Тема урока: «Специальное здание для органа»
Класс: 2 класс
Цели:
Создать условия для ознакомления учеников 2 класса с инструментом «орган» и его звучанием. Познакомить с творчеством Иоганна Себастьяна Баха слушать его произведение «Токкату и фугу ре минор» , разучивание новой песни «Старый дом».
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 2 класса через постижение красоты звучания музыкального инструмента органа.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать тембр инструмента органа, давать определения общего характера музыки,
распознавать жанры музыки.
Ход урока
Приветствие
Учитель: Откройте альбомы, минутка на повторение пройденного материала. Закройте альбомы положите на край стола, возьмите ручки.
Раздача тестов на минуту.
Учитель:
Перед вами портрет самого знаменитого немецкого композитора из многочисленного семейства Бахов – Иоганн Себастьян Бах. В переводе с немецкого « бах» означает «ручей».
Учитель:
Скажите, глядя на портрет, можно узнать о судьбе этого композитора?
(Наверное, жизнь была сложная; он смотрит очень сурово)
Учитель:
И.С.Бах смотрит на нас через три столетия. Надеюсь, вы заметили на нем парик с буклями, темный кафтан, на шее белый платок – так одевались музыканты того времени.
Взгляд его действительно серьезен; в жизни у него много было испытаний:
потеря родителей, с десяти лет маленький Бах жил со старшим братом.
Музыка, которую написал композитор, может приоткрыть тайну его бессмертия.
Сейчас с вами посмотрим видеозапись из церкви Фомы с произведением И.С.Баха, а потом мы обсудим его звучание.
Смотрим видео с церкви Святого Фомы
Ребята, что было необычного в этом произведении? (Музыкальный инструмент, музыка)
Молодцы! Вы услышали, что инструмент звучал необычно, и вам он неизвестен.
Этот инструмент называется «орган».
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как на фортепиано, но он не струнный, а духовой. Говорят, что орган произошел
от флейты Паны. В древней Александрии был изобретен гидравлический орган. Число труб и органа доходит до нескольких тысяч.
В средние века органами заинтересовалась церковь. В храмах были построены большие и малые органы.
Просмотрим видео нарезки рассказа от журналиста про орган и видео звучание органа.
Вы теперь знаете что такое орган, давайте послушаем «Токкату и фугу ре минор» И.С.Баха. Ребята, перед вами карточки с эпитетами, выберите те, которые характеризуют звучание музыкального инструмента «органа».
(торжественно, мощно, величественно, ярко)
Физминутка
Видеозапись (The fox)
Учитель: Откройте альбомы, запишем в крации самое главное. Диктует текст.
Наше знакомство с музыкой великого немецкого композитора еще не закончилось. И.С.Бах сочинил свыше 1000 музыкальных произведений. Они написаны в разных жанрах. Сегодня мы разучим песню «За рекою старый дом». (исполняет песню И.С.Баха)
Скажите, к какому жанру можно отнести эту песню? (Жанр колыбельной)
Какой характер песни? ( Плавный, спокойный, величественный)
Что необычного в мелодии? ( Распеваются слоги)
Прежде, чем мы с вами приступим к разучиванию, что нам необходимо сделать? (Дыхательную гимнастику, артикуляционную зарядку, распевку)
Рефлексия:
Учитель: Если вам всё понятно, то поднимите большой палец вверх. Если у вас есть вопросы, то поднимите палец в сторону. Если вам ничего не понятно, то опустите палец вниз.
Вопросы на закрепление новой темы:
Знаменитый немецкий композитор из многочисленного семейства Бахов? (И.Себастьян Бах).
Свыше скольки музыкальных произведений сочинил И.С.Бах? (1000).
Орган какой инструмент (Клавишно-духовой).
Самый большой музыкальный инструмент(Орган).
Немецкий композитор И. С. Бах представитель какой эпохи (Барокко)
С лат. Organum переводится? (Инструмент).
Благодаря чему звучит, орган? (Трубкам, по которым проходит воздух).
Какую песню мы сегодня разучивали? («За рекою старый дом». )
Кто написал произведение «За рекою старый дом» ?(И.С. Бах)
Какое произведение Баха мы прослушивали сегодня на уроке?( «Токкату и фугу ре минор»)