СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе "Тучи", "Парус" М.Ю. Лермонтов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая биография М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе "Тучи", "Парус" М.Ю. Лермонтов»

Михаил Юрьевич Лермонтов  1814(Москва)-1841

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814(Москва)-1841

Казался ты и сумрачным и властным, Безумной вспышкой непреклонных сил; Но ты мечтал об ангельски-прекрасном, Ты демонски-мятежное любил! Ты никогда не мог быть безучастным, От гимнов ты к проклятиям спешил, И в жизни верил всем мечтам напрасным: Ответа ждал от женщин и могил! Но не было ответа. И угрюмо Ты затаил, о чем томилась дума, И вышел к нам с усмешкой на устах. И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах!
  • Казался ты и сумрачным и властным,
  • Безумной вспышкой непреклонных сил;
  • Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
  • Ты демонски-мятежное любил!
  • Ты никогда не мог быть безучастным,
  • От гимнов ты к проклятиям спешил,
  • И в жизни верил всем мечтам напрасным:
  • Ответа ждал от женщин и могил!
  • Но не было ответа. И угрюмо
  • Ты затаил, о чем томилась дума,
  • И вышел к нам с усмешкой на устах.
  • И мы тебя, поэт, не разгадали,
  • Не поняли младенческой печали
  • В твоих как будто кованых стихах!
Тарханы - край лермонтовского детства и отрочества. Усадьба бабушки - помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.  
  • Тарханы - край лермонтовского детства и отрочества. Усадьба бабушки - помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.  
Юрий Петрович и Мария Михайловна Лермонтовы

Юрий Петрович и Мария Михайловна Лермонтовы

Елизавета Алексеевна Арсеньева.  

Елизавета Алексеевна Арсеньева.  

Лермонтов получил прекрасное образование, изучал географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал.
  • Лермонтов получил прекрасное образование, изучал географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал.
Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет,  писал уже стихи, поэмы.
  • Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет,  писал уже стихи, поэмы.
После трагической смерти Пушкина он написал стихотворение « Смерть поэта» в 1837 году, полное любви и горя, ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава.
  • После трагической смерти Пушкина он написал стихотворение « Смерть поэта» в 1837 году, полное любви и горя, ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава.
Лермонтов рисовалвсю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Названия некоторых из них: Автопортрет. Вид Пятигорска. Перестрелка в горах Дагестана. Воспоминания о Кавказе. Бой при Валерике. Конь. Рисунок из альбома матери.
  • Лермонтов рисовалвсю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Названия некоторых из них:
  • Автопортрет.
  • Вид Пятигорска.
  • Перестрелка в горах Дагестана.
  • Воспоминания о Кавказе.
  • Бой при Валерике.
  • Конь.
  • Рисунок из альбома матери.
ПАРУС Белеет парус одинокой  В тумане моря голубом!..  Что ищет он в стране далекой?  Что кинул он в краю родном?...  Играют волны — ветер свищет,  И мачта гнется и скрыпит...  Увы! Он счастия не ищет  И не от счастия бежит!  Под ним струя светлей лазури,  Над ним луч солнца золотой...  А он, мятежный, просит бури,  Как будто в бурях есть покой!
  • ПАРУС
  • Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?... Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Антитеза  – противопоставление образов, героев, картин. Инверсия  – художественный прием, необычный порядок слов в предложении.
  • Антитеза  – противопоставление образов, героев, картин.
  • Инверсия  – художественный прием, необычный порядок слов в предложении.
Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества  М. Ю. Лермонтова . Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. 
  • Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества  М. Ю. Лермонтова . Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. 
-Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? -Какое настроение овладело вами? -Какую картину вы представили себе во время чтения?
  • -Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
  • -Какое настроение овладело вами?
  • -Какую картину вы представили себе во время чтения?
Проблема одиночества возникает и в этом стихотворении Лермонтова. Можно сказать, что одиночество – один из основных мотивов в лирике поэта. Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя.
  • Проблема одиночества возникает и в этом стихотворении Лермонтова. Можно сказать, что одиночество – один из основных мотивов в лирике поэта.
  • Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя.
Домашнее задание . Выучить стихотворение «Тучи» наизусть.
  • Домашнее задание .
  • Выучить стихотворение «Тучи» наизусть.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!