У р о к № 8
Автор: Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)
Произведение: роман «Отцы и дети».
Вид урока: урок применения знаний и умений на практике
Тип урока: урок с использованием активных форм деятельности
(организация групповой работы).
Тема урока: «Подготовка к домашнему сочинению - анализу эпизода
по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Цели урока:
1. Обучающие: - подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения
по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
2. Развивающие: - развитие умения анализировать эпизод, составлять
развёрнутый план сочинения.
3. Воспитательные: - воспитание коммуникативной культуры и взаимопомощи
при работе в группе.
Подготовка к уроку:
на доске записывается перечень эпизодов романа «Отцы и дети», предложенных для анализа;
учащиеся рассаживаются в группы (по желанию), каждая из которых будет работать над одним эпизодом;
каждая группа получает памятку «Примерный план анализа эпизода»
(см. Приложение № 1 к уроку).
Эпизоды для анализа
Идеологические разногласия Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. (Анализ Х главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
Сцена объяснения Базарова и Анны Одинцовой. (Анализ ХVIII главы романа.
И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
Сцена беседы Базарова и Аркадия у стога сена. (Анализ эпизода из ХХI главы романа «Отцы и дети»).
Сцена «Вызов на дуэль». (Анализ эпизода из ХХIV главы).
Эпизод «Дуэль Базарова и П.П.Кирсанова» (ХХIV глава).
Смерть Базарова. (Анализ эпизода из ХХVII главы романа).
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя об эпизоде и его роли в произведении,
сообщение целей и задач урока.
“Эпизод – основной структурный элемент в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического или драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является одним звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом многообразными связями, из которых наиболее распространёнными являются причинно-следственные, причинно-временные или просто временные. Сюжет произведения – это некоторый процесс, в котором эпизоды являются отдельными его фазами, фрагментами, получающими подлинный смысл лишь в составе целого, только в нём выполняющими определённую художественную функцию”.
“Смена одного эпизода другим в художественном произведении может быть обусловлена изменением места действия, времени, события или его участниками. Событие, заключённое в конкретном эпизоде, чаще всего содержит в себе какой-то определённый мотив: встречу героев, их спор, ссору и тому подобное. Содержательная функция эпизодов, таким образом, может быть самой различной: характерологической, то есть раскрывающей какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение; психологической, дающей представление о его душевном состоянии; может знаменовать собой новый поворот в отношениях героев; может быть просто оценочной, когда авторское слово открыто вторгается в повествование, давая характеристики персонажам и событиям...”
(Из статьи известного московского словесника Эдуарда Безносова «Роль эпизода», опубликованной в ж. «Литература» № 11 за 1999 г.)
Если говорить кратко, то
Эпизод (греч.) – отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью.
Проанализировать эпизод - это значит определить взаимоотношение персонажей; уяснить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния; показать, с помощью каких приемов в данном эпизоде автором раскрываются характеры, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения; понять значение этого эпизода в развитии идейного содержания всего произведения.
- Давайте рассмотрим памятку «Примерный план анализа эпизода» (Приложение № 1 к сегодняшнему уроку).
Организация групповой деятельности (20 минут):
- учащиеся (по желанию) выбирают для анализа один из предложенных эпизодов, объединяются в группы и, используя памятку «Примерный план анализа эпизода», коллективно составляют развёрнутый план сочинения, подбирают возможные эпиграфы, цитаты.
* Учитель оказывает консультативную помощь каждой группе по мере необходимости.
IV. Этап озвучивания и обсуждения результатов работы, корректировка
планов.
V. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
- Написать сочинение – анализ одного из предложенных эпизодов.
* Вариант выполнения задания см. в Приложении № 2 к уроку.
*Другим вариантом урока (особенно в слабом классе) может быть коллективная работа по анализу одного из эпизодов и совместное составление плана сочинения.
Приложение № 1 к уроку № 7
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА
Установите границы эпизода, определите его тему.
Определите место данного эпизода в развитии сюжета и композиции произведения, идейном замысле писателя.
Каково содержание этого эпизода? Какие события происходят, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? Мысли, чувства, переживания героев.
Отметьте особенности композиции (построения) эпизода.
Проследите смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.
Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создаётся? Средства выразительности, создающие эмоциональную атмосферу.
Отметьте наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер). Как и с какой целью использует их автор (детали предметной изобразительности).
Какова логика развития авторской мысли в данном эпизоде?
Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует автор, с какой целью?
Тема и проблема произведения, которые получили в данном эпизоде своё развитие. Значение эпизода для раскрытия идеи произведения, выражения авторской позиции. Связь данного эпизода с последующим и предыдущим материалом.
Приложение № 2 к уроку № 7
План сочинения по теме «Смерть Базарова».
(Анализ эпизода из 27 главы романа Тургенева «Отцы и дети»)
Умереть так, как умер Базаров, - всё равно что сделать великий подвиг.
Д.И.Писарев
I. Что такое смерть? Какой она бывает? Может ли человек лгать перед смертью?
II. Смерть Базарова – важный момент в понимании сущности героя.
III. Умирающий Базаров – человек, переживший глубокий духовный и
мировоззренческий кризис.
Взгляды и убеждения Базарова в начале романа.
Испытание любовью как начало духовного и мировоззренческого кризиса героя.
Второй круг духовных странствий Базарова – это путь к его трагическому одиночеству.
Второй приезд к родителям. Изменения, произошедшие с Евгением.
Было ли случайным заражение Базарова? Каковы причины этой досадной оплошности?
Как ведёт себя Евгений перед смертью?
(- изменилось ли его отношение к родителям?
- кого он хочет видеть и почему?)
IV. Сцена смерти Базарова – одно из самых сильных и трогательных мест романа.
Приезд Одинцовой.
Разговор Анны Сергеевны и умирающего Базарова:
а) признание Базарова в любви к Одинцовой;
б) желание «умереть прилично»;
в) проникнутые любовью слова о родителях;
г) размышления о своей нужности России
(«Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?);
д) поэтичное прощание с любимой женщиной
(«…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»).
V. «Новый» Базаров, которого мы увидели в сцене смерти, - это человек,
достойный любви и глубокого уважения.
(- что нового мы увидели в Базарове?
- почему он достоин уважения?)
VI. «Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, безжалостной
сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не
достиг своей цели». (И.С.Тургенев)
Мастерство Тургенева в написании сцены смерти Базарова
(художественные детали, изобразительно-выразительные средства).
VII. Почему автор решил, что главный герой его романа – Базаров – должен
умереть? («Не имея возможности показать нам, как живёт и действует
Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает» Д.И.Писарев)
VIII. Почему со смертью Базарова роман не заканчивается? В чём смысл эпилога?