2 4 3 1 1 2 3 Работа с текстом. Чтение отрывка из повести-сказки. 1. Работа с текстом до чтения. – Откройте с. 159. Прочитайте Дети читают имя автора и название. – Мы будем читать книгу целиком? (Отрывки.) Но сначала я хочу вам немножко рассказать о писательнице с таким необычным для нас именем Астрид Линдгрен (хором) слайд 1 Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции в семье фермера Слайд 2 В 1914 году Астрид пошла в школу. Она хорошо училась, а особенно давалась девочке-выдумщице литература. Одно из ее сочинений было даже опубликовано в газете ее родного городка. Свое детство Астрид считала необыкновенно счастливым. В семье было четверо детей, из них трое девочек. Слайд 3 В семье испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям, но и не стеснялись показывать ее, что было по тем временам редкостью. Однажды в марте 1944 года Астрид Линдгрен вывихнула ногу, и врачи велели ей три недели не вставать с постели. Слайд 4 Согласитесь: лежать три недели очень скучно. Астрид придумала себе занятие. Она начала записывать сказку, которую рассказывала своей дочери. Это была сказка - "Пеппи Длинный чулок". Книжка молниеносно стала популярной С тех пор сказки Астрид Линдгрен, одна за другой, словно голубь с ладони, взлетали в мир. Это многие-многие книжки и герои: Эмиль из Леннеберги, сыщик Калле Блюмквист, Братья Львиное Сердце, Рони - дочь разбойника. Астрид Линдгрен за свою жизнь написала более 40 произведений Слайд 5 Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям (Слайд 6) Но, пожалуй, самые любимые детьми всего мира герои – это Карлсон и его верный друг Малыш. Умерла писательница 28 января 2002 года. Работа с иллюстрацией. – Кто это изображён на иллюстрации? – Почему он над домами, над улицей? – Где же он живёт? Откуда вы об этом узнали? – О каких его проделках вы знаете? Откуда? – Мы уже читали о гномах, о хоббите, о куклах, но никто из них не умел летать. Помните, как хотел стать тучкой Винни-Пух, как катались на облаках Муми-тролли? Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка! 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение по частям. Первую часть читает учитель + ученики(Алёша и Дима) Задание классу: отмечайте галочкой слово «обыкновенный» Слайд 7 Вопросы после чтения: - Сколько раз употребляет писательница это слово? Что значит «обыкновенный»? – В начале текста писательница шесть раз повторяет слово обыкновенный. С какой целью? (Убедить читателей в том, что всё, что будет дальше, может случиться с каждым.) -Найдите как звали брата и сестру Малыша в 1 абз – Почему все дети в семье названы по именам, а Малыш – нет? (Он самый обыкновенный мальчик, не важно, как его зовут.) – Прочитайте, как выглядит обыкновенный мальчик Малыш. – Если Малыш – совсем обыкновенный, то Карлсон во всём необычен. Найдите в тексте описание его портрета. – С кем сравнивает автор летящего Карлсона? Директор –это взрослый человек, какие качества взрослых увидела автор в Карслоне? – Как вы понимаете слова самоуверенный, хитроумный? Внимание на экран, посмотрим, что в портрете Карлсона мы нашали и что можем добавить Слайд 8 портрет Карлсона (Всецело полагающийся на себя, высоко оценивающий свои силы. 2. Решительный,.) – Только Малыш знает о существовании Карлсона. Взрослые его не замечают. – Вот такой необычный человечек появился однажды в жизни Малыша. - Прочитаем последний абзац в 1 части медленно, быстро.(самост чт) В темпе скороговорки, чётко проговаривая окончания (в парах 1вар-2 вар) -Поднимите руку, кому понравилось чтение соседа. (Прослушать 2 варианта) Откройте стр 23 в раб тетр зад №5 Это задание выполните дома. Физминутка Карлсон всех зовет на крышу. Поднимайтесь все неслышно. Руки в сторону поднять, На носки всем срочно встать. Подтянитесь Выше, выше… Опуститесь, улыбнитесь, А теперь, прошу , садитесь. – Но пора узнать, а как же познакомились Малыш и Карлсон. Но прежде чем мы начнём читать текст по учебнику, послушайте, в какой день случится это знакомство. Слайд 9 Чтение текста учителемили прослушивание грамзаписи. Их знакомство произошло в один из тех неудачных дней, когда быть малышом не доставляло никакой радости, хотя обычно быть малышом чудесно. Ведь Малыш – любимец всей семьи, и каждый балует его, как только может. Но в тот день всё шло шиворот-навыворот. Мама выругала его за то, что он опять разорвал штаны, Бетан крикнула ему: «Вытри нос!», а папа рассердился потому, что Малыш поздно пришёл из школы. – По улицам слоняешься! – сказал папа. «По улицам слоняешься!» Но ведь папа не знал, что по дороге домой Малышу повстречался щенок. Милый, прекрасный щенок, который обнюхал Малыша и приветливо завилял хвостом с таким видом, словно хотел стать его щенком. Если бы это зависело от Малыша, то желание щенка тут же осуществилось бы. Но беда заключалась в том, что мама и папа ни за что не хотели держать в доме собаку. А кроме того, из-за угла вдруг появилась какая-то тётка и закричала: «Рики! Рики! Сюда!» – и тогда Малышу стало совершенно ясно, что этот щенок уже никогда не станет его щенком. – Похоже, что всю жизнь проживёшь вот так, без собаки, – с горечью сказал Малыш, когда всё обернулось так скверно. – Вот у тебя, мама, есть папа; и Боссе с Бетан тоже всегда вместе. А у меня – у меня никого нет!.. – Дорогой Малыш, ведь у тебя все мы! – сказала мама. – Не знаю... – с ещё большей горечью произнёс Малыш, потому что ему вдруг показалось, что у него действительно никого и ничего нет на свете. Впрочем, у него была своя комната, и он туда отправился. – Что же расстроило Малыша в тот день? – Каким он себя чувствовал? (Одиноким, несчастным, обиженным.) – Можем ли мы сказать, какой был Малыш? (Добрый, любящий животных, мечтательный.) Чтение 2-й части. Диалог с автором, комментированное чтение по цепочке. Образец чтения: Стоял ясный весенний вечер, окна были открыты, и белые занавески медленно раскачивались, словно здороваясь с маленькими бледными звёздами, только что появившимися на чистом весеннем небе. Малыш облокотился о подоконник и стал смотреть в окно. Он думал о том прекрасном щенке, который повстречался ему сегодня. Быть может, этот щенок лежит сейчас в корзинке на кухне и какой-нибудь мальчик – не Малыш, а другой мальчик – сидит рядом с ним на полу, гладит его косматую голову и приговаривает: «Рики, ты чудесный пёс!» Малыш тяжело вздохнул. (Он очень страдает оттого, что у него нет щенка.) - Прочитаем грустно. (Упражнение в чтении про себя, потом вслух в парах1в-2в) Л Вдруг он услышал какое-то слабое жужжанье. (В. Интересно, что это за жужжанье? О. Ответы-предположения детей.) Оно становилось всё громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек. (П.) - Прочитаем это предложение с удивлением (Упражнение в чтении про себя, потом вслух в парах 2в-1в) За лучшее чтение дети получают смайлики Это и был Карлсон, который живёт на крыше. Но ведь в то время Малыш ещё не знал его. Карлсон окинул Малыша внимательным, долгим взглядом и полетел дальше. (В. Почему так долго и внимательно Карлсон смотрит на Малыша? О. Ответы-предположения детей.) Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну. (Очевидно, Карлсон понял, кому он сейчас нужен.) Затем он набавил скорость и пронёсся мимо Малыша, как настоящий маленький самолёт. Потом он сделал второй круг. Потом третий... (В. Чего добивается Карлсон? О. Ответы-предположения детей.) Малыш стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. У него просто дух захватило от волнения (было трудно дышать от избытка чувств, от сильных переживаний) и по спине пробежали мурашки (В. Отчего?) – ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие, толстые человечки (П.). 3. Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа. – Расскажите, как состоялась встреча а Карлсона. (смайлик за вопрос) –Каким вы увидели малыша? (Грустный, добрый, фантазёр) Внимание на экран: проверим, все ли предположения мы высказали) Слайд 10 - Что значит фантазёр? Фантазёром его считают его родители, тк они не верят, что Карлсон существует. Считают, что Карлсон – это фантазия малыша. |