СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки 5 класс "Народная песнях- зеркало русской души"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока музыки по теме "Жанры русской народной песни" (учебник стр. 12-13)

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки 5 класс "Народная песнях- зеркало русской души"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Городского округа Балашиха Московской области









Урок музыки

5 класс, 1 триместр

Тема: «Народная песня – зеркало русской души»














Подготовила:

Анучина Людмила Викторовна,

учитель музыки

высшей квалификационной категории












Г.о. Балашиха 2022г.

План урока



Тип урока: урок систематизации знаний

Цель: расширить и углубить знания учащихся по теме «Жанры русской народной песни».

Задачи:

  • познакомить с особенностями жанров р.н. песен;

  • научить определять жанр песни, соотнося его с определённой жизненной ситуацией;

  • развивать умение передавать характер песни через пение и пластические движения;

  • воспитывать любовь и уважение к русским музыкальным традициям.

Оборудование:  

фортепиано, мультимедийная  установка (проектор, экран, компьютер), презентация к уроку, колонки.

Музыкальный репертуар: 

Слушание: русские народные песни: «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «В хороводе были мы», «Эй, ухнем!», «Калинка», «Баю, баюшки-баю, баю Сашеньку мою».

Вокально-хоровая работа: русская народная песня «Земляничка-ягодка» (1-4 куплеты)


Ход урока:


  1. Приветствие. (Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!

Организационный момент (проверка готовности к уроку)


О, русские песни любимые,
В народе веками хранимые,
        Ну,  чем же вы так хороши?
И в горе вы с нами, и в радости,
Вы с нами с рожденья до старости
        Звучите в глубинах души!


Учитель: О чём пойдет речь сегодня?

Дети: о русской народной песне.

Учитель: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о русской народной песне. Как вы думает, почему нам так важно знать и понимать русские народные песни? (ответы детей). Эту тему мы с вами изучали в 4 классе. Наша задача – восстановить знания прошлого года и дополнить их новыми знаниями.

Запишите в тетрадь число и тему урока: «Народная песня – зеркало русской души»

Учитель:

- Просто сказать о русской песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки - значит сказать всё и ничего. Песня всегда была с русским человеком рядом: и в радости, и в горе, подбадривала и давала силу жить и работать, недаром её называют душой русского народа.

Учитель: Откройте учебники на стр. 13 и ответьте на вопросы: почему песню называют душой народа? Почему на Руси песни складывали?

Учитель: Как вы думаете, какую самую первую песню слышит человек, когда только рождается на свет? (колыбельная)

Учитель: Итак, мы в деревенской избе вечером. Что же мы слышим?

Слайд № 2

Звучит колыбельная.

Какие слова часто встречаются в колыбельных песнях? (баю, баюшки-баю). А что означает это слово? Слово это древнерусское и означает «говорить», «ворожить».

- какие колыбельные песни по характеру?

- что особенного в их характере, мелодии? (протяжные, спокойные, задушевные, поются без инструмента (а капелла), чаще женским голосом)



Учитель:

Мы вышли за околицу деревни. Кругом парни и девушки, они поют песню.


Слайд № 3. Звучит «В хороводе были мы»

К какому жанру относится песня? (хороводные)

Почему их называют хороводными? (ответы детей)



Слайд № 4

Учитель: Мы очутились на поле боя, идёт сражение, но и здесь мы слышим песню и даже звуки барабана.

Звучит песня «Солдатушки, бравы ребятушки»


Беседа с учащимися.

- нужна ли песня на войне? (Перед боем и во время сражения песня воодушевляла бойцов, укрепляла силы, а во время короткого отдыха помогала вспомнить о близких)

Давайте «промаршеруем» и попробуем спеть один куплет песни.

Какие особенности солдатских песен вы заметили? (чёткость, ритмичность)

.


Слайд № 5

Перед вами картина русского художника Ильи Репина «Бурлаки на Волге».

Послушайте как описывает бурлаков в своем стихотворении великий русский поэт Николай Некрасов:

(Учитель читает стихотворение)

Почти пригнувшись головой,

К ногам, обвитым бечевой,

Обуты в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки.

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик –

И сердце дрогнуло во мне.

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,

Таким и ныне увидал:

Всё ту же песню ты поёшь,

Всё ту же лямку ты несёшь,

В чертах усталого лица

Всё та ж покорность без конца…


Звучит песня «Эй, ухнем!»

- С какой целью пели песни, когда работали? (Песня помогала работать, объединяла, подбадривала людей)

Какой это жанр? (трудовые)


Слайд № 6

Звучит песня «Калинка»

Учитель:

К какому жанру относится песня «Калинка»? (плясовые)

Как можно охарактеризовать эту песню? (ответы детей)

Какие инструменты сопровождали плясовые песни? (ответы детей)

А какое движение русской народной пляски вы знаете? Его изучают ещё в детском саду. (ковырялочка). Давайте попробуем станцевать ковырялочку (дети танцуют на припеве)


Слайд № 7

Учитель: Конечно, не могла русская песня обойтись без протяжных лирических песен.

(слушание песни «У зори-то, у зореньки».

Вы заметили, что на один слог пропевается несколько нот? Такой способ называется распев.

Что хотел распевами передать народ в этой песне?

(широту русских просторов, величественность, красоту)


Слайд №8

И последний на сегодня жанр – это обрядовые песни (свадебные, праздничные, величальные).

Послушайте фрагмент русской народной песни «Вьюн надо водой». Она относится к свадебному обряду.

Как бы вы охарактеризовали эту песню? (ответы учащихся)


Вокально-хоровая работа:

Ну конечно, если мы с вами сегодня говорим о русской народной песне, то и разучивать мы тоже будем русскую народную песню. А называется она «Земляничка-ягодка» (исполняет учитель)

К какому жанру вы бы отнесли эту песню?

Но прежде чем петь, давайте подготовим наш аппарат к пению. Манера народного пения отличается от эстрадной или классической. Звук грудной, открытый, на улыбке.

Распевка «Калина-калина, малина-малина, да» по ступеням звукоряда. Следить за народной подачей звука.

Разучивание по фразам (способ – эхо: учитель, ученики)

Далее разучивание ритмического рисунка для ритмического сопровождения (дети на карандашах), вызвать к доске несколько детей для игры на тон-блоке, бубне, трещотке.

Соединение ритмического аккомпанемента и пения.


Закрепление материала

Для того, чтобы закрепить наши знания, вы сейчас постараетесь выполнить работу по карточкам в парах. Можно обсуждать, но только в паре. Назад не поворачиваться. Как только закончите работу, руки домиком, чтобы я видела, что вы справились с заданием.

(работа в парах по карточкам)


Домашнее задание: выполнить задание в карточках и вклеить их в тетрадь (или можно начертить свою таблицу в тетради).


Рефлексия


А сейчас вы проанализируете свою работу на уроке и выберете один из цветных стикеров у вас на партах, для того, чтобы оценить свою работу на уроке.

Если урок был интересный, вам всё понравилось, то выбираете стикер желтого цвета.

Если урок понравился, но вы не всё усвоили, не всё поняли, то стикер зеленого цвета.

А если урок не понравился, было трудно и вы ничего не поняли, то стикер красного цвета.

Прошу ваши стикеры приклеить на доску. Можно на них даже что-то нарисовать (например, смайлик).



Учитель поёт: До свиданья, дети!

Дети: До свидания!



Учитель: Спасибо за сотрудничество! До новых встреч!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!