1 | Орг.момент Цель. Включение в деятельность | Приветствие. Я благодарю вас за то настроение, с которым вы пришли сегодня на урок. А урок у нас не совсем обычный. Начнем мы его с осенней зарисовки, созданной … | | Включение в учебный процесс |
2 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель – определение содержательных рамок урока | Введение в проблемную ситуацию Узнали ли вы места, которые появлялись на видеоролике, подготовленном… С каким поэтом они связаны? Не случайно, лучшие произведения А.С. Пушкина появляются в Болдинскую осень. Почему?- зададим мы себе вопрос. В этом весь Пушкин. В этом его тайна. И нам сегодня стоит прикоснуться к ней. Мы уже знакомы со многими произведениями А.С.Пушкина. Давайте вспомним названия и их жанры «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» «Руслан и Людмила» «Узник» «И.И.Пущину» «Зимнее утро» «Дубровский» А) Поэма Б) Стихотворение В) Послание Г) Роман Д) Сказка Скажите, о каком из представленных в тесте жанре мы ещё с вами не говорили на уроках? Какое произведение предстоит проанализировать? | Видеоролик и стихотворение об осени (заранее подготовленные учениками) Сообщение «Болдинская осень в жизни поэта» Выполняют мини-тест Проверка и обсуждение 1-д, 2-а, 3-б, 4-в, 5-б,9-г Предполагаемые ответы: - о романе: - «Дубровский» | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
3 | Целеполагание. Постановка главной проблемы | - Скажите, на какие вопросы мы сегодня должны будем ответить? | Определяют главные вопросы урока | Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; |
4 | Подготовка к основному этапу занятия | Прежде чем обратиться к страницам романа, узнаем историю создания романа. Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время. Интересно ли было читать роман А.С.Пушкина «Дубровский»? Кого из героев вы полюбили и почему? Кто вызвал неприязнь? Какие события запомнились особенно ярко? | Сообщение «История создания романа «Дубровский» Делятся своими впечатлениями | Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать ыводвы; |
5 | Самостоятельная поисковая, творческая работа | Работа в паре с тексами Используя учебник «Литература» для 6 класса, выпишите определение о романе как жанре - Каковы отличия нового жанра эпической прозы – романа? Используя учебник «Литература» для 6 класса выпиши определение сюжета? Используя ЭОР выпиши определение конфликта То есть в романе происходят события, в которых участвуют большое количество героев. | Запись в тетради: Роман – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета Сюжет – последовательность и в художественном произведении Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения | Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию . Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |
6. | Физкультминутка | Упражнение для глаз «Листопад». Снятие напряжения и укрепление наружных и внутренних глазных мышц. | | |
7 | Исследование текста | Не показалось ли странным вам, что «двухтомный» роман в столь тоненькой книжечке? А вот, что сказал автор «Дубровского»: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей: без них блестящие выражения ни к чему не ведут». ( Заметки «О прозе» 1822г.) В 18 веке и первой трети 19 века слово ТОМ часто соответствовало понятию часть и не обязательно обозначало отдельную книгу. В 19 веке авнтюрно-приключенческий роман был очень популярен. Появлялись произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти. Многие писатели для придания занимательности использовали приём переодевания, меняли хронологию событий. Главный герой был неизменно красив, честен, благороден, смел. В конце произведения всегда оставался победителем. Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся жизненных проблем не позволили его закончить свой замысел. Не смог вписать живых героев в рамки авантюрно-приключенческого романа. Почему? Важно разобраться в системе действующих лиц. Зачем они появляются в романе? Но сначала определим, насколько хорошо вы их можете узнать - Соотнесите фрагменты текста или реплику из романа с именем персонажа, к которому они относятся. Вы убедились, что они относятся к разным сословиям. | Предполагаемые ответы 1. Большое повествовательное произведение; 2. разветвлённый сюжет; 3.множество действующих лиц ; Сравнивают с ответами на слайде и дополняют свои записи Выполняют задание и 1 ученик за компьютером | Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
|
| В 30-е годы именно это занимает Пушкина – он хочет рассказать о жизни разных классов и сословий русского общества. Он хочет показать жизнь такой, какая она есть, ничего не выдумывая, не украшая ее. Взаимоотношения действующих лиц и образует основные сюжетные линии 1.Троекуров и А.Г.Дубровский 2. Месть Владимира Дубровского. Дубровский среди разбойников 3.Маша - Дефорж- князь Верейский Переплетение этих сюжетных линий позволит выделить основной конфликт. Что же лежит в основе конфликта , по мнению профессора В.Г. Маранцмана? Почему же в название романа вынесена фамилия - Дубровский? Как вы думаете, кто за ней скрывается Андрей Гаврилович Дубровский или Владимир | Выполняют задание Отвечают на вопрос Читают отрывок из текста: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести…» | |
8 | Обобщение и систематизация знаний | Сделайте записи в тетради. Жанр Сюжетные линии Основной конфликт Главный герой | Презентуют и защищают полученные результаты Записи на доске (опорные фразы на отдельных катрочках) и в тетради Жанр-роман Основной конфликт Главный герой – Владимир Дубровский | |
9 | Подведение итогов занятия. Рефлексия учебной деятельности | Итак, вы поделились первыми впечатлениями, сделали удивительные открытия. Давайте подведём итог нашему разговору о героях романа, о ваших чувствах, о вашем отношении к роману, используя приём синквейна. - Оцените свою работу на уроке? Дает анализ и оценку успешности выполнения задания Намечает перспективу последующей работы Видеоряд «Иллюстрации к роману» - Как выдумаете, каким образом нужно построить дальнейшее изучение романа? - Что вы ждете от следующих уроков? | Чтение стихотворений в жанре синквейна Адекватно оценивают свою работу. Лестница успешности Ответы -гипотезы | Регулятивные УУД: 1. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. 2.Прогнозирование. |
10 | Домашняя работа | Индивидуальные задания для трех групп -экскурсоводов -литературоведов -искусствоведов | Получают задания для выполнения домашней работы | |
| | А.Платонов считает, что «у Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою…» И я вам желаю достигнуть таких горизонтов, чтобы опять увидеть бесконечное пространство, которое открывается в произведениях А.С.Пушкина | | |