СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 6 классе: Решение задач способом составления уравнений.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок формирования предметных навыков, овладение предметными умениями.

Цель урока: в результате выполнения работы на уроке учащиеся обобщают знания о уравнениях получают опыт применения полученных знаний при решении задач.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 6 классе: Решение задач способом составления уравнений.»

Урок математики в 6 классе.

Тема: Решение уравнений. Решение задач способом составления уравнений.

Класс: 6.

УМК: Истомина Н.Б., «Ассоциация 21 век», 2013 г.

Учитель: Кочнева Елена Владимировна.

Тип урока: урок формирования предметных навыков, овладение предметными умениями.

Цель урока: в результате выполнения работы на уроке учащиеся обобщают знания о уравнениях получают опыт применения полученных знаний при решении задач.

Урок предполагает достижение следующих результатов:

личностные:

учащиеся ответственно относятся к учёбе; понимают личную ответственность за будущий результат; ясно, точно, грамотно излагают свои мысли в устной и письменной речи; понимают и уважают позицию собеседника; сотрудничают для достижения общих результатов;

метапредметные:

самостоятельно ставят цели учебной деятельности; умеют выделять нужную информацию в различной форме (словесной, табличной, символической); владеют приёмами умственных действий; работают по алгоритму; взаимодействуют с учителем и в группах, аргументируют и отстаивают своё мнение;

предметные:

умеют работать с математическим текстом; умеют использовать известные преобразования при решении уравнений; умеют решать не сложные задачи способом составления уравнений;



Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Методы работы: информационный, наглядный, практический.



Технологическая карта урока.

п/п

Этапы урока.

Задачи этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД.

1

Мотивационный.

Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к учебному занятию, организует внимание детей.

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.



Актуализация опорных знаний и способов действий.

Готовит учащихся к самостоятельному выполнению заданий.

Сегодняшний урок хочу начать с игры…., которая называется АБВГДейка:

Слайд 1. (слова с пропущенными буквами)

Множ…тель.

Пр…изведение.

Д…лимое.

Д…литель.

Час…ное.

Гру…..ровка.

Прив…дение п…добных.

Неизве….ный к…мп…нент.

Готовит учащихся к постановке целей на урок.

Выполняют задание. Проверяют правильность выполнения.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

3

Целеполагание.

Обеспечение мотивации детей, принятие ими целей урока.

А где используются все эти понятия?

Какова цель нашей дальней деятельности?


При решении уравнений. Ставят цель:

«мне надо повторить…….»


Регулятивные: целеполагание, осмысление учебных задач, построение логических цепочек рассуждений, построение речевого высказывания.


4

Актуализация комплекса знаний и умений.

Обеспечение восприятия, осмысления и систематизация полученных знаний.

  1. Создаёт ситуацию для осознанного ответа на вопросы.

Задание:

Выделить уравнения по смыслу в 4 группы, обосновать свои действия.

а) 2,5х= – 5

б) – 4,2х – 1,8=4,6х + 2,4

в) 2(2,1х – 3)= – 3(5 – 3х)

г) –3,4х=6,8

д) – (3,5х +5) + 2(2,5х – 2)= 5

е) 2,2 х – 4= –8,2 + 2,8

(слайд 2)

2) А где мы используем полученные знания о уравнениях?

Организует работу в парах.

Задание: заполнить таблицу.

(приложение 1)

Проверить заполнение, используя «Представьте, что вы задача определённого типа, расскажите о себе..»

3)Но невозможно достичь успеха при решении задач способом составления уравнений, не зная этапов. Как вы считаете?

  1. Мотивирует учащихся к решению задач.

Вчера мне попалась очень интересная древнегреческая задача о количестве воспитанников пифагорейской школы (слайд №3). Помогите мне её решить.

Знаю ли я, что такое уравнение?

Знаю ли я как решать известные мне уравнения?

Знаю ли я группу преобразований, которые используют при решении уравнений?

Знаю ли я как выполнить проверку?






При решении задач.

Этапы решения задач….




Аргументируют заполнение таблицы (рассказывают о типах задач)

«Я задача……»



Повторяют этапы решения задач способом составления уравнений.





Высказывают своё мнение, организуют свою работу по решению задачи.

Регулятивные:

выражение своих мыслей, осмысление учебных задач, построение логических цепочек рассуждений, анализ, сравнение, выполнение пробного учебного действия, знако-символическое моделирование, самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт мнения других;

инициативное сотрудничество в поиске решения и его реализации.

Личностные:

Осознают свои возможности в учении.

5

Усвоение знаний и способов действий.

Обеспечение восприятие и осмысления знаний на уровне их применения.

Девиз следующего этапа нашего урока:

«Весь мир открытая задача

Решай – и ждёт тебя удача»

А.А. Гин.

Класс разбит на две группы:

  1. Учащиеся, которые ранее показали хорошие знания при решении задач и уравнений (разбиваются на пары, решают задачи определённого типа).

  2. Учащиеся, которые работают под руководством учителя.


Как я умею применять полученные знания?

Решают задачи в парах:

(приложение 2)

1 пара: задача на движение по шоссе,

2 пара: задача на работу,

3 пара: количественная задача.

Работу выполняют 10 мин, затем обучают друг друга в парах, ещё 10 мин.





Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные:

управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Обеспечение осознания и анализа учащимися собственного результата урока,

Предлагает ещё раз вспомнить все этапы урока и провести самооценку.

Заполняют листы самооценки.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха и неуспеха; аргументация своего мнения,

Осознание уровня качества усвоений, самооценка;

Познавательные: рефлексия.















Лист самооценки.

Ф.И. учащегося_____________________________________

п/п

Деятельность учащегося.

Критерии самооценки.

Самооценка.

1

Играю в «АБВГДейку»

Вставил(ла) правильно все буквы – 2 б.

Вставил неправильно хотя бы одну букву – 1 б.


2

Повторение «Уравнение»

При повторении темы «Уравнение»:

Знал(ла) ответы на все вопросы-3б.

Не уверен(на) был(а) в двух ответах-2 б.

Я плохо знаю тему уравнение, обязательно выучу – 1 б.


3

Повторяю типы задач, их характеристики. Способы Решения.

При заполнении таблицы был(была) активен(на), знал все ответы – 3 б.

Я затруднялся(ась) только в одном случае – 1 б.

Я плохо знаю типы задач, обязательно выучу – 1 б.


4

Решаю задачи в паре. Передаю опыт следующей паре.

Я принимал(ла) активное участие в решении задачи в паре, могу обосновать каждый шаг – 3 б.

У меня возникали небольшие трудности при решении задачи, обратился(ась) за помощью к напарнику – 2 б.

Задача для меня была сложной, без помощи соседа мне бы её не решить – 1 б.


Лист самооценки.

Ф.И. учащегося_____________________________________

п/п

Деятельность учащегося.

Критерии самооценки.

Самооценка.

1

Играю в «АБВГДейку»

Вставил(ла) правильно все буквы – 2 б.

Вставил неправильно хотя бы одну букву – 1 б.


2

Повторение «Уравнение»

При повторении темы «Уравнение»:

Знал(ла) ответы на все вопросы-3б.

Не уверен(на) был(а) в двух ответах-2 б.

Я плохо знаю тему уравнение, обязательно выучу – 1 б.


3

Повторяю типы задач, их характеристики. Способы Решения.

При заполнении таблицы был(была) активен(на), знал все ответы – 3 б.

Я затруднялся(ась) только в одном случае – 1 б.

Я плохо знаю типы задач, обязательно выучу – 1 б.


4

Решаю задачи в паре. Передаю опыт следующей паре.

Я принимал(ла) активное участие в решении задачи в паре, могу обосновать каждый шаг – 3 б.

У меня возникали небольшие трудности при решении задачи, обратился(ась) за помощью к напарнику – 2 б.

Задача для меня была сложной, без помощи соседа мне бы её не решить – 1 б.


Заполни таблицу

Задачи, которые я умею решать способом составления уравнений…..

Тип задачи.

Характеристики.

Связь между характеристиками.





Скорость, время, расстояние.




На работу.













Количественные.








Заполни таблицу

Задачи, которые я умею решать способом составления уравнений…..

Тип задачи.

Характеристики.

Связь между характеристиками.





Скорость, время, расстояние.




На работу.













Количественные.







Задачи 1 группы

  1. На один из овощных складов по ошибке завезли в 4 раза больше картофеля, чем на другой. Чтобы уравнять количество картофеля на складах пришлось перевезти с одного склада на другой 570 кг. картофеля. Сколько кг. картофеля было завезено на каждый склад первоначально?

  2. Иван с родителями поехал на дачу и увидел, что по дороге ползёт черепаха со скорость 80 км/ч. Какое расстояние проползёт черепаха за 3 часа.

  3. Расстояние из города в деревню автомобиль преодолел за 3,5 час. Если бы его скорость была на 15 км/ч больше, то на этот путь ему потребовалось бы 2,8 часа. Определите скорость автомобиля и расстояние между городами.

  4. Мастер и его ученик изготавливают одинаковые детали. Мастер за 1 час изготавливает на 6 деталей больше, чем его ученик. Сколько деталей изготовит каждый из них за 4 часа, если всего они изготовили 120 деталей?

  5. Дополнительное задание:

При каком значении т разность 4т – 1,3 и 5(т – 1,2) равна 6.

(указание: составь уравнение и реши его).







Задачи 1 группы

  1. На один из овощных складов по ошибке завезли в 4 раза больше картофеля, чем на другой. Чтобы уравнять количество картофеля на складах пришлось перевезти с одного склада на другой 570 кг. картофеля. Сколько кг. картофеля было завезено на каждый склад первоначально?

  2. Иван с родителями поехал на дачу и увидел, что по дороге ползёт черепаха со скорость 80 км/ч. Какое расстояние проползёт черепаха за 3 часа.

  3. Расстояние из города в деревню автомобиль преодолел за 3,5 час. Если бы его скорость была на 15 км/ч больше, то на этот путь ему потребовалось бы 2,8 часа. Определите скорость автомобиля и расстояние между городами.

  4. Мастер и его ученик изготавливают одинаковые детали. Мастер за 1 час изготавливает на 6 деталей больше, чем его ученик. Сколько деталей изготовит каждый из них за 4 часа, если всего они изготовили 120 деталей?

  5. Дополнительное задание:

При каком значении т разность 4т – 1,3 и 5(т – 1,2) равна 6.

(указание: составь уравнение и реши его).

















Задачи 2 группы.

  1. Одно число в 6 раз больше другого. А их сумма равна 42. Найди эти числа.

  1. Составляем уравнение:

Пусть_____первое число, тогда второе число _____. Так как их сумма равна 42, то получаем уравнение____+6х = 42.

  1. Решаем уравнение:













  1. Итак, ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ответ:

  1. На первой полке в 3 раза больше книг, чем на второй. Когда с первой полки сняли 8 книг, а на вторую поставили 14 книг, то на полках книг стало поровну. Сколько книг было на каждой полке?

  1. Составляем уравнение:


Было

Стало

На 1 полке



На второй полке






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!