СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

                     Урок  литературного чтения в 3 классе

Тема:   « Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха».

 

УМК: Перспективная начальная школа

 

 

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила: Павленко  Наталья  Николаевна

                                                                 учитель начальных  классов

                                                                         МБОУ СОШ № 21 п. Приречный

 

 

 

 

 

2015 год

 

Цель: Познакомить с отличительными чертами менее древних сказок через анализ кубинской сказки «Черепаха, кролик и удав-маха»

Задачи:

1.Вспомнить главные жанровые особенности сказки

2. Уточнить отличительные особенности самой древней и просто древней сказок

3. Выявить признаки менее древней сказки

4. Дать характеристику героям сказки и

5. Подвести к выводу: в сказках добро побеждает зло

Читательская компетентность:

1. Работа со сносками

2. Объяснение значения слов с помощью словарика в хрестоматии по окружающему миру

3. Работа с оглавлением

4. Маркировка текста

Формирование УУД:

Личностные: смыслообразование через  анализ нравственных ценностей

Коммуникативные: кооперация как взаимодействие

Регулятивные: контроль и самоконтроль, оценка и взаимооценка, целеопределение

Познавательные: анализ и синтез, установление  причинно-следственных связей

 

Ход занятия:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организа-ционный

1.Предлагает вставить пропущенное слово в выражениях на доске

(слайд 1)

-Какое слово вставили?

-Кто автор этих строк?

- Знакомы ли вы с творчеством А.С.Пушкина? Какие произведения вам нравятся больше всего, почему?

-О чём будем сегодня говорить на уроке?

-Это первый урок в теме?

 

 

2.Предлагает проанализировать выражение (слайд 2), настраивает на дальнейшую работу

Вставляют слово СКАЗКА, объясняют значение выражений:

 

-Сказка – ложь, да в ней намёк-

Добрым молодцам урок!

 

-Что за прелесть эти сказки,

Каждая из них поэма!

 

(отвечают на вопросы учителя)

 

 

 

Анализируют выражение «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается!»

Актуали-зация знаний

Проводит проверку знаний по теме «Сказки»

-Что вы уже знаете  о сказках?

-На какие группы можно разделить сказки по авторской принадлежности? (слайд 3).

-На какие группы можно разделить сказки по сюжету? (слайд 4) Чем они отличаются?

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают, что:

 

 

  1. Сказки бывают народные и авторские

 

 

  1. О животных, бытовые, волшебные

 

 

1.Предлагает  классу ответить на вопрос:

- К какому виду сказок вы бы отнесли эту сказку?

 

 

4.Проверяет д/з у 3 класса:

–С какой сказкой вы начали знакомство на прошлом уроке?

-Какая это сказка по автору? По сюжету?(волшебная)

-Как вы догадались, что она волшебная?

-Какой мир является волшебным для нас?

 

 

Отвечают на вопрос: Это сказка о животных

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает  классу вспомнить:

-На какие группы можно разделить сказки по времени их происхождения? И отметить на ленте времени.(слайд 6)

Работают с лентой времени

Вспоминают самые древние и просто древние сказки и отмечают их на ленте времени

Целепо-лагание

1. Вопросы  классу:

-Всю ленту вы заполнили? Предположите, какие сказки пойдут дальше?

-Знакомы ли вы с менее древними сказками?

- О чём будем говорить на уроке?

Назовите тему урока.

- Что ещё не  заполнили? (в чём особенность этих сказок)

-Что же должны узнать? (в чём особенность менее древних сказок)

(вывешивает на доску)

 

2. Предлагает прочитать на карточке названия сказок разных народов:

-Постарайтесь по названиям сказок определить, в каких из них рассказываются самые древние истории, а в каких – просто древние? Работаем в парах.

 

    

Ориентируясь во временном пространстве, дети  предполагают, что не такие древние, менее древние.

 

 

 

Выводят тему урока

                                  Выводят цель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доказывают своё мнение по плану

 

 

 

 

 

 

 

Выводят тему и цель урока

 

 

 

 

Новая тема

1. Вопрос  классу:

-К какому мнению пришла ваша пара? Как вы догадались, куда отнести эту сказку?

 

3. Предлагает 3 классу работу с содержанием:

-Откройте содержание, прочитайте названия сказок, которые вы прошли. Какая сказка пришла к вам в гости сегодня? Какой секрет она вам откроет?

-Но сначала прочитайте, что вам говорит Михаил Потапович на стр.84 учебника.

 

 

Высказывают своё мнение, делают вывод.

 

 

Работают с содержанием

 

 

 

 

Читают вывод на стр.84

 

 

 

 Знакомство со сказкой

1.Словарная работа

-Чья сказка?

-Могут встретиться непонятные слова?

-Как найти им объяснение?

-Найдите объяснение этим словам

-Кто будут героями сказки? Предположите. (слайд 9)

 

 

Чтение сказки

Объясняют по сноскам и словарику в хрестоматии

 

 

 

 

 

1. Задание 3 классу: Подумайте, что ценится и что наказывается в этой сказке? Для этого проследите, на какой вопрос должны были ответить герои?

Перечитывают сказку, ищут ответ на вопрос

 

 

 

Новая тема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закреп-ление

  1. Работа с 3 классом:

–Что ценится и что наказывается в этой сказке?

- О чём спрашивали кролик и удав у других героев?

-Как ответите?

-Возьмём наши нравственные весы. Куда поместим добро? Зло? Почему? (слайд 10)

-Что же победило в сказке? Какой вывод сделаем?

-Чему учит вас эта сказка?

-К какому виду сказок на ленте времени вы отнесёте эту сказку? Почему?

-А кто помог героям? С помощью чего черепаха наказала удава?

-Можно ли сказать, что в этой сказке остались четы просто древней сказки? Почему?

 

Дайте характеристику героям сказки: (карточка)

Черепаха   Кролик    Удав

 

Слова для справок: хитрый, глупый, злой, добрый, умный, трусливый

 

Проверяет работу  класса:

-Как кролик преодолел трусость, что ему помогло? (доброта)

-Почему удав опять попал в яму?

-С помощью каких качеств черепаха проучила удава? Для чего?

-Чему научила вас эта сказка?

 

 

-Можно ли за добро платить злом

 

-Нет

 

Делают вывод: Добро всегда побеждает зло

 

 

Относят сказку к менее древним

 

 

С помощью хитрости

 

 

Работают на карточках индивидуально

 

       

 

 Читают план на слайде

 

1.Внешний вид героя

2.Внутренний мир героя

3.Испытания, которые преодолевает герой

4.Связь героя с волшебным миром

5. Победа …..

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, делают вывод

 

 

Рефле-ксия

Слайд 12

 Оцените свою работу:

Я узнал…..

Мне понравилось…

Я хотел бы…

Урок научил меня…

 

Оценивают работу с помощью смайликов(самооценка)

д/з

3 класс записывает домашнее задание (слайд 14)

 

 

Благодарит за урок (слайд 15)

Записывают д/з

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!