СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе на тему "Подготовка к сочинению-анализу эпизода по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой итоговое занятие по роману И.С.Тургенева - семинар по подготовке к домашнему сочинению.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе на тему "Подготовка к сочинению-анализу эпизода по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"»


У р о к № 8


Автор: Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)


Произведение: роман «Отцы и дети».

Вид урока: урок применения знаний и умений на практике


Тип урока: урок с использованием активных форм деятельности

(организация групповой работы).


Тема урока: «Подготовка к домашнему сочинению - анализу эпизода

по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»


Цели урока:


1. Обучающие: - подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения

по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

2. Развивающие: - развитие умения анализировать эпизод, составлять

развёрнутый план сочинения.

3. Воспитательные: - воспитание коммуникативной культуры и взаимопомощи

при работе в группе.


Подготовка к уроку:


  1. на доске записывается перечень эпизодов романа «Отцы и дети», предложенных для анализа;

  2. учащиеся рассаживаются в группы (по желанию), каждая из которых будет работать над одним эпизодом;

  3. каждая группа получает памятку «Примерный план анализа эпизода»

(см. Приложение № 1 к уроку).


Эпизоды для анализа

  1. Идеологические разногласия Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. (Анализ Х главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

  2. Сцена объяснения Базарова и Анны Одинцовой. (Анализ ХVIII главы романа.

И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

  1. Сцена беседы Базарова и Аркадия у стога сена. (Анализ эпизода из ХХI главы романа «Отцы и дети»).

  2. Сцена «Вызов на дуэль». (Анализ эпизода из ХХIV главы).

  3. Эпизод «Дуэль Базарова и П.П.Кирсанова» (ХХIV глава).

  4. Смерть Базарова. (Анализ эпизода из ХХVII главы романа).


Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя об эпизоде и его роли в произведении,

сообщение целей и задач урока.

“Эпизод – основной структурный элемент в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического или драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является одним звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом многообразными связями, из которых наиболее распространёнными являются причинно-следственные, причинно-временные или просто временные. Сюжет произведения – это некоторый процесс, в котором эпизоды являются отдельными его фазами, фрагментами, получающими подлинный смысл лишь в составе целого, только в нём выполняющими определённую художественную функцию”.

“Смена одного эпизода другим в художественном произведении может быть обусловлена изменением места действия, времени, события или его участниками. Событие, заключённое в конкретном эпизоде, чаще всего содержит в себе какой-то определённый мотив: встречу героев, их спор, ссору и тому подобное. Содержательная функция эпизодов, таким образом, может быть самой различной: характерологической, то есть раскрывающей какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение; психологической, дающей представление о его душевном состоянии; может знаменовать собой новый поворот в отношениях героев; может быть просто оценочной, когда авторское слово открыто вторгается в повествование, давая характеристики персонажам и событиям...”

(Из статьи известного московского словесника Эдуарда Безносова «Роль эпизода», опубликованной в ж. «Литература» № 11 за 1999 г.)

Если говорить кратко, то

Эпизод (греч.) – отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью.

Проанализировать эпизод - это значит определить взаимоотношение персонажей; уяснить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния; показать, с помощью каких приемов в данном эпизоде автором раскрываются характеры, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения; понять значение этого эпизода в развитии идейного содержания всего произведения.

- Давайте рассмотрим памятку «Примерный план анализа эпизода» (Приложение № 1 к сегодняшнему уроку).


  1. Организация групповой деятельности (20 минут):

- учащиеся (по желанию) выбирают для анализа один из предложенных эпизодов, объединяются в группы и, используя памятку «Примерный план анализа эпизода», коллективно составляют развёрнутый план сочинения, подбирают возможные эпиграфы, цитаты.

* Учитель оказывает консультативную помощь каждой группе по мере необходимости.


IV. Этап озвучивания и обсуждения результатов работы, корректировка

планов.


V. Этап информирования учащихся о домашнем задании.


- Написать сочинение – анализ одного из предложенных эпизодов.


* Вариант выполнения задания см. в Приложении № 2 к уроку.

*Другим вариантом урока (особенно в слабом классе) может быть коллективная работа по анализу одного из эпизодов и совместное составление плана сочинения.




Приложение № 1 к уроку № 7


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА


  1. Установите границы эпизода, определите его тему.

  2. Определите место данного эпизода в развитии сюжета и композиции произведения, идейном замысле писателя.

  3. Каково содержание этого эпизода? Какие события происходят, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? Мысли, чувства, переживания героев.

  4. Отметьте особенности композиции (построения) эпизода.

  5. Проследите смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.

  6. Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создаётся? Средства выразительности, создающие эмоциональную атмосферу.

  7. Отметьте наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер). Как и с какой целью использует их автор (детали предметной изобразительности).

  8. Какова логика развития авторской мысли в данном эпизоде?

  9. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует автор, с какой целью?

  10. Тема и проблема произведения, которые получили в данном эпизоде своё развитие. Значение эпизода для раскрытия идеи произведения, выражения авторской позиции. Связь данного эпизода с последующим и предыдущим материалом.



Приложение № 2 к уроку № 7


План сочинения по теме «Смерть Базарова».

(Анализ эпизода из 27 главы романа Тургенева «Отцы и дети»)


Умереть так, как умер Базаров, - всё равно что сделать великий подвиг.

Д.И.Писарев

I. Что такое смерть? Какой она бывает? Может ли человек лгать перед смертью?

II. Смерть Базарова – важный момент в понимании сущности героя.

III. Умирающий Базаров – человек, переживший глубокий духовный и

мировоззренческий кризис.

    1. Взгляды и убеждения Базарова в начале романа.

    2. Испытание любовью как начало духовного и мировоззренческого кризиса героя.

    3. Второй круг духовных странствий Базарова – это путь к его трагическому одиночеству.

    4. Второй приезд к родителям. Изменения, произошедшие с Евгением.

    5. Было ли случайным заражение Базарова? Каковы причины этой досадной оплошности?

    6. Как ведёт себя Евгений перед смертью?

(- изменилось ли его отношение к родителям?

- кого он хочет видеть и почему?)

IV. Сцена смерти Базарова – одно из самых сильных и трогательных мест романа.

  1. Приезд Одинцовой.

  2. Разговор Анны Сергеевны и умирающего Базарова:

а) признание Базарова в любви к Одинцовой;

б) желание «умереть прилично»;

в) проникнутые любовью слова о родителях;

г) размышления о своей нужности России

(«Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?);

д) поэтичное прощание с любимой женщиной

(«…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»).

V. «Новый» Базаров, которого мы увидели в сцене смерти, - это человек,

достойный любви и глубокого уважения.

(- что нового мы увидели в Базарове?

- почему он достоин уважения?)

VI. «Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, безжалостной

сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не

достиг своей цели». (И.С.Тургенев)

Мастерство Тургенева в написании сцены смерти Базарова

(художественные детали, изобразительно-выразительные средства).

VII. Почему автор решил, что главный герой его романа – Базаров – должен

умереть? («Не имея возможности показать нам, как живёт и действует

Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает» Д.И.Писарев)

VIII. Почему со смертью Базарова роман не заканчивается? В чём смысл эпилога?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!