная, романтическая, плавная, стремительная.

Кто исполняет?

Солист (бас, тенор, баритон, альт, сопрано), дуэт, трио, квартет, хор, симфонический оркестр, музыкальный инструмент.

Ритм


Равномерный, четкий, выразительный, чеканный, легкий, вялый, уверенный, сдержанный, пружинистый, маршевый, капризный, танцевальный, настойчивый, порывистый

Динамика

Очень тихо, тихо, слабо, затихающее, невыразительно, несмело, громко, умеренно громко, очень громко, звонко, нарастающее, контрастно

Тембр

Яркий, прозрачный, мягкий, насыщенный, светлый, глухой, звонкий, напряженный, сочный, холодный, осветленный, фантастический, хмурый, твердый, теплый, тусклый, приятный, космический

Темп

Быстрый, медленный, умеренный, спокойный, легкий, атакующий, стремительный, игривый, протяжный, четкий, маршевый, танцевальный, спокойный, ускоренный, очень медленный.

Аккомпанемент

Симфонический оркестр, джазовый оркестр, камерный оркестр, оркестр народных инструментов, музыкальный инструмент:(фортепиано, труба, скрипка).

Форма

А. АВ. АВА, куплетная, вариационная, рондо,

Крупная форма: соната, симфония, концерт, оратория, опера, балет.

Приложение 4

Самооценка работы на уроке

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке: ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а)  __________________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась)  ____________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _______________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало ___________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше  ___________________________________

6. Осталось непонятным  _______________________________________________________








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!