СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики с применением цифровых средств по теме "Решение текстовых задач, содержащих дроби"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок общеметодологической направленности по теме "Решение задач, содержащих дроби". Проблема формирования умения решать задачи, содержащие дроби, одна из важнейших, так как носит межпредметный характер.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики с применением цифровых средств по теме "Решение текстовых задач, содержащих дроби"»

IX Областной конкурс

«Цифровые технологии в образовательной деятельности»








Конспект урока математики в 5 классе

с применением цифровых средств

по теме «Решение текстовых задач, содержащих дроби»







Автор: Юрчишина Наталья Александровна,

учитель математики МОУ Лицей г. Черемхово











2023 год

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Содержательная цель: закрепление и обобщение понятия дроби, формирование умения «видеть» виды задач на дроби, развитие умения решать задачи на нахождение части от числа и числа по значению его части.

Деятелъностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия при решении задач на нахождение части от числа и числа по значению его части как единого целого, а также представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение, саморазвитие, самоконтроль и самооценку.

Задачи:

Образовательные – Формировать умения решать задачи на дроби, совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающие - Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь, внимание и познавательный интерес.

Воспитательные – воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству, воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность, самоконтроль и самооценка.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики; способность к адекватной самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: умение выбирать эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий, умение осуществлять анализ, сравнение объекта; проводить классификацию изучаемых объектов; осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие); уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; умение фиксировать во внешней речи учебные действия; находить несколько вариантов решения учебной задачи, высказывать своё предположение, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

КоммуникативныеУУД: принимать участие в работе группами; понимать задаваемые вопросы; выражать свою точку зрения; адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Оборудование: учебник: Математика. 5 класс /С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин/, презентация, сигнальные карточки, карточки для групповой работы, ноутбук учителя, мультимедиа проектор, экран, ноутбуки для учащихся - 22 шт., наглядность на доску.

Технологическая карта урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивации.

Цель: 
Мотивировать к изучению темы;  актуализировать знания; 
- работать с  понятием «часть от числа»

- Доброе утро, ребята! У вас на парте лежат наборы смайликов. Выберите из них тот, который соответствует вашему настроению, и прикрепите на доску, на наш плакат «приветствий».

- Займите свои места. Проверим готовность к уроку! Всё ли вы приготовили к уроку, и нет ли на партах лишних предметов!

- Сегодня у нас с вами самый важный урок, на котором мы должны закрепить всё, что изучали на прошлом уроке.

- «Урок «Закрепление»

Даёт нам понять,

Что мы умеем

И что должны знать»1.

Ученики выбирают и приклеивают на плакат «приветствий» смайлик - настроение и садятся на свои места.

Оценивают готовность к уроку, при необходимости достают нужные или убирают лишние предметы.

Включаются в деловой ритм урока.










-проявление интереса к изучению темы (Л)
- умение  слушать (К)
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации (К)

- самоконтроль (Р)
-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний (Р)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель :выявление причин затруднения и мотивация к

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, о чем шла речь на прошлом уроке, чему мы учились, и что вы выполняли дома.

- Какие вопросы и проблемы у вас возникли во время выполнения домашней работы?

(Учитель выявляет затруднения в домашней работе.)

- Обратимся к слайду на экране. Проверьте своё решение первого задания. Поднимите зеленую сигнальную карточку те, у кого нет

Учащиеся озвучивают тему прошлого занятия, комментируют, с какими новыми понятиями знакомились на прошлом уроке и какие испытывали затруднения во время выполнения домашнего задания.

Учащиеся осуществляют самокон-троль, поднимают сигнальные карточки. Обсуждают и разбирают

  • оценивание результата собственной деятельности (Л)

  • планировать и выпол-нять задания в соответс-твии с целью (Р)

  • умение договариваться, приходить к общему решению (К)



учебному действию

ошибок в данном задании. Желтую карточку поднимают те из вас, кто допустил вычисли-тельную ошибку, но ход решения был правильным. А красную карточку поднимут те, кто неверно выбрал ход решения задачи.

(Далее учитель задает наводящие вопросы ребятам, которые подняли красную карточку)

- Обратимся к следующему слайду на экране. Проверьте своё решение второго задания. И также оценим правильность выполнения работы, поднимая соответствующую сигнальную карточку: зеленая карточка - нет ошибок; желтая карточка - вычислительная ошибка, и красная карточка - неверный ход решения задачи.

(Далее учитель вновь задает наводящие вопросы ребятам, которые подняли красную карточку)

- На ваших столах лежат оценочные листы. Давайте их подпишем, поставим сегодняшнюю дату и заполним первую строчку в таблице «Домашнее задание». Обратимся к оценочной шкале:

2 балла - нет ошибок.

1 балл - одна вычислительная ошибка.

0 баллов - неверный ход решения в 1 и (или) 2 задании или более 1 вычислительной ошибки.

- А теперь выполним первое задание из электронного маршрутного листа в ноутбуках. Перейдем по ссылке к первому упражнению.

Ссылка на первое упражнение: https://learningapps.org/watch?v=pyddm9vnt23

- Прочитайте цель задания.

- В вашем маршрутном листе есть справочные материалы. Можете их использовать в работе.

(На слайде учитель демонстрирует маршрутный лист и указывает на справочные материалы).

- Как оценили вашу работу?

- Ребята, все прочитали эту фразу?

- А что высветилось на экране вместо фразы? Как понять, справились вы с работой или допустили ошибки?

- Да, действительно, если вы ошиблись при делении задач по видам, то неверно распределенные задачи выделены красным цветом.

- Что стало причиной ваших ошибок?

- Да, ребята, это действительно сложно и важно уметь определять виды задач на дроби!

- Оцените правильность выполнения работы, поднимая сигнальную карточку: зеленая карточка - нет ошибок; желтая карточка - одна ошибка, и красная карточка - более одной ошибки.

- Давайте заполним вторую строчку в таблице оценочного листа «Устная работа». Обратимся к оценочной шкале:

2 балла - нет ошибок.

1 балл - одна ошибка.

0 баллов - более 1 ошибки.

- Итак, давайте определим цель нашего сегодняшнего урока. Какие задачи вы бы поставили перед собой?

(Учитель озвучивает цель урока)

- Ребята, какие правила надо знать, чтобы правильно определить вид задачи на дроби?









- Давайте повторим правило «Как найти часть (дробь) от числа».









- Кто из вас может напомнить это правило в стихотворной форме?




- А как найти число по значению его части (дроби)?

допущенные ошибки.

Отвечают на вопросы, повторяют ранее изученный материал.



















Учащиеся осуществляют само-оценку домашних работ, заполняют оценочные листы.







Учащиеся открывают маршрутный лист и по гиперссылке переходят к первому заданию.





Один из учащихся читает условие задания:

- Прочитайте условие задачи и определите к какому виду она относится: нахождение части от числа или нахождение числа по значению его части.

Учащиеся выполняют работу.


- Супер! Ты справился!


Учащиеся комментируют, что видят на экране.







- Забыли какие задачи к какому виду относятся, и как выглядит схемы этих задач.


Учащиеся осуществляют само-оценку, поднимают сигнальные карточки.



Учащиеся осуществляют само-оценку устной работы, заполняют оценочные листы.




Учащиеся определяют для себя содержательную цель урока. И комментируют чему они бы хотели научиться на уроке, и ответы на какие вопросы они хотят найти.

- Учащиеся комментируют схему из справочных материалов.

- Если известно значение дроби, а требуется найти все число (все количество), то это задача на нахождение числа по его части. Если известно все число (все количество), и в условие указано какую часть от этого числа нужно найти, то задача на нахождение части от числа.

Учащиеся формулируют правила нахождения части от числа. Указывают, что известны 2 способа:

  1. Чтобы найти дробь от числа, надо данное число разделить на знаменатель, а полученный ответ умножить на числитель.

  2. Чтобы найти дробь от числа, надо число надо умножить на данную дробь.

Учащиеся озвучивают:

- Дробь от числа хотим найти,

Не надо мам тревожить.

Нам нужно данное число

На эту дробь умножить.2

Учащиеся формулируют правила нахождения числа по значению его части. Указывают, что известны 2 способа:

  1. Чтобы найти число по значению его части, надо значение части числа разделить на числитель, а полученный ответ умножить на знаменатель.

  2. Чтобы найти число по значению его части (дроби), надо значение части числа разделить на данную дробь.

- умение работать с содержанием текста (П)

Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: стимулировать использования на уроках грамотной математической речи. Научить использовать полученные знания на практике.

- Открываем рабочие тетради. Запишем число, «Классная работа» и тему урока «Решение задач, содержащих дроби».

-.А теперь поработаем в парах.

- Выполним второе задание из электронного маршрутного листа в ноутбуках.

(Ссылка на второе упражнение: https://learningapps.org/watch?v=pvzfizc5c23)

- Перейдите по ссылке ко второму упражнению.

- Вам предложено 5 задач, к каждой из которых приводятся 4 варианта ответа. Вам нужно выбрать правильный ответ. Для решения задач и выполнения вычислений используем тетради.

- Давайте подытожим, как вы справились с работой.

- Давайте заполним третью строчку в таблице оценочного листа «Тест». Обратимся к оценочной шкале:

2 балла - нет ошибок.

1 балл - одна ошибка.

0 баллов - более 1 ошибки.


Далее учитель делает динамическую паузу

ФИЗМИНУТКА

.

Учащиеся выполняют записи в тетрадях.








Учащиеся по гиперссылке переходят ко второму заданию. Работают в парах. Решение заданий, вычисления записывают в тетрадях.




Учащиеся озвучивают свой результат.


Учащиеся осуществляют само-оценку работы, заполняют оценочные листы.






Учащиеся выполняют упражнения под музыку.












.

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К)

-выбор наиболее эффективных способов решения задач(П)


Включение изученного в систему знаний.

Цель этапа:

- Научить ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-представлять результат

своей деятельности.

- Ребята, вы обратили внимание, что сегодня наши парты вновь стоят не обычно. Для работы на следующем этапе урока нам нужно разделится на 4 группы. На каждом импровизированном «рабочем» столе стоят картинки. А в моей плетёной корзинке лежат кусочки таких же картинок. Я прошу каждого из вас взять 1 из кусочков и найти свой «рабочий» стол.

- Итак, поработаем в группах. Повторим правила работы в группах.

- Мы с вами потренировались в решении задач на дроби. А теперь мы с вами попадем в Страну сказок. Нас ждут сказочные герои. Им нужна ваша помощь. Каждая группа получает карточку с 3 задачами из сказок. Задачи по сложности разные. На выполнение работы отводится 7 минут. Чтобы за это время вы успели помочь своим героям, вам нужно распределить задачи между собой.

Учитель следит за порядком работы групп, оказывает помощь тем, кто в ней нуждается.

- Время закончилось. Прошу представителей групп подойти к доске и записать решение одной из задач на ваш выбор. А после вам нужно будет прокомментировать свое решение классу.

- Оцените работу групп. На слайде представлены ответы к вашим заданиям.

- Давайте заполним четвертую строчку в таблице оценочного листа «Групповая работа». Обратимся к оценочной шкале. Оцените работу каждого члена группы:

2 балла - работал активно, в решении задач ошибок не допустил.

1 балл - работал активно, но допускал ошибки.

0 баллов - неактивно работал.

- Молодцы, ребята!

- А теперь определим, на сколько хорошо вы разобрались с данной темой, и какие проблемы еще остались.

- Выполним четвертое задание из электронного маршрутного листа в ноутбуках.

(Ссылка на четвертое упражнение: https://learningapps.org/watch?v=pas5dmqu223

Перейдите по ссылке к следующему упражнению.

- Вам предложено решить задачи на дроби, а полученные ответы внести в форму упражнения.

- Оцените свой результат. Но не по количеству выполненных заданий, а вновь по количеству допущенных ошибок.

- Заполним пятую строчку в таблице оценочного листа «Решение задач». Обратимся к оценочной шкале:

Если решено 7-10 задач:

3 балла - нет ошибок.

2 балл - одна ошибка.

1 балл - две ошибки.

0 баллов - более 2 ошибок.


Если решено менее 7 задач:

2 балла - нет ошибок.

1 балл - одна ошибка.

0 баллов - более 1 ошибки.

Учащиеся делятся на группы.











Учащиеся повторяют правила работы в группе.





















Учащиеся распределяют задачи между собой и приступают к их решению.




Члены групп определяют своих представителей и выбирают задачу для записи на доске. Учащиеся комментируют решение задач.

Учащиеся оценивают работу в группе и решение задач представленных на доске. Заполняют оценочный лист.



















Учащиеся по гиперссылке переходят к четвертому заданию. Решение заданий, вычисления записывают в тетрадях. Ответы записывают в форму упражнения.




Учащиеся осуществляют само-оценку работы, заполняют оценочные листы.

- нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания (Л)

- анализ, синтез, обобщение, классификация (П)

- моделирование (П)

- установление причинно – следственных связей (П)

- контроль, коррекция, оценка (Р)

- адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания (К)

- осознание ответственности за общее дело(Л)


Рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа:

- научить соотносить

полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат

учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу.

- Вернемся к цели урока. Ответим на вопросы. Если ответ «Да» - поднимите зелёную карточку, «Не совсем» - поднимите желтую карточку, «Нет» - поднимите красную карточку.

1) Научились ли вы определять виды задач на дроби?

2) Научились ли вы решать задачи на нахождение части от числа и числа по значению его части?

3) Достигли ли вы поставленной цели до конца или еще есть проблемы, которые нужно продолжить преодолевать на следующем уроке?







Учащиеся поднимают сигнальные карточки.


— оценивать результат собственной деятельности.

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности (Р)

— формулирование и аргументация своего мнения (К)



- Поделитесь своими результатами те, у кого не осталось проблем и вопрос.

- Поделитесь своими результатами те, у кого остались проблемы или есть вопросы по данной теме.

(Учитель фиксирует себе какие проблемы испытывают ребята, чтобы продолжить

работу на следующем уроке)

- Оценим работу за урок. Заполним шестую строчку в таблице оценочного листа «Итог урока». Обратимся к оценочной шкале. Переводим сумму баллов в оценку:

11 - 10 баллов - «5».

9-8 баллов - «4».

7-6 баллов - «3».

5-0 баллов - «2».

Запишем домашнее задание: выполнить работу на платформе Skysmart. Ссылка на домашнее будет как электронном дневнике, так и группе класса. Рекомендую выполнять решение задач и вычисления в тетради.

(Ссылка на домашнее задание https://edu.skysmart.ru/student/xukibudoze)

- У вас на парте лежат наборы смайликов. Выберите из них тот, который соответствует вашему настроению сейчас в конце урока, и прикрепите на доску, на наш плакат «До свидания!».




Учащиеся делятся своими результатами с классом. Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку.














Учащиеся записывают задание в дневник.






Ученики выбирают и приклеивают на плакат «До свидания!» смайлик - настроение.





Приложение 1

Оценочный лист

Этап урока

Количество баллов

1

Домашнее задание


2

Устная работа


3

Тест


4

Групповая работа


5

Решение задач


6

ИТОГ УРОКА



Оценка за урок
































Приложение 2

Маршрутный лист урока


Этап урока

Ссылки на источники

1

Устная работа

https://learningapps.org/watch?v=pyddm9vnt23

2

Тест

https://learningapps.org/watch?v=pvzfizc5c23

3

Групповая работа

-

4

Решение задач

https://learningapps.org/watch?v=pas5dmqu223

5

Домашнее задание

https://edu.skysmart.ru/student/xukibudoze


Справочные материалы

  1. Схемы задач на дроби

Тип задачи

Всё число

Дробь от числа

Значение дроби от числа

Решение задачи

1. Нахождение дроби от числа

 

 

            ?

 Умножить число на дробь

2. Нахождение числа по его дроби

           ?

 

 

 Разделить значение дроби на дробь



2) Вопросы к задаче :

– Что есть всё число в задаче? (Например: Всего учащихся)
– Известно ли оно? (Да/ Нет)
– О какой дроби от числа говорится в задаче? (Например: 2/5)
– Известно ли значение этой дроби? (Да / Нет, его надо найти)
– О каком типе задач идёт речь? (Нахождение части (дроби) от числа/ Нахождение числа по значению его части (дроби))














Приложение 3

Карточки для групповой работы















Приложение 4


1 https://infourok.ru/urok-chisla-ot-1-do-10-zakreplenie-izuchennogo-materiala-5282675.html

2 https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021/12/26/nahozhdenie-drobi-ot-chisla


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!