СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе по теме «Упрощение выражений» при вычислениях

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-сказка, формирующий навыки упрощения выражений при вычислениях, решения уравнений и задач.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе по теме «Упрощение выражений» при вычислениях»

Соловьёва Марина Германовна

Урок математики в 5 классе по теме «Упрощение выражений»


Учебник: Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-М.: Мнемозина, 2005 г.

Тип урока: урок-сказка

Цель: формирование навыков упрощения выражений при вычислениях, решения уравнений и задач.

Задачи:

  1. Обучающая – научить учащихся упрощать выражения, используя свойства сложения и умножения;

  2. Развивающая – развивать логическое мышление, память, внимание;

  3. Воспитательная – воспитывать доброту, уважение к героям сказки, развивать интерес к предмету.

ХОД УРОКА

Звучит музыка – начало сказки.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у сказки об Иване-Царевиче и Елене Прекрасной. На нем мы должны научится применять свойства арифметических действий при вычислении, решении уравнений, задач.

Учитель рассказывает сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван-Царевич. И было у него три сестры: Марья, Ольга, Анна. Отец и мать у них умерли, отдал Иван-Царевич сестер своих замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил один, стало ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. Только выехал он из царства своего, а на пути – огромный камень перекрыл дорогу. А на камне том – числовые выражения. Если правильно решит их Иван-Царевич, то камень повернется и освободит дорогу. Иван-Царевич посмотрел на выражения и говорит: “В жизни таких примеров не решал, этому меня в школе не учили. Ребята, помогите мне, пожалуйста, а я в долгу не останусь”.

Задания на камне:

Вычислить удобным способом:

А) 289 • 315 + 711 • 315 = (решает первый ряд)

Б) 647 • 243 – 243 • 447 = (решает второй ряд)

В) 139 • 37 – 108 • 37 + 69 • 37 = (решает третий ряд)

(Кто первый решит с каждого ряда – записывает решение на доске, остальные проверяют свое решение на доске)

Учитель: Решили помощники примеры, камень повернулся и освободил дорогу. Едет Иван-Царевич дольше, а навстречу ему Елена Прекрасная. Поздоровался Иван-Царевич покланялся: “Здравия желаю Вам, сударыня – Елена Прекрасная. Разрешите проехать?” А Елена Прекрасная отвечает: “Проедете если ответите на мои вопросы”.

Вопросы Елены Прекрасной.

Какие числа употребляются при счете?

Назовите первые десять натуральных чисел.

Назовите цифры, которые употребляют для записи натуральных чисел.

Назовите наименьшее трехзначное натуральное число.

Назовите наибольшее трехзначное натуральное число.

Как называются компоненты действия сложения?

Как называются компоненты действия умножения?

Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно сложения и относительно вычитания.

Учитель: Быстро и правильно Иван-Царевич со своими помощниками ответил на вопросы Елены Прекрасной, понравился он Елене Прекраснрй, а еще больше Елена прекрасная понравилась Ивану-Царевичу. Едет он дальше, а сам о Елене Прекрасной думает. Пришла идея: вернутся назад, сделать ей предложение. Так и сделал. Вернулся, доехал до того места, где встречал Елену Прекрасную, а ее нет. Смотрит на том месте старик Хоттабыч. Иван-Царевич спрашивает: “Ты не видел, куда делась Елена Прекрасная?” Старик Хоттабыч отвечает: “Скажу, если ты назовешь, сколько мне лет сейчас. Число моих лет – наибольшее двузначное число, сумма цифр которого 13”. Иван-Царевич ответил: “67”.

Старик Хоттабыч: “Нет, милый нет. А как вы думаете ребята?”

(Правильный ответ – 94)

Того, кто называет правильно, старик Хоттабыч хвалит: “Молодец! Умница” и говорит, что Елену Прекрасную похитил Кощей Бессмертный.

Иван-Царевич вернулся домой, взял верных воинов и поехал искать любимую.

Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке на курьих ножках, в которой жила баба Яга. Она долго враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-Царевичу, но только в том случае, если его войны решат уравнения, которые не смогли решить ее внуки.

Иван-Царевич вновь обращается к вам:

Дорогие мои, друзья! Без вас нам не справится, вы решать умеете лучше, чем внуки Бабы Яги”.

(Уравнения – на таблицах)

Задания для первого ряда

434х + 19х = 1270

60у – 3у – 390 = 1500

Задания для второго ряда

29х + 67х = 30720

50у – 18у – 32 = 800

Задания для третьего ряда

34х + 17х = 1173

48у – 25у – 37 = 400

(Учащиеся решают самостоятельно)

Проверка ответов – корней уравнения.

Учитель: Баба Яга рассказала, что корни уравнений имеют большую силу. Коль нужно какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения, мигом все исполнится.

Черный Ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею.

Едут Иван-Царевич со своими войнами дальше. Долго ехали они по лесу, вдруг на встречу им из дремучего леса выходит Змей Горыныч.

Иван-Царевич к нему обращается:

“Уважаемый Змей Горыныч! Скажи, пожалуйста, как проехать до дворца Кощея Бессмертного?”

А Змей Горыныч отвечает: “Скажу, если твои помощники ответят на вопросы. Хочу проверить кто из них самый внимательный, кто любит математику”.

Вопросы Змея Горыныча.

Какое число делится на все натуральные числа без остатка? (Нуль)

Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько минут варятся 5 яиц? (3 минуты)

Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько играл каждый? (2 часа)

В семье у каждого из 7 братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (8 детей)

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, да собака Дружок. Сколько внуков у бабушки? (Оодна)

Число и нота рядом с ним, да букву припишите согласную. А в целом мастер есть один, он мебель делает прекрасную. (Столяр)


Учитель: Понравились ответы Змею Горынычу: “Молодцы твои помощники, они хорошо ориентируются в различных вопросах математики. А к дворцу Кощея пойти прямо до перекрестка, затем направо дорога пойдет в гору и приведет вас к дворцу”.

Поблагодарил его Иван-Царевич и поехали дальше.

Черный Ворон рассказал Кощею, что Иван-Царевич ищет Елену Прекрасную. Тот подстерег их, схватил и бросил всех в глубокое подземелье, замкнул на 6 замков. Сидят войны в подземелье, а на его стенах записаны задачи. Узникам делать нечего, стали они задачи решать.

Поможем им, ребята!

(Задачи предлагаются в таблицах с кратким условием)

Каждому ученику решить 1 задачу по выбору.

№ 1. Масса двух чемоданов 20 кг, причем масса одного в 3 раза больше массы другого. Найдите массу каждого.

№ 2. Одно число больше другого в 6 раз, а их разность равна 125. Найдите каждое число.

№ 3. Если задуманное число увеличить в 11 раз и к результату прибавить 5, то получится 82. Найдите задуманное число.

№ 4. В первый бидон налили в 5 раз меньше масла, чем во второй. Сколько литров масла налили в каждый бидон, если во второй налили на 32 л больше, чем в первый?

№ 5. Смесь конфет, состоящая из 3 частей карамели и 5 частей ирисок, имеет массу 480г, Сколько граммов ирисок в этой смеси?

№ 6. Длина прямоугольника в 2 раза больше ширины, а его периметр 120 см. Найдите стороны прямоугольника.

(Проверка решения задач).

Учитель: Как только рассказали помощники решение всех задач, открылись 6 замков подземелья и стали войны перед воротами Кощеева дворца, на которых записано уравнение:

2 • х – 6 = 0

Быстро решил его сам Иван-Царевич. Ворота дворца отварились. Освободили войны Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной проведали его сестер, поехали домой.

Долго ехали они. И перед самым домом река. Моста нет. Течение быстрое, вода темная. (Музыка).

На полу раскладывают много рыбок, к которым прикреплены вопросы о названиях компонентов арифметических действий, правила нахождения компонентов арифметических действий. Мелом рисуют берега.

Учитель: Вдруг к самому берегу подплыла Золотая Рыбка и молвит человеческим голосом: “Вылови нас из реки за 4 минуты”.

Предлагаются 3 удочки (для каждого ряда), каждому ученику дается 30 секунд на ловлю рыб. Ответы на вопросы. Какой ряд поймал больше.

Учитель: Справились войны и с этим заданием. Появился мост. Приехали домой, стали жить – поживать, добра наживать.

А мы благодарим всех, кто помогал Ивану-Царевичу и его войнам.


Подведение итогов.

Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!