СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыкального народного творчества во 2 классе на тему «Весенний обряд «Встреча Весны»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Весенний обряд "Встреча Весны" в форме прогрулки в весенний лес знакомит обучающихся  весенне-летними песнями, обрядами и праздниками наших предков, способствует приобщению подрастающего поколения  к культурным ценностям,   музыкальной культуре русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыкального народного творчества во 2 классе на тему «Весенний обряд «Встреча Весны»»

Виктория Сергеевна Росоха,

учитель музыки

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Курск


Урок по музыкальному народному творчеству

во 2 классе на тему

«Весенний обряд «Встреча Весны»


Предмет

музыкальное народное творчество

Класс

2

Программа

Скрипкина Т.Г. Программа по предмету «Музыкальное народное творчество» 2 - 4 классы

Тип урока

Комбинированный урок

Форма урока

Урок-прогулка в весенний лес

Раздел

Весенне-летние песни, обряды и праздники

Тема урока

Весенний обряд «Встреча Весны»

Цель урока

Приобщение учащихся к культурным ценностям, народной музыкальной культуре через знакомство с народными обычаями, традициями, праздниками.

Задачи урока

1. Обучающие:

- расширение представлений обучающихся о народном обряде «Встреча Весны», народных обычаях и традициях Благовещения,

- закрепление понятий «закличка», «веснянка»,

- формирование навыков правильной певческой установки, оценки и контроля собственной деятельности, конструктивного взаимодействия в процессе творческой деятельности;

2. Воспитывающие:

- воспитание любви и уважения к народной музыкальной культуре, своим предкам, их традициям, обрядам и обычаям,

- воспитание дружелюбного отношения к одноклассникам,

- воспитание культуры слушания и исполнения музыки;

3. Развивающие:

- развитие звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма, музыкальной памяти через восприятие музыки и исполнение, проговаривание веснянок в ритме,

- развитие творческих способностей через пластическую импровизацию, изобразительную деятельность.

Планируемые результаты

Предметные

Узнают: понятия «обряд», «закличка», «веснянка», «хор», «ансамбль», русские народные пословицы о весне, древнерусские названия апреля, особенности обряда «Встреча весны» на Благовещение, народную традицию выпускания птиц на волю, русские народные «веснянки»;

Научатся: слушать и выразительно исполнять заклички, веснянки хором и в ансамбле, определять характер, настроение музыкального произведения, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластических движениях, изобразительной деятельности, использовать разученные веснянки в музыкальной игре;

Получат возможность научиться: понимать истоки музыки и ее взаимосвязь с жизнью, расширить свой музыкальный кругозор и получить представления о музыкальной жизни прошлого, проявить свои творческие и личностные качества в музыкально-творческой деятельности, контролировать и оценивать свою музыкально-творческую деятельность, договариваться о распределении ролей в музыкальной игре, публично исполнять в ансамбле выученные музыкальные произведения.

Метапредметные:

- формулируют и принимают учебную задачу, ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии, позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей;

- выполняют логические операции сравнения, анализа, обобщения, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, самостоятельно создают способы решения задач творческого характера;

- формулируют собственное мнение, слушают собеседника, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, конструктивно работают в группе;

Личностные:

- проявляют эмоциональную отзывчивость на слово учителя,

- проявляют эмоционально-ценностное отношение к музыке,

- расширяют свою ценностную сферу в процессе общения с музыкой,

- осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения русского фольклора.

Формы работы

Фронтальная, групповая

Ресурсы:

картонные шаблоны птичек, цветные карандаши, жердочки, картинки с изображением времен года, фортепиано, музыкальный материал (см. приложение)





Сценарный план урока

1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Посмотрите, какая замечательная погода на дворе. Давайте улыбнемся друг другу. Надеюсь, что наша встреча будет для вас полезной и радостной. Начнем занятие с «прогулки» в лес.

Прочитайте пословицы, записанные на доске. Какое время года в лесу?

Матушка весна всем красна.

Весна отмыкает ключи и воды.

Весною сверху печёт, а снизу морозит.

Весной — ведро воды, ложка грязи, осенью — ложка воды, ведро грязи.

Какой рисунок подойдет к пословицам?









А знаете ли вы как называли апрель в старину?

Заиграй овражки

Цветень

Зажги снега

Снегогон

Как вы думаете, почему?

2. Постановка цели и задач занятия.

Вы радуетесь приходу весны?

Как вы думаете, а народ в старину был рад приходу весны?

Тема занятия - «Весенний обряд «Встреча Весны».

Сегодня на занятии мы узнаем как встречали весну наши предки, какой обряд совершали, какие обычаи и традиции сохранились до наших дней.

3. Актуализация знаний.

Мы уже говорили с вами о том, что народ с нетерпением ждал весну, волновался, какой она будет? Дружная ли? Теплая? Солнечная? Народ верил, что если ее позвать, то она придет поскорей.

Вспомните, как называются такие песенки или короткие стихотворения? Правильно, заклички, веснянки.

Проговорим с движениями закличку «Ау, ау, аукаем…»

Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем:

Март, март – солнцу рад;

Апрель, апрель – откроет дверь;

Май, май – сколько хошь гуляй!

Заклички могли исполняться на простой повторяющийся мотив.

Вспомним и споем закличку «Нам весну гукать» (см.нотное приложение)

4. Усвоение новых знаний.

Знаете ли вы, что обряд «встречи весны» в народе совершался несколько раз? Первый раз на Евдокию-капельницу (14 марта), второй раз - на Сороки (день «Сорока мучеников», 22 марта — весеннее равноденствие), когда повсеместно пекли жаворонков или куликов.

Третья встреча весны была на Благовещение (7 апреля):
в канун Благовещения суеверный крестьянин, подготавливаясь к празднику, сжигал старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели, окуривал дымом зимние одежды, а иногда и весь свой домашний скарб. Так прогоняли всякую нечисть, порожденную темными колдовскими силами Мораны, богини зимы и смерти, и приближали наступление долгожданной Весны-Красны. В чистоте и порядке встречал русский человек светлый праздник Благовещения. Он воспринимался как весеннее пробуждение природы. В этот день запрещалось трогать землю, так как считалось, что земля «открывается», выпуская на поверхность змей, мышей, насекомых, так же запрещалось работать. «Завьет на Благовещение гнездо птица – ослабнут у нее крылья: ни летать, ни порхать ей, век свой ходить по земле. То и человек: не будет ему безбожному ни в чем спорины: что и птице — без крыльев!»

С незапамятных времен на Руси существовал обычай на Благовещение выпускать из клеток птиц на волю. В городах бедняки специально ловили птиц, приносили их на базары целыми сотнями и выпускали, правда, не бескорыстно. Купцы и просто мимо проходящие, заслышав возгласы птицеловов, не скупились дать монетку-другую, чтобы выпустить птичку на свободу, и тем самым приветствовать наступившее тепло, прогнавшее лютый холод, и принести бескровную жертву матери-природе.

Обряды имитации прилета птиц и выпускания птиц на волю сопровождались песенками-веснянками в исполнении детворы.

Вспомним и проговорим веснянку:

Синички – сестрички,

Чечетки – тетки,

Кулички – мужички,
Скворцы – молодцы.

Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!

Выучим еще одну музыкальную веснянку «Жавороночки на соломочке» (см. нотное приложение)

Какое настроение у веснянки? Если вы были художниками, какой цвет вы бы выбрали, чтобы разукрасить, оживить птичку? Дети разукрашивают картонные шаблоны птичек, которые затем прикрепляются к жердочкам.

Какая закличка про птичек нам знакома? Исполним закличку Курской области «Ой, кулики» (см. нотное приложение)

Ансамблевое исполнение по желанию с птичками на жердочках.

5. Закрепление знаний в измененной ситуации.

Теплыми весенними деньками крестьянские ребятишки собирались гурьбой на полянках и играли в разные игры. Мы поиграем в игру «Птичка в клетке».

Учащиеся делятся на две команды. Одна группа образует внутренний круг, дети берутся за руки – это клетка. Другая группа выстраивается вокруг клетки – внешний круг (за руки не берутся) – это птички. Ребята (клетка) на свой выбор поют одну из веснянок, которая звучала на уроке, внутренний круг движется в одну сторону, внешний - в другую. Когда музыка закончится, круги останавливаются, внутренний – поднимает руки – клетка открыта. Птички свободно летают, залетая и вылетая из клетки. По сигналу учителя клетка закрывается, те птички, которые оказались внутри круга, становятся во внутренний круг. Игра продолжается.

6. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Дети распевали веснянки, играли в игры, у взрослых же людей большая часть повседневных дел  переносилась теперь из изб на улицу. Ведь праздник Благовещения и сопутствующее ему наступление весны знаменовали конец зимних работ в помещениях и начало работы на пашне.

Вот мы сегодня с вами хорошо потрудились! Поднимите птичек вверх, кто так считает. Подведем итоги.

Что объединяло пословицы занятия?

О каком обряде мы сегодня говорили?

Когда праздновалась Третья встреча Весны?

Какой обычай существовал на Руси на Благовещение?


Нотное приложение

2. С ливнями, цветами, с песнями, журавлями... Гу, гу, гу!

Жавороночки на соломочке.

Прилетите к нам, принесите нам

Лето теплое,
Весну красную.

Нам зима-то надоела,

Весь и хлебец-то поела,

Кувшин молока,

Красненько яичко.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!