СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет рассмотреть особенности  романтического  героя  на  примере главного  персонажа  поэмы Лермонтова

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой»»

Клокова Юлия Михайловна

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой»

Цели урока

Образовательная: рассмотреть особенности романтического героя на примере главного персонажа поэмы Лермонтова.

Развивающая: развивать навыки характеристики героя, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; развивать навыки мышления, речи.

Воспитательная: создать условия для воспитания коммуникативной культуры, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: совершенствование умения учащихся работать с книгой, самостоятельно добывать знания; совершенствование умения характеризовать героев

Коммуникативные и познавательные: развивать познавательный интерес; культуру устной речи,

Личностные: укреплять интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова; формировать уважение к русской литературе.

Основные виды деятельности: освоение теоретико-литературного понятия «романтический герой», соотнесение его с текстом поэмы Лермонтова, беседа; записи в тетрадь; составление плана; подбор цитат; интерпретация прочитанного.

Ход урока

(см. схема на доске)



Учитель

Деятельность и ответы учащихся

  • Попробуем коротко сформулировать тему поэмы

  • Сформулируйте идею, главную, обобщающую мысль в художественном произведе­нии, отражающую отношение автора к действительности

  • Каково, по-вашему, главное настроение поэмы?


Судьба молодого человека, попавшего в плен и умершего в неволе


Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует / Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.



Одновременно грустное, печальное и торжествующее, содержащее веру в лучшее, в возможность счастья

  • Таким образом, и в настроении, и в идее, и в теме словно сочетается несочетаемое: жизнь и смерть, печаль и вера, безысходность и счастье. Такое противоречие можно объяснить принадлежностью поэмы к такому литературному направлению, как романтизм. Поэма Лермонтова «Мцыри» - один из шедевров литературы романтизма


  • Запишем тему урока «Мцыри как романтический герой». В связи с этим определим цель. Назовите её.


Ответить на вопрос «Почему Мцыри мы называем романтическим героем? Каковы особенности образа Мцыри как образа романтического?"

  • Для определения первой черты романтического героя проанализируем сюжет поэмы.

Назовите основные композиционные части и расположите их в определенной хронологической последовательности

  • Определите и запишите: какие чувства переживает герой в определенной композиционной части, какие черты характера героя проявляются?


  • Какие грани личности мцыри раскрываются в эпизодах «Встреча с грузинкой» и «Битва с барсом»?

  • Что значит для Мцыри жить? быть свободным? Подберите цитаты для ответа на вопрос.

  • Сделайте вывод, о какой личности пишет Лермонтов? Каков его жизненный идеал?


1. Жизнь в монастыре

2. Побег из монастыря.

3. Пейзаж на свободе.

4. Встреча с грузинкой.

5. Бой с барсом.

6. Опять монастырская стена

7. Исповедь.







  1. Одиночество

  2. Смелость

  3. Радость, наслаждение

  4. Любовь

  5. Храбрость, упоение борьбой

  6. Отчаяние

  7. Прощание с жизнью, желание умереть



Ответы учащихся





Приведение цитат из текста поэмы.




Вывод - герой в литературе романтизма — человек исключительный. Он велик своим духом, могучими страстями, высокими стремлениями, непокорностью и нежеланием мириться с обыденностью и прозаической сущностью бытия.

Запись в схему на доске

  • Рассмотрим обстоятельства – мир, который окружает мцыри.

  • С какими словами ассоциируется жизнь Мцыри в монастыре?

  • А какой предстает природа Кавказа? (1 вариант – см. главу 6, 2 вариант – главу 11)

  • В какой момент автор описывает природу? Доказать, что пейзаж необычен, даже экзотичен. Каково состояние Мцыри в этих эпизодах?

  • Как соотносятся между собой описание монастыря и описание Кавказа?


  • Сделайте вывод, в каком соотношении находится романтический герой с обстоятельствами.









Плен, неволя - процитировать. Монастырь – это действительность, не принимаемая Мцыри.

глава 6. Мцыри говорит монаху о красоте мира. Мощь и богатство кавказской природы. Олицетворения, метафоры, сравнения. Герой любуется природой, на сердце легкость. Становится понятней жажда свободы Мцыри.

глава 11. Пейзаж после грозы. Всё напоено предчувствием счастья и любви. Можно увидеть полёт ангела. Вольная жизнь как рай.

Природа – это идеал вольной и счастливой жизни.




Противопоставлены. Но они противопоставлены и Мцыри. В этом парадокс. Мцыри к диалогу с миром не готов. Ему не суждено обрести гармонию со свободным и прекрасным миром природы Кавказа.


существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности, между ними существует непоправимое несоответствие. Человек и обстоятельства находятся в трагическом противостоянии.

Запись в схему на доске

  • В чем трагедия Мцыри, по-вашему? Его возвращение в монастырь – это случайность или обреченность?

  • Сделайте вывод о закономерности судьбы романтического героя.

С одной стороны, герой умирает. Но гораздо трагичнее то, что он возвращается в монастырь. Глава 20. Его идеал оказался недостижим. На самом деле он умирает не от ран, полученных в схватке с барсом. Он умирает после трагических метаний по кругу в попытках обрести недостижимую цель.

Судьба романтического героя чаще всего трагична. Счастье и покой невозможны. Остаются страдания и героическая смерть — но не смирение.


  • Подведение итогов. Мцыри – романтический герой? Докажите.

Подготовка 2 минуты. Учащиеся в парах рассказывают, почему мцыри – романтический герой (с опорой на схему в тетради)

  • Домашнее задание

Отрывок наизусть не менее 45-50 строк (например, главы 17+18)

Оформление доски

Мцыри как романтический герой

Трагическая судьба

Трагическое противостояние человека и обстоятельств

Исключительная личность



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!