СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Мужества. Виртуальная экскурсия "Мамаев Курган"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виртуальная экскурсия в рамках "Уроков Мужества" для 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок Мужества. Виртуальная экскурсия "Мамаев Курган"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 имени А.Д.Знаменского г.Хадыженск.








Урок Мужества

Виртуальная экскурсия «Мамаев Курган»

для учащихся 4-го класса














Разработан: учителем начальных классов Бураковой Ю.С.







2016год



Виртуальная экскурсия «Мамаев курган»

Поклон земле, суровой и прекрасной,
Что вечно будет людям дорога! 
Здесь виден новый город – светлый, ясный, 
Степная ширь и Волги берега.
Став на земле суровой и прекрасной,
Копнешь песок, а он не желтый весь, 
Не золотистый он, а темно-красный, 
Как кровь героев, пролитая здесь. 
Автор: Сергей Щеглов

Волгоград старинный и одновременно молодой город. Основан в 1589 году.

Во время Сталинградской битвы (1942-1943 г.) был полностью разрушен и восстановлен после войны. Город Волгоград с 1589 по 1925 годы носил название Царицын, а с 1925 по1961 годы — Сталинград.

Разрушенное здание мельницы, ставшее памятником Сталинградской битвы. Не восстановлено как память о войне.

Город протянулся примерно на 60 км вдоль реки Волги и является одним из самых протяжённых городов России.

Мост через Волгу

Набережная имени 62 армии, была речным портом ещё со времен основания города.

Экскурсия на Мамаев Курган.

Мамаев Курган — центральная высота России, святое место для всех славян, именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественно войны. Созданный здесь памятник – монументальный и величественный ансамбль «Героям Сталинградской битвы» – сохранил на века историю об отваге и бесстрашии защитников Сталинграда в ходе ожесточенных боёв за город.

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — 
композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.

Скульптура «Родина-мать зовёт!» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая скульптура-статуя в мире. Её высота — 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 85 метров. Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн 
(для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). 

Аллея пирамидальных тополей. Аллея выводит на площадь "Стоять насмерть"

Площадь символизирует самые трудные этапы Сталинградской битвы. В её центре расположен бассейн со скульптурой "Стоять насмерть" высотой 16,5 м. Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города.

Скульптура "Стоять насмерть"


Когда мы подходим к площади "Стоять насмерть", то с удивлением видим как солдат полностью закрывает своей грудью стоящую на холме громадную фигуру "Родина мать". Таков был замысел гениального скульптора Е. В. Вучетича. 
У памятника на Мамаевом кургане — бойца с автоматом и гранатой и надписью на постаменте «Стоять насмерть!» лицо маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова — похороненного на территории Мамаева кургана.

Стены-руины это каменная книга и героическая летопись. Яркими образами и надписями стены-руины воссоздают ауру той эпохи. Звуки музыки, мужественные голоса, слова приказа, песня, звуки боя дополняют эффект. Мы слышим голос Ю. Левитана, диктора Всесоюзного радио. Левая сторона стен-руин посвящена клятве сталинградцев, правая — самой Сталинградской битве. Многие изображенные эпизоды и сцены имеют документальное подтверждение событий, воспроизводят реальные лица, документы, призывы. Стены-руины озвучены, исполняются песни периода войны, сводки информбюро и хода боевых действий. От площади "Стоявших насмерть" к площади "Героев" идет широкая гранитная лестница. Её ширина у основания 40 метров, но постепенно она сужается до 18 метров. С обеих сторон лестницу обрамляют стены – руины. Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих “развалин” выступают изображения человеческих лиц в определённом смысловом порядке. Левая сторона посвящена клятве сталинградцев, правая – самой Сталинградской битве. В стенах установлены динамики, из которых доносится грохот боя, голос диктора, песни времен войны.

: На торце левой стены изображён момент переправы. Высадившись на огненный берег, солдаты вступили в бой. Немного выше слова: “За Волгой для нас земли нет” - это сказал снайпер Василий Зайцев, когда его принимали в партию.

На торце правой стены образ героя – Михаила Паникахи. Севернее Мамаева кургана на наши позиции шли в наступление немецкие танки. Подпустив головной танк противника как можно ближе, Паникаха поднялся из окопа, чтобы бросить бутылку с зажигательной смесью, но в этот момент пуля разбила её, и пламя охватило одежду. Адская боль не затуманила сознание воина. С последней бутылкой в руке, как пылающий факел, бросился он навстречу, разбил бутылку о решётку надломленного люка, и огромное пламя поглотило героя вместе с танком. “Слава тебе во веки веков, морской пехотинец, комсомолец Михаил Паникаха!” - высечены слова под изображением объятого пламенем героя.





Площадь Героев

Площадь разрезана огромным прямоугольным бассейном, заполненным водой.
С левой стороны развернулось знамя с надписью: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!" Длина знамени более 100 м.
Справа — шесть скульптурных композиций, посвященных подвигам сталинградцев. Далее мы попадаем на площадь Героев. В центре площади расположен прямоугольный водный бассейн. Вода в нем, как слезы народные, льется через край. Вода символизирует неистребимость жизни, её торжество над силами разрушения и смерти. Слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на ней высечены слова писателя Василия Гроссмана: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они". Ее длина 112 м, а высота -8 м. С правой стороны от озера аллея двухфигурных скульптур высотой 6 м, иносказательно изображающих подвиги советских солдат. Первая скульптура - поддерживая раненого товарища, солдат призывает его продолжать разить противника насмерть.  Вторая - девушка-санитарка, выносящая с поля боя тяжело раненого бойца.Третья изображает морского пехотинца, идущего со связкой гранат на танк противника, и рядом раненый солдат. На четвертой солдат поддерживает смертельно раненого офицера-командира, который продолжает руководить боем. На следующей скульптуре солдат берет знамя части из рук падающего раненого воина-знаменосца, чтобы продолжить бой под боевым знаменем. Шестая - молодой и бывалый солдаты, в страстном порыве бросающие фашистскую свастику и гадюку, символизирующую фашистскую гадину, в пучину Волжской воды.Одна из фигур символизирует подвиг женщин на войне.  таких историй можно вспомнить очень много: как девочки-санинструкторы вытаскивали раненых с поля боя, как поддерживали связь, вели разведку. Хочется подробнее рассказать о подвиге юной зенитчицы Марии Барсуковой. Из воспоминаний свидетелей: «...Восемнадцать бомбардировщиков пикируют на наши позиции. Зенитная пулеметная точка открыла огонь. Одной удачной очередью подбила бомбардировщик, он задымился и взорвался. Мы все, не помня себя от радости, громко кричали:

- Ура! Ай да девка! Ай да молодец!Но радость была преждевременной. Остальные семнадцать «Ю-87» развернулись, построились в ниточку и обрушились разом на пулеметную точку. Один выходит из «пике», другой пикирует, и так колесом все семнадцать самолетов, оснащенных по последнему слову тогдашней техники, вступили в неравное единоборство с простой русской девушкой.Слившись с пулеметом, ничего не замечая вокруг, она вела огонь... девушка все стреляет и стреляет. Пламя поглотило девушку раньше, чем замолчал ее пулемет... Сгорело все...Другая скульптура посвящена подвигу командира на войне.  На сталинградской земле свой подвиг совершил командир дальнобойного орудия Виктор Бондаренко. Он оказался окружен вражескими танками и был вынужден вызвать огонь своих орудий на себя. Этому подвигу посвящено стихотворение украинского поэта Миколы Упеника.

ОГОНЬ НА МЕНЯ!

 когда, изранена стократ,

Сама земля горела,

Когда фашисты в Сталинград

Рвались остервенело,

Дошел по рации, звеня,

Скупой приказ комбата:

– Огонь давайте на меня,

Скорей огонь, ребята!

Тот крик души, прорезав тьму,

В ушах стучал неистов.

Но не могли по своему

Стрелять артиллеристы.

А он никак не умолкал,

Покрыв пальбы раскаты,

Свой долг их выполнить он звал:

– Огонь, огонь, солдаты!..

Он то молил их, как друзей,

И старых, и безусых,

То клял их силой сердца всей,

Как подлецов и трусов.

Грозился, мертвый, их кляня,

Обиду помнить свято:

–Огонь давайте на меня,

Скорей огонь, ребята!

Не прерываясь, он гремел,

Хлестал в сердца и лица,

И Долг солдатский повелел

приказу подчиниться.

Над громом пушек вился он,

В дыму – над батареей:

– Огонь!

– Огонь!

– Огонь!

– Огонь! –

Пылая, голос реял...

За грозным валом, в свой черед,

Подобна урагану,

Рванулась гвардия вперед

К Мамаеву кургану.

И на вершине лишь, скорбя,

Смогли увидеть люди,

Зачем он вызвал на себя

Огонь своих орудий!..

Закрыл дорогу он врагу,

Став огневою целью.

Все трупы, трупы на снегу –

Зеленые шинели...

И, вверх подняв

Свой мертвый взгляд,

В победу полный веры,

Среди врагов лежал комбат,

Один – в шинели серой.

 

С Площади героев через вход в стене с монументальным рельефом по ступенчатому подъему галереи путь ведет в Зал воинской славы. Зал воинской славы — цилиндрической формы здание. В центре перекрытия — круглый проем диаметром 11 м, с приподнятым железобетонным перекрытием. По всему периметру стены круглого зала свисают 34 символических красных знамени. На этих мозаичных знаменах — имена воинов, павших в Сталинградской битве (7200 человек). Над знаменами — широкая лента с надписью:
"Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!"
Потолок зала украшен изображениями орденов. В центре зала — 5-метровая скульптура-рука держит факел с огнем Вечной славы. Спиральный пандус подъема ведет к Площади скорби.

На площади — скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина,— она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем— символом последних воинских почестей.
Война принесла советскому народу неизмеримое горе — 20 млн. погибших. Скорбящая мать на Мамаевом кургане — это собирательный образ советских женщин, потерявших своих близких на войне. И в то же время это гневный протест против войн, уносящих миллионы молодых жизней

От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе.
От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести дней и ночей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!