Урок математики 2 класс
Составитель: Попикова Наталья Александровна
Тема: Вычитание вида 20-3. Решение примеров и задач
Цель Знакомство с алгоритмом решения примеров вида 20-3.
Задачи: закрепить образование числа 20, отрабатывать быстроту устных вычислений, воспитывать интерес к цирку.
Оборудование
Ход урока
(Слайд 1)1. Организационный момент
Прозвенел звонок
Начался УРОК!
-Ребята, какой урок начался? Чем мы занимаемся на уроке математики?
(Слайд 2)-Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся в цирк. Я слышала, что сейчас в цирке показывают интересную математическую программу. Ну что, идём в цирк?
-А, чтобы попасть на представление, что нам для этого нужно?
(Слайд 3)-Кому предъявляют билеты? (контролёр)
-Контролёры нас без билета не пустят. Нам надо предъявить билеты. У вас на парте у каждого лежит билет в цирк, на нём написано число, это место на которое вы сядете в цирке, назвать число, назвать на каком месте стоит, за каким числом следует. (учитель объясняет)
14 6 17 19 15 8 1 10 7 11 18 5 20
-Ну что, все расселись по местам?
2. Устный счёт
(Слайд 4) -Вот мы с вами и в цирке. Перед нами арена, на которой выступают артисты цирка. Здесь всё сияет, сверкает, всюду довольные, улыбающиеся лица друзей и незнакомых людей. Всюду шум, веселье. Заполняются зрительские места вокруг арены. Погас свет, ярким круглым пятном выделяется только арена цирка. Заиграла весёлая музыка.
(Слайд 5) -И вот на арене цирка первым номером программы выступает ФОКУСНИК.
-Мы будем помогать ему в его фокусах:
-Восстановить числовой ряд чисел. Назвать числа по порядку.
-Назвать все однозначные числа, все двузначные почему их так называют.
-Назвать самое маленькое число среди этих чисел, самое большое.
-Назвать число, в котором 1 дес., 1дес. 5 ед., 1 ед., 2 дес.
-Игра «Задуманное число»
-Молодцы, ребята! Наш фокусник очень доволен, что вы справились со всеми заданиями. И теперь он хочет научить вас очень интересному фокусу, готовы?
3. Пальчиковая гимнастика
Карандаш в руках катаю между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик быть послушным научу
Карандаш спрятать в ладонях.
Раз, два, три выросли цветы.
4. Работа в тетради
(Слайд 6)-Ну а теперь, на арене цирка появилась ОБЕЗЬЯНКА, она будет показывать номер с тетрадью.
(Слайд 7)-Посмотрите, с чем будет выступать обезьянка, (обручи) какую геометрическую фигуру, имеет обруч? (круг)
-Нарисовать в тетради круги через клетку.
-Посчитать сколько кругов нарисовали, записать число.
-Молодцы, ребята!
5. Формулировка темы
(Слайд 8)-Вот в центр арены вышел маленький МЕДВЕЖОНОК.
(Слайд 9)Он принёс необычные примеры.
-Чем похожи все эти примеры?
-Какое действие в этих примерах?
-Чему мы будем учиться на уроке?
(Правильно, сегодня на уроке мы с вами будем учиться вычитать из 20 однозначное число.
Объяснение учителя
Решим пример: 20-3=17
(Работа с палочками)
У меня в руке палочки 2 десятка-это 20 счётных палочек. Развяжем 1 пучок палочек, заменим 1 десяток палочек на 10 единиц. Уберём 3 палочки. Сколько палочек осталось? Какое число получилось?
Таким образом, в числе 20 было 2 десятка. Один десяток заменили на 10 единиц. Убрали 3 единицы. Десять минус 3, получится 7. Остался один десяток и семь единиц. Получилось число17.
Решение примеров, которые принёс Медвежонок.
Молодцы, ребята. Скажите, как надо решать такие примеры?
(Слайд 10) 6 Физминутка
-А сейчас у на АНТРАКТ
-На арене цирка ХОМЯЧОК. Он предлагает нам немного отдохнуть.
7 Задача
(Слайд 11)- Ребята, а кто никогда в цирке не унывает? Нас всегда веселит в цирке? КЛОУН
- Да ребята, это клоуны. Клоун пришёл неслучайно, он предлагает нам решить задачу.
Стр.94 №17(1)
-Учитель читает задачу.
-Что я прочитала?
-Из каких частей состоит задача?
-Прочитать условие задачи.
-Прочитать вопрос.
-О ком говорится в задаче?
-Что известно в задаче?
-Сколько шаров было у клоуна?
-Что сделал клоун?
-Что мы должны узнать?
-Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Каким действием?
-Почему? Правильно, когда даришь, остаётся меньше.
-Назвать решение задачи: 20ш.-5ш.=15ш.
-Задачу решили? Пишем ответ. Ответ. 15 шаров.
- Скажите, задача простая или составная? (Простая, потому что решается в 1 действие)
-Я думаю, клоуну было с нами интересно, он так спешил, что оставил свою шапку. А в шапке остался для вас сюрприз. В конце урока посмотрим, что же оставил клоун.
(Слайд 12) 8. Работа с геометрическим материалом
-Ну, а наше представление продолжается, и на арене под куполом цирка выступает КАНАТОХОДЕЦ.
-Ребята, кто такой канатоходец?
-На какую геометрическую фигуру похож канат?
-А что такое прямая линия?
(Слайд 13)-На доске изображены геометрические фигуры.
-Назвать фигуры: луч, отрезок, прямая линия.
-Скажите какие фигуры нельзя измерить? Почему?
-Какую фигуру измерить можно?
-Скажите, а можно измерить канат канатоходца?
-Почему? (У него есть начало и конец)
- Задание: Начертить отрезок длиной 13 см.
-Как будем чертить? (Ставим точку на 0 ставим точку 13, точки соединяем)
- Выразить 13 см в дм и см. 13 см= 1дм 3 см.
-Молодцы, вы справились с заданием!
(Слайд 14)9. Итог
-Вот и закончилось цирковое представление. Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление.
-Ребята, что нового мы узнали на необычном уроке математики?
(Слайд 15)10. Рефлексия
- Посмотрите на парту, у вас лежат воздушные шары зелёный, жёлтый и красный.
-Ребята, если вам на уроке было легко, вы поняли, как решать примеры, то выбирайте зелёный шар.
-Если вы испытывали небольшие трудности, у вас не всё получилось, то жёлтый шар.
-А если вам было очень трудно, и вы ничего не поняли, то выбирайте красный шар.
- Выбрали?
- А теперь можете подарить свои шарики, артистам, которые выступали сегодня перед нами.
- Чем вам запомнился урок?
-Чем он был интересен для вас?
(Слайд 16)- Ребята, давайте посмотрим, что оставил для вас клоун в своей шапке? Для этого я к вам подойду, а вы на ощупь определите, что лежит в шапке. Догадались, что же это? (Правильно, это воздушные шарики)