УРОК МАТЕМАТИКИ ДЛЯ 1 КЛАССА.
УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»
Фурлетова Л. П.
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 16»
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ.
Цели: предметные: учить решать задачи разными способами; показать разные способы сравнения числовых выражений; совершенствовать умения составлять модели к задаче.
метапредметные:
Познавательные: общеучебные – умение структировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; логические – уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них.
личностные: развивать мотивы учебной деятельности; развивать навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
I.Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
- Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и удачи!
II. Устный счет.
1. Задание на смекалку.
– Сколько зайцев? Сколько вилков капусты?
– Как тремя линиями отделить капусту от зайцев?
2. Задача в стихах.
Пятнадцать попугаев на дереве сидят.
Пятнадцать попугаев о разном говорят.
Пятнадцать попугаев спросили у ребят:
– Сколько нас останется, коль восемь улетят? (7.)
3. Проверьте, какие равенства верные, а какие – неверные.
4 + 3 = 8 | | 6 + 2 = 8 | | 3 + 5 = 9 |
| | | | |
4 + 3 = 7 | | 8 + 1 = 9 | | 2 + 4 = 6 |
| | | | |
5 + 3 = 8 | | 4 + 3 = 6 | | 3 + 4 = 7 |
| | | | |
7 + 2 = 9 | | 4 + 5 = 9 | | 6 + 3 = 9 |
| | | | |
4 + 2 = 6 | | 1 + 6 = 7 | | 2 + 3 = 5 |
| | | | |
5 + 2 = 7 | | 4 + 4 = 8 | | 7 + 1 = 8 |
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунки на доске.
– Сравните картинки. Что изменилось слева направо?
– Что обозначают выражения под картинками?
– Какие задачи можно составить по данным математическим записям?
– Тема урока «Решаем задачи разными способами».
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
1. Задание 1 (с. 120). Работа в парах.
– Распределите данные записи по группам разными способами.
I способ:
1-я группа – выражения, в которых выполняется сложение;
2-я группа – выражения, в которых выполняется вычитание.
II способ:
1-я группа – с результатом 10;
2-я группа – с результатом 15.
2. Задание 2 (с. 120).
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Объясните, как решить задачу разными способами.
I способ:
1) Сколько девочек? (3.)
2) Сколько мальчиков? (2.)
3) Сколько всего детей? (2 + 3.)
II способ:
1) Сколько детей на лыжах? (3.)
2) Сколько детей на санках? (2.)
3) Сколько всего детей? (3 + 2.)
3. Задание 3 (с. 120).
– Что изображено в книге?
– Чем отличаются цветы? (Формой и цветом.)
– Сколько всего цветов? Вычислите разными способами.
I способ:
1) Сколько роз? (5.)
2) Сколько тюльпанов? (5.)
3) Сколько цветов всего? (5 + 5 = 10.)
II способ:
1) Сколько цветов желтого цвета? (7.)
2) Сколько цветов красного цвета? (3.)
3) Сколько цветов всего? (7 + 3 = 10.)
4. Задание 4 (с. 121).
– Найдите в каждом столбце неверный ответ. Объясните ошибку.
18 – 9 10, так как 18 – это 8 и 10.
11 – 1 12, так как 11 – это 1 и 10.
12 + 1 14, так как следующее число за двенадцатью – это число 13.
5. Задача 5 (с. 121).
– Какие геометрические фигуры изображены на рисунке?
– Аня взяла круги. Ира – все красные фигуры, Дима – большой желтый квадрат. Остальные фигуры взял Петя. Какие фигуры взял Петя? (Маленький желтый квадрат и большой зеленый квадрат.)
6. Задание 6 (с. 121).
– Петя, Коля и Паша идут на прогулку. Коля не умеет кататься на коньках и не любит кататься на санках. У Паши не красный шарф. На чем будет кататься Петя? (Петя будет кататься на санках.)
V. Работа в печатной тетради.
Распределение фигур разными способами (по цвету; по форме: четырехугольники, прямоугольники).
Подсчет числа машинок разными способами по заданному плану. Первый способ расписан подробно, а во втором способе дан только первый шаг, предлагается самостоятельное продолжение решения.
Развитие геометрической наблюдательности (зоркости): поиск треугольников (четырехугольников) в фигуре сложной конфигурации.
Коллективный поиск способа выполнения задания, включающего отношения «выше красного и ниже синего».
Копирование фигуры на клетчатой части листа, начиная с отмеченной точки.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите основные элементы задачи.
VII. Рефлексия.
- Кому было трудно?
- Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
- Оцените свою работу на уроке (Оценочная линейка).
- Спасибо за урок!