СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – мастерства на тему «Вышивка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок – мастерства на тему «Вышивка».»

Урок – мастерства на тему «Вышивка».

Учитель технологии Рыбко М.Н.

Класс 5 Б

I. Дидактическое обоснование урока:

Цель урока: создать условия для усвоения новых знаний и формирования навыков практической самостоятельной работы при отделки носового платка.

Дидактические задачи:

1) ознакомить с историей вышивки, с видами вышивки.

2) освоить технологию выполнения тамбурного и стебельчатого шва и машинных декоративных швов.

3) совершенствовать навыки ручного вышивания и работы на швейной машине.

Планируемый результат.

Личностный:

содействовать обучающимся в раскрытии, реализации их личностного потенциала, вызвать интерес к культуре и искусству, воспитывать эстетический вкус и внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности;

прививать уважительное отношение к труду.

Метопредметный:

развивать творческие способности личности; улучшить сенсорные и моторные

навыки обучающихся, развивать глазомер, ознакомить их сведениями из истории и литературы о вышивки, с образцами самых популярных видов вышивки.

Предметный:

организовать деятельность обучающихся по изучению новой темы, расширить их кругозор, обучить выполнять задания по образцу; формировать знания по ручной и машинной вышивке на уровне применения в сходной ситуации; самостоятельно отделать носовой платок, оценивать результаты работы.

II. Методическое оснащение урока.

1. Учебно-техническая документация: презентация «Вышивка», ритмичная музыка.

2. Дидактическое обеспечение: учебники, образцы вышивок, готовые изделия.

3. Материально-техническая база: инструменты и материалы ( иглы, ножницы, нитки мулине, пяльцы, ткань 25 x 25 см), гладильная доска, утюг, швейная машина, мультимедиа проектор, компьютер, экран.

III. Методы обучения.

Педагогические технологии.

объяснительно-иллюстративное обучение;

информационно-коммуникационные формы обучения;

технология разноуровневого обучения;

здоровьесберегающие.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Словесные (объяснение, беседа);

наглядные (наблюдение, демонстрация, презентация);

практическая, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

самостоятельная работа;

групповая;

индивидуальная.

Тип урока: формирования и совершенствования знаний, умений.

Межпредметные связи: литература, история.

Ход урока

I. Организационный этап.

Цель – подготовка обучающихся к работе на уроке. Организация внимания.

Учитель: Здравствуйте девочки, мне очень приятно с вами вновь встретиться, общаться с вами.

Итак, друзья, внимание,

ведь прозвенел звонок,

садитесь по удобнее,

начнем скорей урок.

Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку

II Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.

Цель – организовать познавательную деятельность, сообщение темы урока и научить формировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.

Какую работу мы выполняли на прошлом уроке? (ответы детей)

Мы с вами изучаем азы вышивки, учились выполнять ручные отделочные швы. А это значить мы занимались рукоделием. А вы знаете поговорки и пословицы о рукоделии, о мастерстве людей?

Не игла шьет, а руки.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит.

Наши руки не для скуки.

Иголка, иголка - ты остра и колка. Не коли мне пальчик - шей платочек.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

А каких людей называют Мастерами? (Кто качественно выполняет работу, кто с годами совершенствует свои знания и умения) Сегодня вы должны показать свои способности. Тема урока: Вышивка. Отделка носового платка. Давайте с вами сформулируем цели и задачи нашего урока: ( ответы детей).

Запишите тему урока в тетради.

Могут руки людей сделать чудо любое,

И по белому полю могут выткать цветы,

И по синему небу вышить солнце златое,

Чтобы стало побольше на земле красоты.

Я возьму в руки нить и простую тряпицу, И немножко фантазии и волшебства -

И сошью я такое, что вам и не снится.

Только чтобы жила на земле красота!

III Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Цель этапа – обеспечение восприятия, осмысление и первичное запоминание обучающимися изучаемого материала.

Учитель: Вышивка – старинный и самый распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Это искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей. Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших всё ценное. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Умение вышивать было обязательным не только для крестьянок, но и для женщин всех сословий, в том числе и дворянского. Умели шить и вышивать и самые знатные дамы общества, много примеров дает нам классическая литература. Вот как описывает А. Корнилович повседневный быт супруги Петра 1 царицы Екатерины в повести «Андрей Безыменный»: «В то время вышивание было единственным занятием женщин высшего и среднего сословий. Мужья носили кафтаны, шитые шелками, серебром, золотом; лавок же модных еще не было, все приготовлялось дома. Посему во дворце, во всяком дворянском доме приемные, гостиные, спальни, девичьи уставлены были пяльцами; за ними просиживали по целым дням и царица, и самая бедная дворянка, и старуха, и носившая на заплечьях «крылышки».

Расскажите о возникновении вышивки?

1 обучающийся: О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 5 – 6 векам до нашей эры. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. На территории нашей страны археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к 9-12 векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные нити льна, хлопка, шерсти, волос и драгоценные камни, бусы.

Для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

2 об-ся: Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

3 об-ся: Где располагалась и что украшали вышивкой?

Чаще всего вышивкой украшали иконы, книги, одежду, кошельки, обувь, пояса свадебные и праздничные рубахи, холщевые сарафаны, головные уборы, платки, полотенца, подзоры, столешницы, орнаменты которых рассказывали о неразрывной связи человека и природы, о красоте, силе и многообразии окружающего мира. Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою.

4 об-ся: Какие символы использовали мастерицы для своих узоров?

Большую роль в вышивке играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны. В вышивках “свободных”, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

В течение нескольких столетий отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались новые образцы вышивок с национальными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей природы, особенностей быта, обычаев создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиции. Вышивка использовалась в нарядной одежде всех народов. В национальном костюме она – основное украшение. Традиции народного костюма широко используются художникам – модельерами и сегодня.

Учитель: Молодцы!

Виды вышивки:

1.Счетная вышивка - выполненные по счету нитей. (Крест, роспись).

2.Свободная вышивка по рисованному контуру: владимирские швы, стебельчатый, тамбурный, петельный, гладь и др.

3. Машинная вышивка.

Посмотрите на образцы и скажите, где какая вышивка и покажите образцы счетной и свободной вышивки.

Вы отделываете вышивкой носовой платок и

5 об-ся : Расскажите о истории возникновения носового платка.

Носовой платок как модный аксессуар впервые появился в Италии в период Ренессанса, а затем получил распространение во Франции, Германии и Испании. На протяжении XVI-XVII столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применяются с XVIII века, и только в XIX веке становятся предметом, необходимым всем. На Руси носовые платки назывались ширинками. Время их возникновения не установлено. Самые ранние образцы хранящиеся в музейных коллекциях, относятся к XVI веку. В XVI-XVII веках ширинки шили из кремовой шелковой ткани полотняного переплетения, они были квадратными по форме и украшались вышивкой. Вышивка красивой орнаментальной полосой располагалась по краям платка, выполнялась она разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и жемчугом. Все контуры рисунка вышивали шелком коричневато-черных оттенков, а внутри цветы и листья. В XVIII веке носовые платки широко распространяются в дворянской и купеческой среде благодаря моде на нюхание табака. Именно этот обычай превращает носовой платок из декоративного элемента в гигиеническую принадлежность. Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от большого (45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными каемками, вышивкой и кружевом. По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Эти требования распространялись и на аксессуары. Так, по описи, составленной в начале XIX века, в гардеробе графа Н.П. Шереметьева (1751-1809) числился 381 носовой платок. Во все времена своего существования такая модная мелочь, как носовой платок, отражал состояние общества, декоративного искусства и моды. Благодаря таланту и мастерству вышивальщиц небольшой кусочек ткани часто становился изысканным произведением искусства.

Девочки, давайте вспомним какие инструменты и материалы нам потребуются для работы? Для этого отгадайте загадки.

  • Колпачёк какой на пальце

Вышивать помог на пяльцах

Пальчик мой он охраняет, от иглы оберегает! (наперсток)

  • Два конца, два кольца. Посередине гвоздик (ножницы)

  • Любопытный острый носик

Ничего нигде не спросит.

Ищет путь себе он сам,

Тащит нитку по пятам (игла)

  • Он есть на ткани и в альбоме,

В журнале детском, в книжном томе,

Украшение для платья и для сумок,

Скажите, что это? (рисунок)

  • Не связана – как дорожка,

А связана – так одёжка (нитки)

  • Этот инструмент используется для натяжения ткани, для удобства работы вышивальщицы (пяльцы)

  • Перед швейною машинкой,

Хныкать лучше перестань,

Будь внимательной портниха

Чтобы не испортить? (ткань)

IV Физкультминутка

Включается ритмичная музыка.

Цель повышает эмоциональный уровень обучающихся, снимает статические нагрузки, благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления.

Мы немного отвлечемся

И гимнастикой займемся.

С места не вставая,

Головой вращая

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. (Вращение головой вправо и влево.)

Встали из парты.

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.



V Этап закрепления новых знаний.

Цель – уточнение, закрепление и систематизация знаний обучающихся.

Для проведения опроса обучающихся, используются разноуровневые задания: 1 группа – отвечают на вопросы Блиц – опрос

2 группа (дети слабые) – работают по отдельным карточкам, отвечая на вопросы теста.

Для начала проведем с вами Блиц – опрос:

Вопросы к классу, предполагающие краткие быстрые ответы.

1. Как называются операции, выполняемые ручной иголкой и ножницами? (ручные)

2. Ручные иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента – это (инструменты)

3. Как называется тонкая прозрачная бумага для копирования линий вышивки? (калька)

4. Назовите предмет для натягивания ткани при вышивании? (пяльцы)

5. Как называется цветная бумага для копирования линий вышивки? (копировальная)

6. Назовите нитки для вышивки? (мулине)

7. Как называется шов, напоминающий непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой? (тамбурный)

8. Что называют вышивкой? (украшение изделий орнаментом, сюжетным изображением, выполненными нитками вручную или машинным способом.)

9. Что такое орнамент? (последовательность повторение отдельных узоров)

10. По окончании работы иголку необходимо вколоть … Куда? ( в игольницу)

11. При раскрои ткани учитывают направление долевой нити? (да, учитывают)

12. Что такое раппорт? (Один или несколько повторяющихся узоров в орнаменте)

13. Перечислите, какие изделия можно отделать ручной вышивкой? ( швейные изделия, головные уборы, наволочки, полотенца…)

А какие изделия машинными декоративными швами? ( постельное белье, детские изделия, полотенца, салфетки…)

Для слабых обучающихся:

Карточка – задание.

Ответьте на вопросы теста.

  1. Рисунок вышивки на ткань переводят с помощью

а) фломастера;

б) копировальных стежков;

в) копировальной бумаги.

  1. Нитки, применяемые при вышивании

а) капрон;

б) мулине;

в) шерстяные.

  1. Рабочим инструментом швейной машины является

а) спица;

б) игла;

в) пяльцы.

  1. Концы строчек на швейной машине

а) двойной обратной строчкой;

б) узелком;

в) петлей.

  1. Каким ручным инструментом пользуются при вышивании

а) игла

б) нитки

в) ножницы

6. Вышивкой были украшены предметы быта, головные уборы, а также ….

а) обувь

б) одежда

в) одеяло.

7. Для вышивки узоров учитывают ….

а) размер ткани

б) цвет ниток.

в) рисунок.

VI Практическая часть урока.

Цель – повторить и закрепить знания и умения обучающихся, по изготовлению украшающих машинных и ручных швов, применяемых при изготовлении носового платка.

Рукоделье – дело важное,

Порой не безопасное,

Правила должны вы знать,

Безопасность соблюдать!

Прежде чем приступить к практической части, давайте повторим правила безопасной работы при выполнении вышивки. Я читаю, вы говорите правильные ответы.

- Сели шить мы за машину.
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы – дальше от иголки,
Под косынки спрячем чёлки.

Пальцы – чтоб не наколоть,

Шить с напёрстком мы должны.

Давайте, повторим все вместе:
- Хранить булавки в определённом месте.
- Чтоб не болели зубы и живот
- Не брать иголки и булавки в рот.

На стол кладу я ножницы
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми – может быть беда.

Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
На подставку, на подставку поскорей поставь утюг!
Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.
Не оставь утюг включенным в кабинете до утра.

Ваш экзамен принимаю
и к работе допускаю.

(Выделенные фразы произносят дети.)

На прошлом практическом занятии вы начали выполнять отделку носового платка. Давайте с помним, какими швами вы выполняли вышивку.

Вводный инструктаж.

Обучающиеся выполняют окончательную отделку вышивку. Первая группа обучающихся выполняет вручную работу, вторая группа выполняет украшающие, декоративные швы на швейных машинах, затем они меняются местами.

Текущий инструктаж.

* Целевые обходы рабочих мест обучающихся: организация рабочего места, культура труда; соблюдение техники безопасности; правильность выполнения приёмов и качество работы; степень самостоятельности, проведение ВТО.

Заключительный инструктаж.

Анализ выполнения практической работы.

* Контроль качества работы.

* Анализ допущенных ошибок.

VI I Этап подведения итогов занятия.

Цель: Обобщение пройденного материала, дать оценку работы класса.

Показ выполненных работ, рассказ обучающихся о своей работе, реклама и применение носового платка:

  • Совет- шутка тем, у кого простудился нос: Выньте из вашего кармана носовой платочек и разверните его, приклейте скотчем и вам приятно и для соседа безопасно.

  • Платок очень нужен тому, кому плакать хочется: Выньте из вашего кармана носовой платочек, разверните его и откройте ваш слезоточивый кран. И платку приятно и для Вас, наконец-то, нашлась вещь, кому Вы можете доверить Ваши слезы.

  • «Покупайте и носите платочек на разный случай. Ведь в жизни бывает всякое: и слезы, и насморк, и слюни, и знание языков не помешает. Недорого. Лоскуток, кружево, нитка, иголка, время, терпение и труд в удовольствие!»

  • Носовой платок – это модный аксессуар, необходимый предмет в любой женской сумочке, без него не обойтись ни ребенку, ни взрослому человеку в современном мире.

  • Анализ работы класса по этапам урока, выставление оценок.

VIII Этап рефлексии.

Цель инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния.

Реализация рефлексивного алгоритма: “Я” (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой).

“Мы” (комфортно ли было работать в классе, какие затруднения были в общении).

“Дело” (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные пробелы)

IX Домашнее задание.

К следующему занятию принести ткань, рабочую коробку для дальнейшего изучения ручных швов вышивки.

Уборка рабочих мест.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!