СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе ("Житие Александра Невского")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе ("Житие Александра Невского")»

Древнерусская литература «Житие Александра Невского» (фрагменты) 8 класс

Древнерусская литература

«Житие Александра Невского» (фрагменты)

8 класс

Планируемые результаты: Воспитание уважения к русской истории и культурному наследию Древней Руси, патриотизма и уважения к Родине. Умение осознавать художественную картину прошлого, отраженную в литературе. Знать понятие жития как жанра древнерусской литературы. Художественные особенности воинской повести и жития.

Планируемые результаты:

  • Воспитание уважения к русской истории и культурному наследию Древней Руси, патриотизма и уважения к Родине.
  • Умение осознавать художественную картину прошлого, отраженную в литературе.
  • Знать понятие жития как жанра древнерусской литературы. Художественные особенности воинской повести и жития.
Что такое житийная (агиографическая) литература?   Житие -  жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением жития занимается агиография. Агиография - богословская   дисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.

Что такое житийная (агиографическая) литература?

Житие - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением жития занимается агиография.

Агиография - богословская   дисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.

Основные призраки житийной (агиографической) литературы: Вид церковной литературы, представляющий собой жизнеописание людей, канонизированных хпристианской церковью, т. Е. признанных святыми; Религиозная оценка описываемого; Автор жития неизвестен или не назван; Жития святых – канонические признанные церковью книги.

Основные призраки житийной (агиографической) литературы:

  • Вид церковной литературы, представляющий собой жизнеописание людей, канонизированных хпристианской церковью, т. Е. признанных святыми;
  • Религиозная оценка описываемого;
  • Автор жития неизвестен или не назван;
  • Жития святых – канонические признанные церковью книги.
Требования житийского канона: 1. Описание пути подвижника к спасению 2. Отбор биографических черт святого (по схеме христианского идеала): - рождение святого от благочастивых родителей; - равнодушие к детским играм, чтение божественных книг; - отказ от брака, уход от мира, монашество; основание обители; Предсказание даты своей кончины, благочастивая смерть; Посмертные чудеса и нетление мощей. 3. Строгая композиционная структура жития: пространное предисловие; особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающая святость подвижника; похвальное слово святому; четвертая часть жития, появившаяся позже в связи с установлением особого культа святых; бессмертие святого после завершения его земной жизни; посмертные чудес, нетление и чудотворение его мощей.

Требования житийского канона:

1. Описание пути подвижника к спасению

2. Отбор биографических черт святого (по схеме христианского идеала):

- рождение святого от благочастивых родителей;

- равнодушие к детским играм, чтение божественных книг;

- отказ от брака, уход от мира, монашество;

  • основание обители;
  • Предсказание даты своей кончины, благочастивая смерть;
  • Посмертные чудеса и нетление мощей.

3. Строгая композиционная структура жития:

  • пространное предисловие;
  • особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающая святость подвижника;
  • похвальное слово святому;
  • четвертая часть жития, появившаяся позже в связи с установлением особого культа святых;
  • бессмертие святого после завершения его земной жизни;
  • посмертные чудес, нетление и чудотворение его мощей.

Черты жанра древнерусской воинской повести:

  • Воинская повесть — жанр древнерусской литературы XI— ХIV веков.
  • В основе воинской повести лежит изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов.
  • Патриотический пафос воинской повести сочетается с публицистической оценкой событий, эпичность — с взволнованным лиризмом.
  • Центральный герой воинской повести - реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина.
  • Важное место в воинской повести занимает красочное описание сражений.
  • Центральной темой воинских повестей ХIII—XIV веков стала борьба с татаро-монгольскими завоевателями; усилилась религиозная трактовка событий и воздействие устного народно-поэтического творчества.
  • В конце XIV — начале XV века воинская повесть испытывает воздействие агиографии и деловой письменности. Положительные герои начинают предаваться благочестивым размышлениям, молятся, в произведениях рисуются религиозные картины помощи небесных сил.
  • Во второй половине XVII века воинская повесть уступает место новым жанрам - бытовой и авантюрно-приключенческой повести.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Из древнерусской литературы»:

- устно ответить на вопрос 2 и 3 из раздела учебника «Проверьте себя», стр. 22

Вопросы по теме «Древнерусская литература» Когда появилась древнерусская литература? Как называется один из основных жанров древнерусской литературы, который представляет собой сообщение, описание событий; погодную запись исторических событий? Что означало слово «лето» в древнерусском языке? Как называется произведение, которое стало основным источником сведений о прошлом Русской земли? Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы?

Вопросы по теме «Древнерусская литература»

  • Когда появилась древнерусская литература?
  • Как называется один из основных жанров древнерусской литературы, который представляет собой сообщение, описание событий; погодную запись исторических событий?
  • Что означало слово «лето» в древнерусском языке?
  • Как называется произведение, которое стало основным источником сведений о прошлом Русской земли?
  • Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы?
Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.  Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования .

Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования .

Александр Невский (1221-1263) Великий князь, во время правления которого Русь отстояла свою независимость от католического Запада. Если на этом направлении Александр Невский действовал как воин, то в отношениях с Востоком он был дипломатом, который сумел сохранить Русскую землю в условиях татаро-монгольского нашествия. Русской Православной Церковью канонизирован как святой.

Александр Невский (1221-1263)

Великий князь, во время правления которого Русь отстояла свою независимость от католического Запада. Если на этом направлении Александр Невский действовал как воин, то в отношениях с Востоком он был дипломатом, который сумел сохранить Русскую землю в условиях татаро-монгольского нашествия. Русской Православной Церковью канонизирован как святой.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»: Кто и когда создаёт «Житие Александра Невского»? Что можно сказать об авторе «Жития…»? О каких трёх подвигах Александра Невского повествует автор? Какова роль «Жития…» в истории древнерусской литературы? «…В субботу, 5 апреля, Сырой рассветною порой Передовые рассмотрели Идущих немцев тёмный строй...»  К. Симонов («Ледовое побоище»)

Чтение и обсуждение статьи учебника «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»:

  • Кто и когда создаёт «Житие Александра Невского»?
  • Что можно сказать об авторе «Жития…»?
  • О каких трёх подвигах Александра Невского повествует автор?
  • Какова роль «Жития…» в истории древнерусской литературы?

«…В субботу, 5 апреля,

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев тёмный строй...»

К. Симонов («Ледовое побоище»)

Подведение итогов  Художественные особенности воинской повести и жития Какие особенности художественного стиля можно обнаружить в «Житии Александра Невского»? Восхваление личности святого (эпитеты, сравнения, речевая характеристика героя, особенности его молитв). Историзм повествования (точные даты, историческая панорама эпохи). Патриотический пафос повествования. Красочное описание сражений. Фантастические элементы. Итоговый вопрос: в чём специфика содержания и формы «жития Александра Невского»?

Подведение итогов Художественные особенности воинской повести и жития

Какие особенности художественного стиля можно обнаружить в «Житии Александра Невского»?

  • Восхваление личности святого (эпитеты, сравнения, речевая характеристика героя, особенности его молитв).
  • Историзм повествования (точные даты, историческая панорама эпохи).
  • Патриотический пафос повествования.
  • Красочное описание сражений.
  • Фантастические элементы.

Итоговый вопрос: в чём специфика содержания и формы «жития Александра Невского»?

Домашнее задание: Ответьте письменно на вопрос «Что нового появилось в русской литературе XVII века?» Подготовить пересказ «Последний подвиг Александра» с сохранением особенностей языка жития. Составить письменную характеристику Александра Невского или письменно ответить на вопрос «Каковы художественные особенности воинской повести и жития?» (по выбору учащихся).

Домашнее задание:

  • Ответьте письменно на вопрос «Что нового появилось в русской литературе XVII века?»
  • Подготовить пересказ «Последний подвиг Александра» с сохранением особенностей языка жития.
  • Составить письменную характеристику Александра Невского или письменно ответить на вопрос «Каковы художественные особенности воинской повести и жития?» (по выбору учащихся).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!