СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Многообразие пресмыкающихся"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок "Многообразие пресмыкающихся Пермского края" с компонентом моделирование.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Многообразие пресмыкающихся"»


План-конспект урока.



Информативная часть


1.

Школа

МАОУ СОШ № 55

2.

Учитель (ФИО)

Тетюева Елена Анатольевна

3.

Категория учителя


4.

Предмет

Биология. Зоология.

5.

Поток (параллель)

7 класс

6.

Название группы

Зоология и моделирование.


1.

Тема урока

Многообразие пресмыкающихся.

2.

Цель урока (в соответствии со спецификой ММОШ)

Триединая цель урока:

Образовательная: познакомить с многообразие пресмыкающихся Пермского края, познакомить с редкими и исчезающими видами пресмыкающихся, выявить особенности внешнего строения рептилий, связанные с наземным образом жизни.

Развивающая: Продолжить формирование умений работать с дополнительным материалом по теме (статьями, интернет ресурсами), выделять главный материал из источников разного вида , анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группах. Получение навыков ораторского искусства. Развитие навыков: наблюдения, сравнения обобщения и формулирования доказательств и выводов.

Воспитательная: воспитание экологически грамотного отношения к природе, создание условий для самовыражения школьников и благоприятного психологического климата на уроке, сохранение интереса к учебному материалу, расширение кругозора и познавательного интереса через знакомство с отдельными представителями пресмыкающихся, встречающихся на территории Пермского края, корректного отношения друг к другу.



План урока


  1. Организационный момент

  2. Постановка проблемы. Мотивация. Сообщение детям темы. Определение детьми цели урока.

  3. Изучение нового материала.

А. Вводное слово учителя

Б. Работа детей в группах по изготовлению моделей пресмыкающихся Пермского края и среды обитания, составление презентации «Пресмыкающиеся Пермского края».

  1. Закрепление изученного материала.

  2. Рефлексия.

6. Домашнее задание

7. Выставление оценок за урок.

Ход урока

I. Организационный момент. Столы расставлены парами, дети располагаются по группам (3 группы), дополнительный стол с заготовками и компьютером располагается отдельно.

II. Тема, цель. Постановка проблемы (проецирование слайдов на экран)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но -ах!

Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. ( змея)

(Слайд 1 с картинками разных пресмыкающихся) К какой группе животных вы бы их отнесли? (Пресмыкающиеся)

Тема урока «Многообразие пресмыкающихся».

Какова цель нашего урока? (формулируют дети).

Мотивация

Как вы думаете, для чего нам необходимо знать об этой группе животных? (чтобы знать, как общаться с этими животными, какие меры безопасности соблюдать при встрече с ними, как сохранить эти виды, как использовать рептилий в своей жизни)

II. Изучение нового материала.

А. Вводное слово учителя: Пресмыкающиеся, или рептилии, широко распространены по всему земному шару кроме Антарктиды. У многих людей пресмыкающиеся не вызывают положительных эмоций, их боятся и относятся к ним с брезгливостью, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них обитающими на территории Пермского края и надеюсь. Суеверия древних хантов и манси, уральских легенд, примет горщиков и рудознатцев позволили знаменитому писателю Павлу Петровичу Бажову создать замечательные образы пресмыкающихся в своих произведениях ("Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне, голубая змейка — волшебная маленькая змейка, Великий Полоз — ответственен за золото, фигурируют также многочисленные дочери Полоза — Змеевки и Медяницы")

Когда-то, считают ученые, на Земле обитало 16 отрядов Пресмыкающихся, известных по ископаемым остаткам. Сейчас класс Пресмыкающихся – (Reptilia) немногочислен, включает около 6000 видов и подразделяется на 4 отряда: (Слайд №2)

Отряд Чешуйчатые (Squamata).

Отряд Крокодилы (Crocodilia).

Отряд Черепахи (Chelonia)

Отряд Клювоголовые (RHYNCHOCEPHALIA) один вид - гаттерия, которая обитает в Новой Зеландии).

Мы знакомимся с отрядом Чешуйчатые, т.к. Представители встречаются на территории Пермского края.

Б. Работа в группах.

 Организация работы в группах. Я прошу Представителей от каждой группы подойти и вытянуть задание.

На ваших столах предложены источники информации (учебник, доп. Литература - напечатанная статья). На дополнительном столе материалы, заготовки, компьютер.

Каждая группа имеет таблицу, которую вы будете заполнять по мере подготовки материала и выступления каждой из групп. (Технология продуктивного чтения, моделирование, составление презентации). Ваши работы будут использованы на уроках в начальной школе.

Представители от каждой группы вытягивают задание.

Задание № 1

1.Поработав с источниками информации (учебник стр.196 и предложенная статья), выделите общие черты и различия представителей отряда Чешуйчатые.

2.На основании выделенных различий, из предложенных (на общем столе) бумажных деталей, с помощью клея, фломастеров, карандашей, воспроизведите модели двух разных представителей отряда чешуйчатые Пермского края.

3.Кратко расскажите (пользуясь своими моделями и предложенной информацией) об особенностях строения двух разных представителей отряда Чешуйчатые.

Задание № 2

1.Поработав с источниками информации (учебник стр. 196 и предложенная статья), выделите особенности условий проживания представителей отряда Чешуйчатые Пермского края.

2.На основании выделенных особенностей, из предложенных (на общем столе) материалов, создайте модель места обитания представителей отряда чешуйчатые.

3.Кратко расскажите (пользуясь своей моделью и предложенной информацией) об особенностях места обитания двух разных представителей отряда Чешуйчатые Пермского края.

Задание № 3

1.С помощью предложенной информации (электронный вариант) составить презентацию "Пресмыкающиеся Пермского края" (удалить неправильные слайды, добавить текст).

2.С помощью предложенной информации (напечатанная статья) предложить правила поведения при встрече с гадюкой обыкновенной.

3.Представить материал в виде презентации (Пресмыкающиеся Пермского края) и краткого рассказа.

Таблица. Многообразие Пресмыкающихся

Название отряда

Представители

Среда обитания

Особенности внешнего строения

4.Закрепление изученного материала: Таким образом, мы можем выделить особенности внешнего строения рептилий, связанные с наземным образом жизни. (Кожа пресмыкающихся сухая, практически не имеет желез, покрыта роговыми чешуями. Глаз имеет наружное веко и мигательной перепонкой. У змей веки срастаются, образуя прозрачную оболочку. У ночных видов глаза обычно увеличены и имеют вертикальный зрачок. Слезные железы предохраняют глаз от высыхания. Аккомодация глаз осуществляется изменением кривизны хрусталика и его перемещением. У некоторых змей и питонов есть терморецепторы и даже термолокаторы – органы термического чувства для поиска добычи. Орган слуха - среднее ухо с барабанной перепонкой и одной слуховой косточкой стремечком (усиливает звуки в воздушной среде. Хеморецепторы, Органы обоняния – ноздри, Якобсонов орган воспринимает запах пищи во рту, Органы осязания, Пахучие железы (метят территорию). У пресмыкающихся увеличивается подвижность, что сопровождается прогрессивным развитием скелета и мускулатуры: меняется положение различных отделов конечностей по отношению друг к другу и к телу, укрепляются пояса конечностей, позвоночник расчленяется на шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы, увеличивается подвижность головы).

На следующем уроке мы познакомимся с оставшимися отрядами класса Пресмыкающиеся, продолжим заполнять нашу таблицу.

5.Рефлексия: Что нового вы узнали на уроке, какие трудности возникли, как вы с ними справились?

Кто не достаточно понял материал урока, поднимите руку.

Кто хорошо усвоил материал урока, поднимите обе руки и поаплодируйте себе.

6. Домашнее задание: параграф 42, Творческое задание: Подготовить памятку «Осторожно ЗМЕИ»

7. Выставление оценок за урок (самооценка внутри группы).

Общая оценка после написания теста «многообразие пресмыкающихся».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!