Урок музыки в 8 классе по теме : «Духовная музыка».
Цель: сформировать у учащихся эмоционального отношения к миру духовности.
Задачи:
Образовательная – научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусств; сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Воспитательная – воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Развивающая – содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру; способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке.
Методы:сравнения,творческий,словесно–индуктивный, частично-поисковый, забегающий вперёд и возвращения, размышления.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский «Утренняя молитва»
М.И.Глинка «Херувимская песнь»
Р.Паулс «Дай Бог»
Дополнительный материал:
Портреты П.Чайковского, М.Глинки
Картина храма (произвольная)
Икона (любого святого)
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Вспомните тему всего года? (Традиция и современность в музыке)
- Что такое традиция? (синоним власти вечности; из уст в уста, от поколений к поколениям)
- На предыдущих уроках мы очень много говорили о творчестве великого русского композитора П.И.Чайковского и хочется спросить вас, с какими произведениями данного композитора мы встречались на наших уроках? ( опера «Лебединое озеро», альбом «Времена года», «Детский альбом» и т.д.)
- А можете ли вы сказать, кому был посвящён «Детский альбом» композитором? ( детям, племянникам).
- А чем наполнена вся музыка композитора, мы об этом с вами много беседовали? (жизненными ситуациями, добром, светом).
II.
- На этом уроке мы услышим произведение П.Чайковского из «Детского альбома» - «Утренняя молитва» данное произведение нас с каждым шагом будет приближать к теме сегодняшнего урока.
- Слушая музыку, обратите внимание, какие чувства вызовет у вас данное произведение.
Слушание.
- На доске два круга. К какой из указанных сфер вы отнесли бы услышанную музыку? Заштрихуйте.
- К программной музыке относится данное произведение или непрограммной?
-Что значит программная музыка? ( инструментальная, в которой присутствует сюжет, и название соответствует содержанию).
- Выполним следующее задание: дадим характеристику данному произведению, используя хорошо известный нам приём «синквейн» - 1) одним – двумя словом выразить главную мысль произведения; 2) двумя глаголами дополнить главную мысль; 3) тремя прилагательными дать характеристику главной мысли произведения; 4) одним предложением высказать своё отношение к произведению 5) одним словом подвести итог.
( ощущение света; присутствует ощущение света – ощущаем тепло; ясное, тёплое, светлое; хочется верить в добро; жизнь)
III.
- А сейчас я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к нашему уроку:
«Человек живёт радостью…
Для того, чтобы все ваши чувства
Хорошего, светлого и святого для вас слились
В один Гимн Красоте,
Нужна вера в красоту, т.е.
Нужна религия.
Сомневайтесь сколько хотите, но вы веруйте».
А.Ф.Лосев
- Как вы понимаете слова эпиграфа? (Мы можем сомневаться, но верить в добро, во что-то прекрасное мы в своей жизни стараемся).
- Обратите внимание на доску, мы видим тему нашего урока.
- Вера в людях не умирала никогда; это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них.
Совесть, сострадание, со – радование – есть лучшие человеческие качества.
Вот о чём у нас идёт речь сегодня на уроке.
Уместно прозвучит пословица: «Без добрых дел вера пред Богом мертва».
- В связи с тем, что в XVIII и XIX вв. многие народы и государства вошли в состав Великой Российской Империи, здесь стали распространяться и другие религии (ислам, буддизм, католическая вера, протестантская). Это оказалось возможным потому, что Русская Православная Церковь никогда не проводила насильственного обращения народов в Православие.
- Известно, что Иисус Христос не разрабатывал религиозных теорий, не создавал учений и не оставлял после себя никаких записей. Всё, что мы знаем о нём, было записано и передано очевидцами – вновь подтверждаем наше понятие о традиции.
Каждый воспринимает веру по – своему, это касается душевного, внутреннего устроения человека.
Без бога нация – толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней – жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
(Иеромонах Роман – Матюшин)
- Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями).
Православная Церковь играла важную роль в государственных делах и в жизни народа.
- Многие деятели искусств обращались в своём творчестве к Божественному слову – к главной молитве.
- Знаете ли вы её? Что это за молитва? («Отче наш»).
- М.Ю.Лермонтов – русский поэт (1814 – 1841 г.г.) посвятил этой молитве стихотворение.
- Послушаем вашего одноклассника. (чтец подготовлен заранее)
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть;
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И вертится и плачется,
И так легко – легко…
-Что вы чувствовали, слушая стихотворение? (лёгкость, облегчённость) - Какую мысль провёл (показал) в своём стихотворении поэт? (показал многосторонность человеческой жизни).
- Если представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно – музыкальных сочинений, т.е. тех, что основаны на образах и текстах священного Писания (Библии).
- В этом ряду находится и М.И.Глинка (1804 – 1857 г.г.)
Слушание: «Херувимская песнь»
- Кто–то из вас, ребята, может быть знает и сможет объяснить кто такой «Херувим»? (Ангел).
-Вам предстоит после прослушивания дать характеристику звучания данного произведения.
-Что вы услышали, прочувствовали, слушая «Херувимскую песнь»?
-Что свойственно звучанию данного произведения?
(Сдержанность, глубина, возвышенное благородство… и ещё отличительная черта данного произведения – хоровое пение без сопровождения, хоровое пение и придаёт звучанию глубину…)
- В основном в православном пении не используется музыкальное сопровождение.
- К какому жанру в музыке, мы отнесём «Херувимскую Песнь»? (Духовная музыка).
-Что же такое, Духовная музыка? (отзвук небесной гармонии – красоты).
- Что такое гармония? (созвучие, соразмерность).
- И современные композиторы, и поэты с большим стремлением обращаются в своём творчестве к духовной теме, примером тому служит песня, с которой мы познакомились на прошлом уроке.
- Перед нашим исполнением помним о содержании песни и об осанке, не забываем о возрастных особенностях голосового аппарата, не надрываем связки.
Хоровое исполнение «Дай, бог» Р.Паулса – латышского композитора, на слова Е.Евтушенко.
IV. Подведение итога.
Вывод из всего сказанного и услышанного на уроке.
- Что же такое по вашему мнению:
Истина – ( то, что существует в действительности, отражает действительность. Правда, история, вера)
Красота – ( а) совокупность качества, доставляющих наслаждение взору, слуху; б)
прекрасные места (в природе, в произведениях искусства); в) удовлетворение).
3. Духовная музыка – ( вокальная или вокально-инструментальная музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения или просто в быту).
V. Домашнее задание - творческая работа для закрепления знаний, полученных на уроке.
Придумать четверостишия с данными понятиями:
Истина.
Красота.
Духовная музыка (духовность).