Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №115» Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Урок мужества «Горячее сердце»
Письмо ветерану
Учитель математики: Давлетшина Ф. М.
«115 Гимназия»
Уфа 2017
Содержательная часть:
1. Организационный момент.
1.1 Звучит гимн.
1.2. Создание эмоционального настроя.
Учитель:
Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердце жар и мыслей красоту,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность отчизне,
Имя гражданина и борца
- Ребята, что такое Отечество? (ответы детей).
- Отечество, отчизна - родная страна.
- Кто такой герой? (ответы детей).
- Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
- Могут ли быть героями ваши ровесники? (ответы детей).
1.3. Введение в тему.
Учитель: С ноября 2013 года в России проходит Всероссийская общественно-государственная инициатива "Горячее сердце" – это новый проект Фонда социально-культурных инициатив.
Основной целью инициативы является чествование и выражение признательности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно пришедшим на помощь людям, а также преодолевшим трудные жизненные ситуации.
В оргкомитет инициативы ежегодно поступают более тысячи представлений на награждение Нагрудным знаком «Горячее сердце» со всех девяти Федеральных округов и более 70 субъектов Российской Федерации.
По итогам реализации инициативы ежегодно издается Почетная книга «Горячее сердце» с рассказами о поступках награжденных ребят и деятельности общественных организаций и объединений.
Награждение проводится ежегодно на торжественных церемониях в Москве, а также в регионах РФ при поддержке Полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах и губернаторов субъектов Российской Федерации.
Среди награжденных есть ребята, которые отдали свои жизни, оказывая помощь пострадавшим. Это – невосполнимая утрата для родителей и всех нас. Однако эти ребята показали пример истинного мужества и отваги, крепости духа, нравственного и духовного стержня. Они навсегда останутся в нашей памяти и в сердцах ими спасенных людей.
Президентом Фонда социально-культурных инициатив является Светлана Владимировна Медведева. В своем обращении она говорит:
«Дорогие друзья!
Дети и молодёжь – наше будущее. Их готовность прийти на помощь нуждающимся людям, стремление идти вперед, несмотря ни на что, заслуживала и будет заслуживать признание и почёт. Понимая, как важно вовремя заметить и поддержать их добрые дела, мы поставили перед собой цель – найти и поблагодарить людей, совершивших отважные и мужественные поступки, сумевших побороть недуг или сложные жизненные ситуации.
Неравнодушные и отзывчивые, теплом своей души они согревают всех, кто нуждается в их поддержке, помогают ветеранам, ухаживают за больными. Они стойко преодолевают трудности и добиваются больших успехов. Мы собрали истории об этих замечательных, смелых, чутких, самоотверженных ребятах и хотим рассказать о них всей стране. Мы верим, что в трудную минуту обязательно найдется Горячее сердце, готовое прийти на помощь именно вам».
-Для чего создана книга «Горячее сердце»? (ответы детей)
-Кто её герои? (ответы детей)
-Хотите вы на них быть похожими, почему? (ответы детей)
1.4. Рассказ об неизвестных героях, ровесниках, живущих рядом.
Сразу шесть юных героев из Башкирии удостоились в этом году федеральной награды. Нагрудным знаком Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце» будут награждены 11-летний Ярослав Адоньев из Стерлитамака, 12-летний Валерий Алеев из села Серафимовский Туймазинского района, 16-летний Ильназ Байбактин из деревни Япарсаз Зилаирского района, 13-летний Даниил Борисов из села Ишпарсово Стерлитамакского района, семилетний Максим Бархатов из деревни Субакаево Иглинского района и 11-летний Айнур Маннанов из села Наурузово Учалинского района. Все они действительно являются настоящими героями нашего времени, ведь они проявили невероятное для своего возраста мужество и отвагу при спасении людей от смертельной опасности.
Старшеклассник Ильназ Байбактин, рискуя жизнью, спас свою пожилую родственницу — вывел ее из горящего дома. Играя с друзьями в футбол, он заметил, что горит дом его тети. Недолго думая, он бросился к дому, зашел внутрь и вывел пожилую женщину, находившуюся в шоковом состоянии, на улицу. Смелый поступок юного героя отметили в Главном управлении МЧС России по РБ, наградили его дипломом.
О подвиге пятиклассника Ярослава Адоньева узнала вся Россия. Прошлой весной он стоял во дворе дома и ждал друзей, когда заметил в одном из окон на втором этаже маленькую девочку. Малышка залезла на подоконник, приблизилась к краю и сорвалась вниз. Ярослав стремглав бросился к ней, вытянув руки, и в последний момент поймал ребенка, хотя сам упал на асфальт. Годовалая девочка испугалась и расплакалась, а герой отделался царапинами на локтях и коленях. История о юном спасителе прогремела на всю страну. О его подвиге сообщили все федеральные телеканалы и издания.
Шестиклассник Валерий Алеев спас от неминуемой смерти своего отца. Они вместе отправились в лес по ягоды. Нашли на опушке земляничную поляну, начали собирать урожай. Через некоторое время Валерий услышал крик отца. Выяснилось, что мужчина нечаянно наступил на гнездо шершней и получил несколько болезненных укусов. У него началась аллергическая реакция, на помощь позвать было некого, мобильной связи в лесу не было. Отец мальчика сел за руль, но через полкилометра почувствовал себя хуже — перед глазами все поплыло. Тогда управление автомобилем взял на себя 12-летний Валерий. Несмотря на то, что у него была сломана ключица, и рука была в корсете, он сумел доехать до ближайшей деревни, вызвать скорую и спасти отца.
Семилетний Максим Бархатов спас двух детей. Он вывел из горящего дома двух своих младших сестренок — пятилетнюю Марианну и двухлетнюю Милану. Родители были на работе, дети остались в доме с бабушкой. Пока малыши, как ни в чем не бывало, играли в доме, на улице загорелся сарай. Бабушка испугалась и побежала звать на помощь соседей. В это время Максим вышел на улицу и увидел, что пламя уже перекинулось на крышу их дома. Он понял, что оставшиеся в доме сестренки могут сгореть, и поспешил им на помощь. Когда он вошел в дом, внутри уже вовсю бушевало пламя. Девочки забились в угол и плакали. Максим сначала вывел на улицу старшую Марианну, а затем вернулся за младшей Миланой. Он взял ее на руки, но огонь в доме разгорелся с такой силой, что начали рушиться перекрытия. Несколько горящих балок свалились прямо на Максима. Храбрый мальчик получил ожоги, но смог выйти из дома с Миланой на руках. Юному герою вручили медаль «За отвагу на пожаре».
Семиклассник Даниил Борисов вытащил из воды двухлетнего мальчика, который без спроса полез купаться в озеро и захлебнулся. Возвращаясь с рыбалки на велосипеде, он заметил, что в озере лицом вниз лежит и не двигается соседский мальчик. Даниил бросил велосипед, спустился к озеру и прыгнул в воду. Он быстро подобрался к малышу, взял его на руки и вытащил из воды. К тому моменту мальчик уже не дышал. Данил вспомнил уроки ОБЖ, положил малыша к себе на колени лицом вниз и несколько раз нажал ему на спину. Вода из легких вышла, и мальчик задышал. Родители спасенного малыша подарили юному герою новый велосипед и написали благодарственное письмо в школу.
11-летний Айнур Маннанов вытащил из воды семилетнего мальчика. Во время рыбалки он встретил на берегу реки соседа — семилетний Алмас катался на велосипеде. Через некоторое время Айнур услышал всплеск воды и понял, что Алмас заехал в реку и начал тонуть. Течение в реке было сильное, его могло далеко унести вместе с велосипедом. Айнур, не раздумывая, бросился в ледяную воду и помог соседскому мальчику выбраться на берег. Оказалось, что у велосипеда отказали тормоза, мальчик не справился с управлением и упал в воду. Плавать он не умел. Ему очень повезло, что рядом оказался Айнур.
Торжественная церемония награждения лауреатов Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце-2017» состоится 17 февраля в Центральном академическом театре Российской Армии в Москве. Лауреатам премии вручат нагрудные знаки и дипломы «Горячее сердце». Описание их подвигов уже вошло в почетную книгу «Горячее сердце-2017».
Мужество – одно из лучших человеческих качеств, которое характеризуется еще духовной и нравственной зрелостью.
-Что такое героизм? Послушайте как об этом говорят великие люди.
«. герой — это человек, который в решительный момент делает то, что необходимо делать в интересах человеческого общества».
«Благородный человек знает только долг, низкий
человек знает только выгоду» (Конфуций)
-Кто такие герои в наше мирное время?
-Смогли бы вы так поступить на их месте, почему?
2.Учитель: Всё дальше и дальше по времени уходят от нас суровые военные годы. Уже много лет назад отзвучали залпы Победы. Но никто из нас не имеет права забывать о мужестве тех, кто завоевал сегодняшний мирный день, отвоевал свободу и независимость нашей Родины в борьбе с фашизмом.
Ученица 7б класса:
Страна росла,
Трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна,
И вдруг –
Тревожный голос Левитана…
Война! Война!
В ушах гремели взрывы,
Полнеба дым пожарищ закрывал
И в полный рост строги и
Молчаливы
Все встали на борьбу, и стар и мал.
Учитель: Каждый день Великой Отечественной Войны на фронте и в тылу - это подвиг мужества людей, верности Родине. И сегодня нельзя не вспомнить тех, о ком говорят: «Их подвиг бессмертен».
Учитель: Среди защитников Родины было много наших сверстников – детей и подростков, которые бросались на амбразуры, шли на таран. Детей, совершивших во время войны совсем не детские подвиги. В их поступках яркий пример мужества, преданности своей Родине юных героев. Но как непросто нам в это поверить, немцы в войну столкнулись с массовым детским героизмом. Их много погибло в борьбе за свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Вы спросите: почему? Ответом на вопрос будет наш фильм.
(видео - фильм «Дети войны»)
Учитель: В дневнике одного из немецких солдат было написано: "Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои".
Учитель: «Смелость и мужество — эти нравственные и волевые черты, — писал В. А. Сухомлинский, — необходимы каждому человеку не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». Мужество, воля к победе, честность и добросовестность — все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. Мужество не отступать от намеченной цели, мужество вставать на защиту правды, на защиту слабого, совершать подвиги, преодолевая себя. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь. Любить Родину — значит гордиться ее достижениями, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам жить. От того, какими интересами живет человек, как участвует в решении пусть даже маленьких, но общественно ценных задач, зависит готовность к подвигу.
Учитель: Н.М. Карамзин писал: «Мужество есть великое свойство души; народ им отмеченный, должен гордиться собой», а М.В.Ломоносов восклицал «Дерзайте Отчизну мужеством прославить!»