Образовательная: рассмотреть особенности романтического героя на примере главного персонажа поэмы Лермонтова.
Развивающая: развивать навыки характеристики героя, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; развивать навыки мышления, речи.
Воспитательная: создать условия для воспитания коммуникативной культуры, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.
Регулятивные: совершенствование умения учащихся работать с книгой, самостоятельно добывать знания; совершенствование умения характеризовать героев
Коммуникативные и познавательные: развивать познавательный интерес; культуру устной речи,
Личностные: укреплять интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова; формировать уважение к русской литературе.
Учитель | Деятельность и ответы учащихся |
Попробуем коротко сформулировать тему поэмы Сформулируйте идею, главную, обобщающую мысль в художественном произведении, отражающую отношение автора к действительности Каково, по-вашему, главное настроение поэмы? | Судьба молодого человека, попавшего в плен и умершего в неволе Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует / Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре. Одновременно грустное, печальное и торжествующее, содержащее веру в лучшее, в возможность счастья |
Таким образом, и в настроении, и в идее, и в теме словно сочетается несочетаемое: жизнь и смерть, печаль и вера, безысходность и счастье. Такое противоречие можно объяснить принадлежностью поэмы к такому литературному направлению, как романтизм. Поэма Лермонтова «Мцыри» - один из шедевров литературы романтизма | |
| Ответить на вопрос «Почему Мцыри мы называем романтическим героем? Каковы особенности образа Мцыри как образа романтического?" |
Назовите основные композиционные части и расположите их в определенной хронологической последовательности Определите и запишите: какие чувства переживает герой в определенной композиционной части, какие черты характера героя проявляются? Какие грани личности мцыри раскрываются в эпизодах «Встреча с грузинкой» и «Битва с барсом»? Что значит для Мцыри жить? быть свободным? Подберите цитаты для ответа на вопрос. Сделайте вывод, о какой личности пишет Лермонтов? Каков его жизненный идеал? | 1. Жизнь в монастыре 2. Побег из монастыря. 3. Пейзаж на свободе. 4. Встреча с грузинкой. 5. Бой с барсом. 6. Опять монастырская стена 7. Исповедь. Одиночество Смелость Радость, наслаждение Любовь Храбрость, упоение борьбой Отчаяние Прощание с жизнью, желание умереть Ответы учащихся Приведение цитат из текста поэмы. Вывод - герой в литературе романтизма — человек исключительный. Он велик своим духом, могучими страстями, высокими стремлениями, непокорностью и нежеланием мириться с обыденностью и прозаической сущностью бытия. Запись в схему на доске |
Рассмотрим обстоятельства – мир, который окружает мцыри. С какими словами ассоциируется жизнь Мцыри в монастыре? А какой предстает природа Кавказа? (1 вариант – см. главу 6, 2 вариант – главу 11) В какой момент автор описывает природу? Доказать, что пейзаж необычен, даже экзотичен. Каково состояние Мцыри в этих эпизодах? Как соотносятся между собой описание монастыря и описание Кавказа? Сделайте вывод, в каком соотношении находится романтический герой с обстоятельствами. | Плен, неволя - процитировать. Монастырь – это действительность, не принимаемая Мцыри. глава 6. Мцыри говорит монаху о красоте мира. Мощь и богатство кавказской природы. Олицетворения, метафоры, сравнения. Герой любуется природой, на сердце легкость. Становится понятней жажда свободы Мцыри. глава 11. Пейзаж после грозы. Всё напоено предчувствием счастья и любви. Можно увидеть полёт ангела. Вольная жизнь как рай. Природа – это идеал вольной и счастливой жизни. Противопоставлены. Но они противопоставлены и Мцыри. В этом парадокс. Мцыри к диалогу с миром не готов. Ему не суждено обрести гармонию со свободным и прекрасным миром природы Кавказа. существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности, между ними существует непоправимое несоответствие. Человек и обстоятельства находятся в трагическом противостоянии. Запись в схему на доске |
В чем трагедия Мцыри, по-вашему? Его возвращение в монастырь – это случайность или обреченность? Сделайте вывод о закономерности судьбы романтического героя. | С одной стороны, герой умирает. Но гораздо трагичнее то, что он возвращается в монастырь. Глава 20. Его идеал оказался недостижим. На самом деле он умирает не от ран, полученных в схватке с барсом. Он умирает после трагических метаний по кругу в попытках обрести недостижимую цель. Судьба романтического героя чаще всего трагична. Счастье и покой невозможны. Остаются страдания и героическая смерть — но не смирение. |
| Подготовка 2 минуты. Учащиеся в парах рассказывают, почему мцыри – романтический герой (с опорой на схему в тетради) |
| Отрывок наизусть не менее 45-50 строк (например, главы 17+18) |