СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Мужества «Ты в памяти и сердце моём, Афганистан».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стало традицией 15 февраля в  День памяти воинов-интернационалистов России проводить урок Мужества, где встречаются два поколения. На этих встречах присутствуют старшеклассники - те, кому служить в армии и участники афганской войны. Они слышат рассказы людей, прошедших пекло войны, видят молодых  мужчин, которые совсем недавно  окончили  школу и прошли Афганистан, вернувшиеся с войны, имеют ранения и правительственные награды. Встреча предполагает не только непосредственное общение с участниками афганской войны, но и одной из задач имеет ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. Такие мероприятия воспитывают у ребят чувство патриотизма,  гордости за наш народ, заставляют задумываться о своем месте в этой жизни. Данный Урок Мужества имеет образовательную и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии, стремлению стать достойными продолжателями ратных подвигов  старшего поколения.Стало традицией 15 февраля в  День памяти воинов-интернационалистов России проводить урок Мужества, где встречаются два поколения. На этих встречах присутствуют старшеклассники - те, кому служить в армии и участники афганской войны. Они слышат рассказы людей, прошедших пекло войны, видят молодых  мужчин, которые совсем недавно  окончили  школу и прошли Афганистан, вернувшиеся с войны, имеют ранения и правительственные награды. Встреча предполагает не только непосредственное общение с участниками афганской войны, но и одной из задач имеет ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. Такие мероприятия воспитывают у ребят чувство патриотизма,  гордости за наш народ, заставляют задумываться о своем месте в этой жизни. Данный Урок Мужества имеет образовательную и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии, стремлению стать достойными продолжателями ратных подвигов  старшего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Урок Мужества «Ты в памяти и сердце моём, Афганистан».»

Пояснительная записка

Разработка представлена в номинации: Методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Название работы: Урок Мужества «Ты в памяти и сердце моём, Афганистан».

Немаловажную роль в реализации ФГОС играет патриотическое  воспитание школьников. Воспитать гражданина, патриота России, готового встать на защиту своей Родины, - вот та задача, которую призваны решать педагогические коллективы школ. Этому способствует проведение различных форм работы: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн, интервьюирование, создание видеопроектов, видеофильмов, презентаций, переписка с родственниками погибших воинов, сбор документальных материалов о них. Особое внимание уделяется проведению Уроков Мужества. Стало традицией 15 февраля в День памяти воинов-интернационалистов России проводить урок Мужества, где встречаются два поколения. На этих встречах присутствуют старшеклассники - те, кому служить в армии и участники афганской войны. Они слышат рассказы людей, прошедших пекло войны, видят молодых мужчин, которые совсем недавно окончили школу и прошли Афганистан, вернувшиеся с войны, имеют ранения и правительственные награды. Встреча предполагает не только непосредственное общение с участниками афганской войны, но и одной из задач имеет ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. Такие мероприятия воспитывают у ребят чувство патриотизма, гордости за наш народ, заставляют задумываться о своем месте в этой жизни. Данный Урок Мужества имеет образовательную и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии, стремлению стать достойными продолжателями ратных подвигов старшего поколения.

Первые минуты урока… Вступительное слово учителя, представление гостей, музыка, тщательно подобранные стихотворения позволяют создать торжественную обстановку, обеспечивающую интерес к предстоящей деятельности. Дальше вместе с ребятами мы воссоздаём атмосферу тех лет, тот путь, который пришлось пройти участникам афганской войны.

Основная часть урока представлена выступлениями учащихся и гостей. В них представлены два участника-односельчанина. Выступления гостей урока помогают учащимся более конкретно и зримо представить события тех лет, обостряет интерес к историческому прошлому, пробуждает чувство уважения к воинам - афганцам. Беседа способствует доверительной обстановке, усиливает чувство гордости за свою школу, воспитавшую замечательных героев, вызывает стремление быть достойными их.

Важный момент урока – Минута молчания. Мы не должны забывать тех, кто погиб на этой войне.

Урок заканчивается подведением итогов. Учитель говорит: «Окончилась афганская война. Мы живём под мирным небом. Иногда слышишь слова о том, что люди не хотят войны, а потому, мол не надо ворошить память об её ужасах – пусть, мол, люди живут спокойно… Имеем ли мы право забывать о прошедшей войне?!». В ходе заключительной части у учащихся воспитывается чувство действенной памяти о погибших, осознание необходимости воспитывать у себя активную жизненную позицию, чувства личной ответственности за сохранение мира на земле, причастности к решению мировых проблем.

Цель данной работы: воспитание патриотизма, любви и преданности Родине, формирование позитивного образа, который может служить идеалом для подражания.

Задачи:

формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве и героизме;

воспитывать уважение к подвигам Защитников Отечества на примере подвигов наших односельчан, выпускников школы – участников афганской войны;

способствовать формированию у молодежи готовности к службе в рядах Вооруженных Сил, готовности к защите Родины.

Область применения: предлагаемый материал может быть использован классными руководителями и педагогами по реализации патриотического воспитания в классных коллективах.

Формы и методы реализации: основная форма проведения - это встреча с людьми, знающими вопрос изнутри. Но в процессе мероприятия имеет место и историческая справка, которую подготавливает учитель, выступления учащихся, беседа, которая строится по плану, предложенному учащимися.

Возрастные группы обучающихся: целесообразно проводить это мероприятие с учащимися 9 – 11 классов - допризывной молодежью, хотя можно использовать при проведении праздников, классных часов в 7- 8 классах.

Ожидаемые результаты:

  • подготовка воспитанников к участию в общественно – политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству;

  • решение проблемы преемственности поколений;

Главный полученный результат данного мероприятия - то, что выпускники школы достойно служат в рядах Вооруженных Сил. В адрес школы приходят благодарственные письма из воинских частей, где служат наши ребята.


СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


Сценарий Урока Мужества «Ты в памяти и сердце моём, Афганистан».


На экране: слайд 1

Звучит песня «Память». На фоне затихающей музыки ведущие начинают необычный урок, Урок Мужества, урок Вечной Памяти.

Чтец:

Опять война!

А может нам о ней забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо рану бередить!»

И может показаться, правы и убедительны слова,

Но даже если это правда,

Такая правда – не права.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть

Она, как силы, нам нужна.( Слайд 2)

1ведущий:

На долю каждого поколения выпадает свое испытание. Таким испытанием для молодых ребят стала война в Афганистане. Трагическая война, она длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Эта война рождала своих героев. (Слайд3)

Чтец:

Афганистан. Нелегки воспоминания.

Я рад, что реже стала сниться мне война,

Но не забыть тех звёзд высокого сияния

И тот рассвет, когда вся жизнь насквозь видна.

2ведущий:

Историю не повернуть вспять,

Сполна мы за Россию заплатили,

Но память возвращает нас опять

В Афганистан – туда, где мы служили.

Учитель: Более 20 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. В учебниках истории еще не описаны эти события, хотя они сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок.

1 ведущий:

Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде. Мы узнаем их по спокойным и твёрдым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей.

2 ведущий: Несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских, российских солдат остается достойным. Они нравственно безупречны. Подвиг воина – это подвиг веры, долга, присяги. Трое из наших земляков вернулись с той войны. Сегодня к нам на встречу пришли воины, прошедшие Афганистан: Филин Алексей Алексеевич и Бажанов Михаил Матвеевич.

1 ведущий: Им, героям афганской войны, посвящается сегодняшний урок. «Ты в памяти и сердце моём, Афганистан» - так звучит его тема.

2ведущий: 9 страшных лет 1 месяц и 18 дней продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось «выполнением интернационального долга». С чего все началось? (Слайд 4)

Чтец:

Получают мальчики повестки,

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Матери сынов провожают

И наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-бабьи жалобно всплакнут.

Чтец:

(на фоне песни «Славянка»)

Присягаешь на верность Отечеству.

Исполняешь свой воинский долг

От беды защитить человечество,

Наступил неизбежный твой срок.

Девушка-чтец:

(в роли матери солдата)

(на фоне «Аве-Мария»)

Даётся жизнь один лишь раз,

И мой ты выполни наказ.

Богатство, жизнь её беречь, лелеять надо,

Горьких встреч, быть может, ты не избежишь,

Но коль ты жизнью дорожишь,

Превозмогай всё на пути

И шанса жить не упусти.

но если завтра, вдруг, война.

Отдай свой долг, сынок, сполна,

Страну, солдатик, защити

И встань у смерти на пути.

Чтец:

В ту ночь пришёл приказ в казармы к нам

Десантникам тревогу объявили.

Сказали нам: летим в Афганистан,

Маршрут уже на картах проложили.

Учитель:

Историческая справка. (Слайд 5)

Южная Азия, где расположен Афганистан, отделена от остальной Азии цепью массивных горных хребтов. По территории Афганистана тянется второй в мире по высоте горный хребет засушливый Гиндукуш. Он идет через Центральный Афганистан.

Площадь Афганистана 649 507 кв. км.

Население: 25 825 000 человек.

Столица: Кабул.

Валюта: 1 афгани.

Государственный язык: афганский, персидский,

пушту.

Другие языки: узбекский, турецкий.

Основные религии: ислам 99%, индуизм, иудаизм.

1ведущий:

В декабре 1978 года правительство Афганистана обратилось к Советскому Союзу с просьбой оказать политическую, моральную военную помощь, чтобы спасти народную власть. А так как был подписан советско-афганский договор, то, как писали газеты «…наш ограниченный контингент вступил на землю Афганистана». (Слайд 6)

2 ведущий:

В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Чтец:

Нам на раздумья время не дано

Оружие своё готовим к бою.

Войну видали лишь в кино

А здесь придётся жертвовать собою.

Исполняется песня «Солдат».

Чтец:

Время выбрало вас, закружило в афганской метели.

Вас позвали, друзья, в грозный час, вы особую форму надели.

И в огне горных трудных дорог своей кровью кропили походы,

Не заметили в вихре тревог, как минуты прессуются в годы.

Верность, доблесть, отвага и честь – эти качества не напоказ.

У Отчизны Героев не счесть. Время выбрало вас. (Слайд 7)

1ведущий:

Из воспоминаний командующего Ограниченным контингентов советских войск в Афганистане генерала - полковника Б.В. Громова:

"25 декабря 1979 года в 15.00 были введены советские войска в Афганистан. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге и перевернулось - погибло 8 человек. В окрестностях Кабула разбился самолет - погибло 44 десантника. Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!"

 2 ведущий:

Трудной была война…  Душманы вскоре получили и освоили новейшее вооружение – вплоть до ракетных установок.

За спиною и горы, и горе

За спиною военный Афган

И строкой автоматною вторит

Эхо долгое, прячась в туман.

1 ведущий:

За спиною погибшие души

И пропавшие души ребят

И мы с болью ещё будем слушать

Эхо долгое, глядя назад.

2 ведущий:

Рядовые солдаты и офицеры, верные присяге, честно исполнили свой долг. Немало пало воинов в боях, оставшихся неизвестными широкой общественности. 1,5 млн. человек прошли через Афганистан, 15 тыс. человек погибли на чужой земле, 6 тысяч скончалось впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. (Слайд 8)

1 ведущий:

С печалью и благодарностью мы вспоминаем героев, всех их, отдавших силы, здоровье, помыслы великому подвигу.

Дети с зажжёнными свечами читают:

  • вспомним с нами отступивших;

  • воевавших год иль час;

  • павших, без вести пропавших;

  • с кем видались мы хоть раз;

  • провожавших, вновь встречавших,

  • нам воды попить подавших;

  • помолившихся за нас.

Чтец:

Минута молчанья…

Товарищи, встаньте

И в памяти павших героев представьте

Навек в нашем сердце

Бессмертных имён их звучанье.

Минута молчанья, минута молчанья…. (Слайд 9)

Минута молчания.

2 ведущий:

14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступавшим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через 9 месяцев.

( Слайд 10)

Первый вывод наших войск состоялся в июне-июле 1980 г. В 1983 году на территорию Советского Союза возвращено еще несколько подразделений. Крупномасштабный вывод советских войск из Афганистана был проведен в три этапа. Первый - октябрь 1986 года. Второй - 15 мая 1988 года. Третий - 15 февраля 1989 года.

1 ведущий: 15 февраля 1989 года советские войска покинули Афганистан (слайд). За спиной командующего армией генерала Громова и десятков тысяч солдат и офицеров остался не только мост через Амударью. Афганские воспоминания еще долго будут терзать душу. (Слайд 11, 12)

2 ведущий:

15 февраля 1989 года в истории России появилась новая знаменательная дата. Ею стал вывод советских войск из Афганистана. Этот день стал Днём памяти воинов-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в разное время на территориях разных государств, информация о которых строго умалчивалась.

Учитель:

Афганская война – это и воспоминания непосредственных участников тех событий. То, через что прошли эти ребята, мы не узнаём от них. Они не любят говорить на эту тему, не любят вспоминать, но они не теряют присутствия духа. Война закалила их, а жаловаться они не привыкли.

1 ведущий:

Вот они - герои наших дней,

Как солдатский долг святым считая,

По приказу Родины своей,

Шли вперед, о смерти забывая.

2 ведущий:

Их все «афганцами» зовут,

Парней из той войны.

Их люди сразу узнают,

Они просты, скромны.

Слово предоставляется воинам - афганцам. (Слайды 13-17)

(Беседа учащихся с воинами-афганцами. Вопросы в приложении.)

Учитель:

На долю защитников Родины всегда выпадали тяжёлые испытания.
Так было в далёкие годы первой мировой войны, революции, гражданской и Великой Отечественной войн, так было в годы необъявленных войн. Кто знает, какие испытания ждут вас впереди, будущих солдат, защитников Родины. Поэтому память о подвигах наших старших товарищей – афганцев нужна нам всем, чтобы правильно понимать события, происходящие в стране, чтобы суметь найти своё место в жизни. Нельзя уходить от трудных проблем и прятаться за чужие спины ни на войне, ни на гражданке. А учиться мы этому будем у афганцев

1 ведущий:

Россия! Оглянись же на них и поклонись им.

Ведь они защищали тебя…

Ученики:

1. Благодарим солдаты, Вас!

2. За жизнь

3. За детство

4. За весну

5. За тишину

6. За мирный дом

Все: За мир, в котором мы живём. ( Слайд 18)

2 ведущий:

От всех кто вами был спасён.

От всех, кто нынче рядом.

Примите наш земной поклон

«Советские солдаты».

Учитель:

Храни, вас, господь от житейских невзгод,

От тяжких болезней, душевных тревог.

Пусть будет побольше безоблачных дней,

Согретых любовью родных и друзей!

(Учащиеся вручают цветы почётным гостям)

Заключение. Итоги Урока Мужества

Учитель:

Окончилась война. Мы живём под мирным небом. Иногда слышишь слова о том, что люди не хотят войны, а потому, мол, не надо ворошить память об её ужасах – пусть, мол, люди живут спокойно…

Имеем ли мы право забывать о прошедшей войне?

(В своих высказываниях учащиеся подчёркивают, что самый длительный в ушедшем веке для России и последний для Советского Союза военный конфликт уходит в историю, хочется верить – не в забвение. Мы не имеем права забывать тех, кого он унес, кто отдал свои юные годы той страшной войне. Живым – жить. И помнить.)

1 ведущий:

Мы не хотим новой войны, поэтому не имеем права забывать о войне прошедшей. Мы будем вечно помнить о тех, кто погиб во имя Победы, мира на земле.)

(Примечание: на фоне «Реквиема» В.А. Моцарта звучат стихи)

2 ведущий:

Мы вас помним, солдаты!

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена. (Слайд 19)

1ведущий:

Чашу страданья испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми,

Но в памяти нашей на все времена

Останетесь вечно живыми!

Чтец:

Мы будем помнить ваши имена.

Обязаны мы просто вечно помнить!

Ведь памятью народною сильна

Страна могучая великого народа!

В народе говорят: уж лучше мир худой,

Чем драка, часто не на жизнь, а на смерть.

Пусть стаи птиц кружат над головой,

А верхушек рёв бросает наземь.

Сажать деревья и растить детей,

Не провожая их потом на гибель.

Ладонь отцов, улыбка матерей –

Всего-то надо людям – мирной жизни!

Так пусть уже нигде и никогда

Не рвутся мины и не гибнуть дети!

Анафеме подвергнется война!

Вот наши пожелания планете!






























Вопросы, заданные учащимися:


  1. Сколько Вам было лет, когда Вы оказались в Афганистане?

  2. Как к этому известию отнеслась Ваша семья?

  3. Был ли у Вас раньше опыт боевых действий?

  4. Как Вы думаете, сильно ли изменись наше поколение, способны ли на подвиг?

  5. Что вас потрясло в Афганистане больше всего?

  6. Как долго Вы были там?

  7. Что Вам дал Афганистан?

  8. Какое задание было самое трудное?

  9. Были ли у Вас ранения?

  10. Что Вы чувствуете спустя долгое время?

  11. Какое было Ваше главное оружие?

  12. Какие – то забавные истории происходили с Вами в Афганистане?



































ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:



Б.Г. Громов. «Войны и вооруженные конфликты второй половины ХХ века».

Патриотическое воспитание школьников. Пенза. 2002.

Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Москва. «Глобус». 2007.

Гревцева И.В. Афганистан живет в душе моей…//Досуг в школе.2007, №3

Орешета М. Память остается всегда. //Полярная правда, 2007, 23 октября.

Н.И.Стрельцова «Возвращение из Афганистана»

А.С.Ткаченко «Афганистан болит в моей душе»

Сборник стихов «Из пламени Афганистана»

























Номинация: Методика организации и проведения

«Уроков Мужества», торжественных мероприятий,

посвященных памятным событиям Российской истории.





Название работы: Урок Мужества «Афганистан к нам тянется сквозь годы».





Автор: Дмитриева Надежда Ивановна,

МОУ ООШ с. Чернышёва,

учитель немецкого языка.






Адрес: 442263 Пензенская область

Белинский район

с. Чернышёво

ул. Полевая д.45





Телефон: (841-2)-3-43-22 (рабочий)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!