Урок математики в 6 классе.
Тема: Решение уравнений. Решение задач способом составления уравнений.
Класс: 6.
УМК: Истомина Н.Б., «Ассоциация 21 век», 2013 г.
Учитель: Кочнева Елена Владимировна.
Тип урока: урок формирования предметных навыков, овладение предметными умениями.
Цель урока: в результате выполнения работы на уроке учащиеся обобщают знания о уравнениях получают опыт применения полученных знаний при решении задач.
Урок предполагает достижение следующих результатов:
личностные:
учащиеся ответственно относятся к учёбе; понимают личную ответственность за будущий результат; ясно, точно, грамотно излагают свои мысли в устной и письменной речи; понимают и уважают позицию собеседника; сотрудничают для достижения общих результатов;
метапредметные:
самостоятельно ставят цели учебной деятельности; умеют выделять нужную информацию в различной форме (словесной, табличной, символической); владеют приёмами умственных действий; работают по алгоритму; взаимодействуют с учителем и в группах, аргументируют и отстаивают своё мнение;
предметные:
умеют работать с математическим текстом; умеют использовать известные преобразования при решении уравнений; умеют решать не сложные задачи способом составления уравнений;
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Методы работы: информационный, наглядный, практический.
Технологическая карта урока.
№ п/п | Этапы урока. | Задачи этапа. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | УУД. |
1 | Мотивационный. | Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к учебному занятию, организует внимание детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Готовит учащихся к самостоятельному выполнению заданий. Сегодняшний урок хочу начать с игры…., которая называется АБВГДейка: Слайд 1. (слова с пропущенными буквами) Множ…тель. Пр…изведение. Д…лимое. Д…литель. Час…ное. Гру…..ровка. Прив…дение п…добных. Неизве….ный к…мп…нент. Готовит учащихся к постановке целей на урок. | Выполняют задание. Проверяют правильность выполнения. Отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
3 | Целеполагание. | Обеспечение мотивации детей, принятие ими целей урока. | А где используются все эти понятия? Какова цель нашей дальней деятельности? | При решении уравнений. Ставят цель: «мне надо повторить…….» | Регулятивные: целеполагание, осмысление учебных задач, построение логических цепочек рассуждений, построение речевого высказывания. |
4 | Актуализация комплекса знаний и умений. | Обеспечение восприятия, осмысления и систематизация полученных знаний. | Создаёт ситуацию для осознанного ответа на вопросы. Задание: Выделить уравнения по смыслу в 4 группы, обосновать свои действия. а) 2,5х= – 5 б) – 4,2х – 1,8=4,6х + 2,4 в) 2(2,1х – 3)= – 3(5 – 3х) г) –3,4х=6,8 д) – (3,5х +5) + 2(2,5х – 2)= 5 е) 2,2 х – 4= –8,2 + 2,8 (слайд 2) 2) А где мы используем полученные знания о уравнениях? Организует работу в парах. Задание: заполнить таблицу. (приложение 1) Проверить заполнение, используя «Представьте, что вы задача определённого типа, расскажите о себе..» 3)Но невозможно достичь успеха при решении задач способом составления уравнений, не зная этапов. Как вы считаете? Мотивирует учащихся к решению задач. Вчера мне попалась очень интересная древнегреческая задача о количестве воспитанников пифагорейской школы (слайд №3). Помогите мне её решить. | Знаю ли я, что такое уравнение? Знаю ли я как решать известные мне уравнения? Знаю ли я группу преобразований, которые используют при решении уравнений? Знаю ли я как выполнить проверку? При решении задач. Этапы решения задач…. Аргументируют заполнение таблицы (рассказывают о типах задач) «Я задача……» Повторяют этапы решения задач способом составления уравнений. Высказывают своё мнение, организуют свою работу по решению задачи. | Регулятивные: выражение своих мыслей, осмысление учебных задач, построение логических цепочек рассуждений, анализ, сравнение, выполнение пробного учебного действия, знако-символическое моделирование, самостоятельное создание способов решения проблем. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт мнения других; инициативное сотрудничество в поиске решения и его реализации. Личностные: Осознают свои возможности в учении. |
5 | Усвоение знаний и способов действий. | Обеспечение восприятие и осмысления знаний на уровне их применения. | Девиз следующего этапа нашего урока: «Весь мир открытая задача Решай – и ждёт тебя удача» А.А. Гин. Класс разбит на две группы: Учащиеся, которые ранее показали хорошие знания при решении задач и уравнений (разбиваются на пары, решают задачи определённого типа). Учащиеся, которые работают под руководством учителя. | Как я умею применять полученные знания? Решают задачи в парах: (приложение 2) 1 пара: задача на движение по шоссе, 2 пара: задача на работу, 3 пара: количественная задача. Работу выполняют 10 мин, затем обучают друг друга в парах, ещё 10 мин. | Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Обеспечение осознания и анализа учащимися собственного результата урока, | Предлагает ещё раз вспомнить все этапы урока и провести самооценку. | Заполняют листы самооценки. | Регулятивные: адекватное понимание причин успеха и неуспеха; аргументация своего мнения, Осознание уровня качества усвоений, самооценка; Познавательные: рефлексия. |
Лист самооценки.
Ф.И. учащегося_____________________________________
№ п/п | Деятельность учащегося. | Критерии самооценки. | Самооценка. |
1 | Играю в «АБВГДейку» | Вставил(ла) правильно все буквы – 2 б. Вставил неправильно хотя бы одну букву – 1 б. | |
2 | Повторение «Уравнение» | При повторении темы «Уравнение»: Знал(ла) ответы на все вопросы-3б. Не уверен(на) был(а) в двух ответах-2 б. Я плохо знаю тему уравнение, обязательно выучу – 1 б. | |
3 | Повторяю типы задач, их характеристики. Способы Решения. | При заполнении таблицы был(была) активен(на), знал все ответы – 3 б. Я затруднялся(ась) только в одном случае – 1 б. Я плохо знаю типы задач, обязательно выучу – 1 б. | |
4 | Решаю задачи в паре. Передаю опыт следующей паре. | Я принимал(ла) активное участие в решении задачи в паре, могу обосновать каждый шаг – 3 б. У меня возникали небольшие трудности при решении задачи, обратился(ась) за помощью к напарнику – 2 б. Задача для меня была сложной, без помощи соседа мне бы её не решить – 1 б. | |
Лист самооценки.
Ф.И. учащегося_____________________________________
№ п/п | Деятельность учащегося. | Критерии самооценки. | Самооценка. |
1 | Играю в «АБВГДейку» | Вставил(ла) правильно все буквы – 2 б. Вставил неправильно хотя бы одну букву – 1 б. | |
2 | Повторение «Уравнение» | При повторении темы «Уравнение»: Знал(ла) ответы на все вопросы-3б. Не уверен(на) был(а) в двух ответах-2 б. Я плохо знаю тему уравнение, обязательно выучу – 1 б. | |
3 | Повторяю типы задач, их характеристики. Способы Решения. | При заполнении таблицы был(была) активен(на), знал все ответы – 3 б. Я затруднялся(ась) только в одном случае – 1 б. Я плохо знаю типы задач, обязательно выучу – 1 б. | |
4 | Решаю задачи в паре. Передаю опыт следующей паре. | Я принимал(ла) активное участие в решении задачи в паре, могу обосновать каждый шаг – 3 б. У меня возникали небольшие трудности при решении задачи, обратился(ась) за помощью к напарнику – 2 б. Задача для меня была сложной, без помощи соседа мне бы её не решить – 1 б. | |
Заполни таблицу
Задачи, которые я умею решать способом составления уравнений…..
Тип задачи. | Характеристики. | Связь между характеристиками. |
| Скорость, время, расстояние. | |
На работу. | | |
| | |
Количественные. | | |
Заполни таблицу
Задачи, которые я умею решать способом составления уравнений…..
Тип задачи. | Характеристики. | Связь между характеристиками. |
| Скорость, время, расстояние. | |
На работу. | | |
| | |
Количественные. | | |
Задачи 1 группы
На один из овощных складов по ошибке завезли в 4 раза больше картофеля, чем на другой. Чтобы уравнять количество картофеля на складах пришлось перевезти с одного склада на другой 570 кг. картофеля. Сколько кг. картофеля было завезено на каждый склад первоначально?
Иван с родителями поехал на дачу и увидел, что по дороге ползёт черепаха со скорость 80 км/ч. Какое расстояние проползёт черепаха за 3 часа.
Расстояние из города в деревню автомобиль преодолел за 3,5 час. Если бы его скорость была на 15 км/ч больше, то на этот путь ему потребовалось бы 2,8 часа. Определите скорость автомобиля и расстояние между городами.
Мастер и его ученик изготавливают одинаковые детали. Мастер за 1 час изготавливает на 6 деталей больше, чем его ученик. Сколько деталей изготовит каждый из них за 4 часа, если всего они изготовили 120 деталей?
Дополнительное задание:
При каком значении т разность 4т – 1,3 и 5(т – 1,2) равна 6.
(указание: составь уравнение и реши его).
Задачи 1 группы
На один из овощных складов по ошибке завезли в 4 раза больше картофеля, чем на другой. Чтобы уравнять количество картофеля на складах пришлось перевезти с одного склада на другой 570 кг. картофеля. Сколько кг. картофеля было завезено на каждый склад первоначально?
Иван с родителями поехал на дачу и увидел, что по дороге ползёт черепаха со скорость 80 км/ч. Какое расстояние проползёт черепаха за 3 часа.
Расстояние из города в деревню автомобиль преодолел за 3,5 час. Если бы его скорость была на 15 км/ч больше, то на этот путь ему потребовалось бы 2,8 часа. Определите скорость автомобиля и расстояние между городами.
Мастер и его ученик изготавливают одинаковые детали. Мастер за 1 час изготавливает на 6 деталей больше, чем его ученик. Сколько деталей изготовит каждый из них за 4 часа, если всего они изготовили 120 деталей?
Дополнительное задание:
При каком значении т разность 4т – 1,3 и 5(т – 1,2) равна 6.
(указание: составь уравнение и реши его).
Задачи 2 группы.
Одно число в 6 раз больше другого. А их сумма равна 42. Найди эти числа.
Составляем уравнение:
Пусть_____первое число, тогда второе число _____. Так как их сумма равна 42, то получаем уравнение____+6х = 42.
Решаем уравнение:
Итак, ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ответ:
На первой полке в 3 раза больше книг, чем на второй. Когда с первой полки сняли 8 книг, а на вторую поставили 14 книг, то на полках книг стало поровну. Сколько книг было на каждой полке?
Составляем уравнение:
| Было | Стало |
На 1 полке | | |
На второй полке | | |