Музыка. Тема: «Ярмарочное гулянье»
Цель урока – создать условия для ознакомления с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирование музыкального образа ярмарки.
Задачи:- способствовать развитию эмоционально-образного восприятия музыки, увлеченности музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью,
- развивать творческое отношение к музыке,
-активизировать познавательную деятельность учащихся,
- содействовать воспитанию умений работать в коллективе.
Ход урока:
1.Организационный момент (вход под музыку)
На экране иллюстрация картины «Ярмарка».
2.Определение темы и цели урока. Образ ярмарки.- Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка? (Ответы детей.)
Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года.
Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!»
Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание:
1 команда - вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики.
2 команда - вы продаете посуду. ( На столе у ребят – сахарница, солонка).
Каждый из вас продавец. По моей команде каждый, не сговариваясь, начнет расхваливать свой товар. И, начали! (Повторяем задание все вместе)
-Стоп. Спасибо, ребята. Теперь нам, я думаю, понятно, что происходило на ярмарке.
- На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! Без весельчака и балагура не обходилась ни одна ярмарка. Он пел, танцевал, шутил со всеми. Кто этот герой? (Ответы детей… скоромох)
- Эй! Народ честной да удачливый, ( кричит ученик - с куклой-перчаткой)
Все на ярмарку поворачивай.
- Кто из вас еще хочет сыграть роль скомороха?
Поближе подходите!
Глаза получше протрите!
У нас тут уйма идей
Для взрослых и для детей.
3.Слушание музыки. - А теперь давайте послушаем произведение: (Слушание фрагмента из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского: «Девицы- красавицы»).
-Почему композитор взял и соединил несколько мелодий, превратив в шум и гомон? Он показал нам оживленный характер многолюдной ярмарки. Вспомните, как мы наперебой расхваливали свой товар, добавьте выкрики скоморохов – и вы получите этот шумный образ.
4.Хороводные песни. «Шел король по лесу», «Каравай-каравай, кого хочешь выбирай»
5.Пение частушек. (использование перчаточной куклы)
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей! – выкрикивает Петрушка.
Мы все частушки пропоем
Вас послушать позовем. ( Слова частушек на доске, «ковырялочка»- пение с движениями). Все вместе: Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
6.Игра на музыкальных инструментах. Потеху придумал для вас Скоморох.
(Ложки – это ударный инструмент, они издают хлопающий звук . Игра на ложках
А теперь ударяем о левую ладонь 2 ложками. Мы услышим красивый звук.
Пробуем все вместе).
7. Вокальная импровизация «Сочини мелодию» (кукла Скоморох)
Внимание! Внимание! Внимание!
Подходит к завершению веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Песню сочинить зовет
- На экране вы видите текст, который нужно пропеть. Сочините каждый свою мелодию. Я вам даю 1 минуту на сочинение.
Пришла пора нам с ярмаркой прощаться,
И ей мы «До свиданья» - говорим.
За добрый смех и за участье,
Друг друга мы благодарим!
8.Подведение итогов:
-Что вам понравилось на уроке?
-Чем запомнилась ярмарка?
9.Рефлексия. ……( выбрать смайлик настроения )
10 . Домашнее задание: заучить частушку, рисунок (по желанию)