Тема: Резервный урок. Идейно-нравственные проблемы в произведении. Евгений Иванович Носов «Живое пламя».
Цель: раскрытие содержания, темы, идеи рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», повторить биографические сведения об авторе
Задачи:
Обучающая: формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, определять тему и идею произведения, донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека, священной памяти о погибших на войне.
Развивать речь, читательскую грамотность учащихся, мыслительные процессы: понимание, анализ, синтез, оценка, применение; логическое и творческое мышление;
Воспитывать чувство патриотизма как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности, укрепление духовной связи между поколениями, обращение сознания школьников к высоким нравственным идеалам, которые имели место в Отечественной истории; сохранение благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Планируемые результаты
Читательская грамотность: развитие антиципации (умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации); полноценного восприятия текста; формирование эмоциональной отзывчивости (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору).
Глобальные компетенции: выявление заложенных в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания, понимать и формулировать нравственный пафос литературного произведения, формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, характеризовать героев произведения
Предметные: владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, , определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), определение в произведении композиции, элементов сюжета, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, понимание авторской позиции и свое отношение к ней, понимать и формулировать тему и идею, характеризовать героев произведения
Ход урока
Организационный момент
- Верите ли вы, что некоторые цветы могут олицетворять определенные чувства человека: роза- любовь, хризантема- печаль, гвоздика и маки- память?
- Верите ли вы, что в определенной ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать собой ради жизни других людей?
- Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людях?
- Молодцы, вы хорошо справились с вопросами. Наша с вами задача убедиться в правильности данных утверждений или опровергнуть их.
Самоопределение к деятельности
- Нам предстоит выполнить сложную и интересную работу. На уроке мы вспомним о самом трагическом периоде в истории нашей страны – Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов, познакомимся с рассказом Е. Носова «Живое пламя».
Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – маки. За каждый правильный ответ – цветок. Кто наберет три цветка и больше, тот получит за урок «5».
- Что же олицетворяют маки.
Красный мак-символ памяти. Существует много легенд о маках и их происхождении. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из кро́ви распятого Христа и с тех пор растёт там, где пролило́сь много человеческой крови.
11 ноября считается Днём Памяти всех погибших на полях сражений. Символом этого дня во многих странах является красный мак.
- Посмотрите внимательно на название, предположите, о чём может повествовать нам рассказ с таким названием?
Работа по теме урока
Знакомство с автором
- Но прежде чем мы обратимся к рассказу Е.И. Носова «Живое пламя», давайте познакомимся с автором. А поможет нам в этом учебник (с.101-102)
- Е. И. Носов — родом из курских мест, писатель, с любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду. Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.
Работа с текстом.
- Читать мы будем с остановками.
1 часть от слов «Тетя Оля заглянула…» до слов «..и только вид портит».
- Предложите по данному отрывку вопросы одноклассникам, называя того, кому его адресуете.
Предполагаемые вопросы:
- Почему тетя Оля не любила сеять маки? (Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел).
- Объясни лексическое значение слова берестяной (короб) – сделанный из бересты.
- Что такое зава́линка? (Земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы. (Словарь Ожегова).
- Найдите в отрывке сравнительные обороты. (точно мрамор, бел; горят, будто маков цвет.)
- Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдет?
2 часть от слов «Но я все-таки сыпанул…» до слов «…живи на здоровье».
- Кто такой Алексей?
- Что вспоминает о нём тётя Оля? («Это мой сын Алексей», «юноша в летной форме», «Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал»).
3 часть от слов «Подавая мне тяжелую…» до слов «…три тугих, тяжелых бутона».
- Сформулируйте свои вопросы для одноклассников.
Предполагаемые вопросы:
- Как выглядела клумба тёти Оли? («клумба стояла неузнаваемой», «коврик, напоминавший настоящий ковер», «лента маттиол - скромных ночных цветков»)
- Как показаны маки на фоне окружающих цветов?
(Маки предстают полными скрытой жизненной силы, «выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.»)
4 часть от слов «Распустились они …» до слов «…и прочая аристократия».
- Найдите слова, которыми автор описывает маки.
- Какие художественные средства использует автор при описании маков?
- Заполните таблицы, которые лежат у вас на столах:
СРАВНЕНИЯ: «маки походили на зажженные факелы», «рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия» |
ЭПИТЕТЫ: «полупрозрачные алые лепестки», «трепетно-ярким огнем», «густым багрянцем», «озорной, обжигающей яркостью» |
МЕТАФОРЫ: «солнце пронизывало светом», «полыхающими на ветру языками пламени», «вспыхивали трепетно-ярким огнем», «стоит только прикоснуться - сразу опалят!», «маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью» |
5 часть от слов «Два дня буйно пламенели маки…» до слов «…вдруг заторопилась в дом».
- Сколько дней цвели маки?
- Как вы понимаете слова тёти Оли:
- Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...
- Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тётя Оля?
6 часть от слов «Мне уже рассказывали …» до конца.
- Что мы узнали о сыне тёти Оли? (он пошёл на таран)
- Какой человек способен на такой поступок?
- Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение макам? (напоминали о короткой, но яркой жизни сына)
- В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми.
- Как вы думаете, о каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить? (Любовь к Родине. Память. Подвиг во имя жизни других людей).
Самостоятельная работа в тестовом режиме со взаимопроверкой.
- Предлагаю выполнить тест по произведению Е. И. Носов. "Живое пламя".
Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.
1) Сына тети Оли зовут Алексей | А) ДА | Б) НЕТ |
2) Маки цвели неделю. | А) ДА | Б) НЕТ |
3) Клумбу опоясывала лента маттиол | А) ДА | Б) НЕТ |
4) Е. Носов написал рассказ «Живое пламя» | А) ДА | Б) НЕТ |
5) Сказав: " Да, сгорел...короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...",- тетя Оля имела в виду судьбу сына. | А) ДА | Б) НЕТ |
Взаимопроверка.
Ответы: 1.А, 2. Б, 3.А, 4.А, 5. А.
Самооценка
5 правильных ответов – 5
4 правильных ответа – 4
3 правильных ответа – 3
2 и менее правильных ответа - 2
Итог
- Как вы думаете, ребята, чему учит рассказ Евгения Ивановича Носова?
- О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Носова. Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в людских сердцах. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшими маками на клумбе и на бескрайних полях земли русской.
- Продолжите предложения:
Человеческая память– это способность…
Рассказ Е.И. Носова научил меня…
Рефлексия
- Перед вами листы бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой вы выразите свое мнение, которое появилось у вас после урока.
Большой – для меня было важным и интересным на уроке…
Указательный – я после урока понял…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)
Безымянный – мне на уроке работалось отлично, комфортно, некомфортно, плохо, хорошо….
Мизинец – я ещё хочу узнать…
Домашнее задание: выполните на выбор следующие задания
1. Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.
2. Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.
3. Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.