Тема: « Знакомство с жителями волшебной страны и музыкальными инструментами»
Цель: Познакомить детей с волшебной страной, ее жителями. Развить творческое мышление, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную отзывчивость, умение чувствовать разный характер музыки и отличать на слух музыкальные инструменты.
Слайд 1.Волшебная страна (название).
Звучит музыка из музыкальной шкатулки.
Педагог: Ребята! Вы знаете, куда попали? Вы очутились в волшебной стране (название)! Здесь живут очень необычные жители! Посмотрите на них! (показывает слайд-шоу или мягкую игрушку героев)
Вот такая интересная страна с такими необычными жителями! А еще она и музыкальная, и поэтому и здороваться мы с вами сейчас будем тоже музыкально!
1. Музыкальное приветствие.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте.
Педагог: Кто сегодня к нам пришел? Как же вас зовут?
Дети:(Дети по очереди поют или прохлопывают свое имя)
На экране появляется музыкальная шкатулка, крутится, затем открывается и из нее появляется слайд, раскрывающий тему занятия. Такая же шкатулка имеется у педагога для использования ее в качестве сюрпризного момента (в ней атрибут к занятию).
Педагог: Вы попали в волшебную страну (название)! В ней есть такие же деревья, как и у нас.
Слайд2.Дерево.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, деревья могут разговаривать?
Ответы детей.
Педагог: Оказывается, деревья тоже разговаривают и могут издавать звуки! Вы наверняка все были в лесу или парке, где есть много деревьев. И если послушать, можно услышать вот такой звук :
(педагог исполняет характерный звук скрипа деревьев на штро-басе). Ребята, и вы попробуйте изобразить этот звук!
(Дети подражают педагогу.)
2. Упражнение «Звук дерева».
Педагог читает стишок на штро-басе, дети в паузах издают «звук дерева»:
В лес гулять мы все пойдем,
ХХХХХХХХ
Там мы дерево найдем.
ХХХХХХХХ
Слушай, слушай, не шуми,
ХХХХХХХХ
Голосом дерева поскрипи.
ХХХХХХХХ
Педагог: Молодцы, ребята! У вас очень хорошо получается!
Слайд 3.Машина.
Педагог: В стране (название) есть такие же машины! Ребята, а как вы думаете, машины умеют разговаривать?
Дети отвечают.
3. Упражнение «Звуки машины».
Педагог: Оказывается, и машины умеют разговаривать! Когда вы играете в машинки, вы их катаете и произносите «брррр». Это и есть звук машин!
Дети берут машинки и начинают их катать , произнося этот звук (губная вибрация).
Педагог читает стихотворение, дети повторяют «бррр»:
Брррр, заработали моторы брррр-ы,
Брррр, Папа с Мамой едут в горы брррр-ы,
Брррр, возвращаются с горы брррр-ы,
Брррр, заезжают во дворы брррр-ы!
Педагог: Молодцы, ребята!
Слайд4 .Поезд.
Педагог:В волшебной стране есть такие же обычные поезда! Ребята, как поезд едет?
Ответы детей.
4. Физкультминутка.
Дети встают друг за другом, изображают поезд.
5. Конструирование.
Педагог: Ребята, машины ездят по дороге, а как ездят поезда?
Ответы детей.
Педагог предлагает ребятам всем вместе построить из конструктора железную дорогу. Звучит запись звука поезда.
В коробке с различными игрушками спрятаны деревянные палочки. Детям предлагается найти их. Ребята находят и кладут палочки рядом с собой.
6. Упражнение «Как едет поезд».
Педагог: Давайте возьмем наши палочки и постучим ими , изображая стук колес. Сначала поезд едет медленно (дети начинают стучать на раз-два в медленном темпе), затем поезд набирает скорость (дети начинают стучать палочками в быстром темпе). Впереди станция, поезд снижает скорость ( темп палочек замедляется) . Остановка. (Дети прячут палочки за спину). В музыке остановка называется «пауза».
Упражнение повторяется несколько раз.
Педагог включает музыкальный стук колес . Одному ребенку предлагается управлять поездом по железной дороге, остальные дети продолжают стучать палочками, педагог говорит медленно-быстро-медленно-остановка.
После упражнения дети убирают палочки и дорогу.
Слайд 5.Цветок.
7. Дыхательное упражнение «Нюхаем цветы».
Педагог: В (название страны) растут цветы. Давайте с вами понюхаем их!
(Дети делают упражнение «вдыхаем аромат цветка», упражнение на правильное дыхание).
Педагог: А еще в волшебной стране есть ветер, светит солнце и иногда идет дождь! И у ветра есть свой голос!
(дети изображают ветер , надувая щеки в пузырь и выдувая воздух –вууу)
8. Упражнение «Покажи погоду и настроение».
Педагог: Когда светит солнце - все веселятся, танцуют веселые танцы, хлопают в ладоши, а когда идет дождь- все замирает, становится немножко грустно. Сейчас мы с вами будем угадывать - когда светит солнце, а когда идет дождь.
Педагог включает веселую/грустную музыку, дети либо весело танцуют, либо садятся и стучат пальчиком по ладошке, изображая дождик.
Педагог: Ребята , а еще у каждого жителя волшебной страны есть своя песня-танец.
10.Музыкально- двигательное упражнение «Марш».
Педагог включает танец-марш (характер одного из персонажей соответствует музыке)
Дети маршируют по кругу.
Педагог: (следующий персонаж)
Самая мудрая и ласковая (имя персонажа) Она любит спокойную нежную музыку.
11.Музыкально- двигательное упражнение «Вальс».
Дети танцуют красивый танец под спокойную музыку, кружатся, плавно двигают руками.
Педагог: А это озорная (название персонажа)! Очень веселая и бесстрашная (имя) ! Она любит кататься на роликах, велосипеде, заниматься скалолазанием! И, конечно же, ее танец озорной и веселый!
13.Музыкально- двигательное упражнение «Ча-ча-ча».
Дети танцуют танец, прыгают, хлопают в ладоши, крутятся в разные стороны под веселую, активную музыку.
Педагог:(имя следующего персонажа) очень хороший мальчик. ОН со всеми находит общий язык и никогда не спорит. (имя) бывает стеснительным , а бывает и очень-очень смелым!
14.Музыкально- двигательное упражнение.
Звучит разнохарактерная музыка. Дети маршируют, либо закрывают лицо руками, изображая стеснительного (имя)
Педагог: Давайте отдохнем и подзарядимся! Где наши волшебные подушки?
Дети садятся на подушки, которые являются их зарядным устройством. После каждого активного упражнения педагог просит детей «подзарядиться».
Педагог: Каждый вечер вся семья собирается, и волшебные жители играют в шумовой оркестр.
Детям демонстрируется бубен.
Педагог: Ребята, а кто знает, как называется этот инструмент?
Ответы детей.
Педагог: Давайте послушаем, как он звучит!
Педагог: А это что за инструмент?(Треугольник).
Ответы детей.
Далее показывает: металлофон , ксилофон , маракасы, ложки , барабан. Дети угадывают инструменты, слушают звучание, пробуют сами поиграть на каждом инструменте.
16. Дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент».
Педагог: А теперь давайте попробуем с закрытыми глазами угадать инструмент!
Дети сначала вместе, а потом по очереди пробуют угадать звучание всех инструментов, с которыми познакомились.
Педагог: Какие вы умницы! Со всем справляетесь!
17. Игра на музыкальных инструментах.
Детям раздаются инструменты с которыми они познакомились.
Педагог: Ребята, вспомните, как ездил наш поезд- то медленно, то быстро. Вот сейчас мы с вами также попробуем поиграть на своих инструментах! Сначала поиграем медленно.
(педагог задает ритм : Раз, два! Раз, два!)
Дети играют медленно.
Педагог: А сейчас поиграем быстро!
Темп становится в два раза быстрее.
Дети играют.
Остановка игры происходит после слова «пауза», дети прячут руки за спину, тем самым прекращая играть.
Педагог: А теперь давайте все вместе превратимся в оркестр! Вы знаете, что такое оркестр?... Это когда музыканты играют на разных инструментах.
Педагог включает музыку. Дети под ритм музыки продолжают играть в оркестр.
Слайд 13.Ночь-ночное небо.
Педагог:Вот и подошел день волшебных жителей к концу. Давайте их уложим спать!
Звучит спокойная музыка, в зале выключается свет, дети укладывают персонажей спать.
Педагог: Пришла пора и нам прощаться.
17. Прощальная песенка «До свидания!».
Прощаться, как известно, не очень интересно,
Но нам пора прощаться, мы скажем: «До свиданья!».
Педагог прощается с каждым ребенком по имени, тот ему отвечает (пропевает), далее прощание только с девочками, затем только с мальчиками - и в конце со всеми вместе.